• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Современные институты культуры стран Востока

Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Когда читается: 5-й курс, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс дает представление о культурных институциях стран Востока в ХХ-XXI в., рассматривает меняющуюся роль культурных учреждений, их функции в современном мире. В рамках курса студенты изучают как культурные учреждения формируют, презентуют и распространяют культуру, какие ключевые темы актуальны в культурном секторе стран Азии Африки и как они решаются государственными и частными учреждениями.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с ключевыми направлениями и базовыми концепциями в рамках изучения культурных институтов и развития современного искусства в странах Азии и Африки.
  • Сформировать у обучающихся представление об основных теоретических направлениях культурологических исследований.
  • Ориентироваться в исторической динамике вопроса, знать основные подходы анализа современной культуры и художественной сцены стран Востока.
  • Развить способность использовать знания об особенностях развития культуры и искусств стран Азии и Африки в профессиональной и исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает: ключевые теории, базовые концепции и специфическую терминологию культурологических исследований, основные культурные конституции стран Востока, ориентируется в творчестве мастеров современного искусства стран Азии и Африки.
  • Знает: ключевые правовые проблемы защиты культурных ценностей, особый правовой режим отдельных культурных ценностей.
  • Умеет: ориентироваться в исторической динамике развития вопроса; разбираться в концептуализации современной культуры стран Азии и Африки.
  • Имеет навыки: (приобрел опыт) использования знаний об истории культурных институтов стран Азии и Африки в практике межкультурной коммуникации; корректного применения профессиональной терминологии при исследовании культурных явлений и искусств стран Востока.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. История формирования институтов культуры стран Ближнего Востока.
  • Тема 2. История формирования институтов культуры стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты по материалам курса
    В конце каждого семинара студент должен пройти тест из 10 вопросов по теме семинара: на выбор одного или нескольких правильных ответов, заполнение пропуска, атрибуции памятника.
  • неблокирующий Доклад на семинаре
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке. Тема доклада утверждается через 5 дней после 1 лекции курса. На каждом семинаре курса должен быть сделан минимум 1 доклад, максимум — 3 доклада.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль, экзамен: по дисциплине представляет собой устный экзамен, состоящий из 1-го теоретического вопроса и визуального теста, который предполагает ответ о термине/ или собрании памятников стран Востока (10 вопросов в билете; 1 балл за правильный ответ), умение определить коллекцию музея, и его место в истории искусств и культуры стран Востока.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.3 * Доклад на семинаре + 0.3 * Тесты по материалам курса + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Balaghi, S. (2009). Cultural Policy in the Islamic Republic of Iran. Middle East Report, (250), 15. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=poh&AN=37263077
  • Bhatti, S. (2012). Translating Museums : A Counterhistory of South Asian Museology. Walnut Creek, Calif: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=465780
  • Denton, K. A. (2014). Exhibiting the Past : Historical Memory and the Politics of Museums in Postsocialist China. Honolulu: University of Hawaii Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=732404
  • Сафонов, А. А.  Музейное дело и охрана памятников : учебник и практикум для вузов / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 365 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15742-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/565600 (дата обращения: 04.07.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kavanagh, G. (1996). Making Histories in Museums. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=242952
  • Naoko Sonoda. (2016). New Horizons for Asian Museums and Museology. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D8CD1985
  • Troelenberg, E.-M., & Savino, M. (2017). Images of the Art Museum : Connecting Gaze and Discourse in the History of Museology. Boston: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1466625
  • Walsh, K. (1992). The Representation of the Past : Museums and Heritage in the Post-Modern World. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=72295

Авторы

  • Алферова Наталья Васильевна