Бакалавриат
2025/2026





Современные институты культуры стран Востока
Статус:
Курс по выбору (Востоковедение)
Где читается:
Институт востоковедения и африканистики
Когда читается:
5-й курс, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Курс дает представление о культурных институциях стран Востока в ХХ-XXI в., рассматривает меняющуюся роль культурных учреждений, их функции в современном мире. В рамках курса студенты изучают как культурные учреждения формируют, презентуют и распространяют культуру, какие ключевые темы актуальны в культурном секторе стран Азии Африки и как они решаются государственными и частными учреждениями.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить студентов с ключевыми направлениями и базовыми концепциями в рамках изучения культурных институтов и развития современного искусства в странах Азии и Африки.
- Сформировать у обучающихся представление об основных теоретических направлениях культурологических исследований.
- Ориентироваться в исторической динамике вопроса, знать основные подходы анализа современной культуры и художественной сцены стран Востока.
- Развить способность использовать знания об особенностях развития культуры и искусств стран Азии и Африки в профессиональной и исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения
- Знает: ключевые теории, базовые концепции и специфическую терминологию культурологических исследований, основные культурные конституции стран Востока, ориентируется в творчестве мастеров современного искусства стран Азии и Африки.
- Знает: ключевые правовые проблемы защиты культурных ценностей, особый правовой режим отдельных культурных ценностей.
- Умеет: ориентироваться в исторической динамике развития вопроса; разбираться в концептуализации современной культуры стран Азии и Африки.
- Имеет навыки: (приобрел опыт) использования знаний об истории культурных институтов стран Азии и Африки в практике межкультурной коммуникации; корректного применения профессиональной терминологии при исследовании культурных явлений и искусств стран Востока.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. История формирования институтов культуры стран Ближнего Востока.
- Тема 2. История формирования институтов культуры стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
Элементы контроля
- Тесты по материалам курсаВ конце каждого семинара студент должен пройти тест из 10 вопросов по теме семинара: на выбор одного или нескольких правильных ответов, заполнение пропуска, атрибуции памятника.
- Доклад на семинареСтуденты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке. Тема доклада утверждается через 5 дней после 1 лекции курса. На каждом семинаре курса должен быть сделан минимум 1 доклад, максимум — 3 доклада.
- ЭкзаменИтоговый контроль, экзамен: по дисциплине представляет собой устный экзамен, состоящий из 1-го теоретического вопроса и визуального теста, который предполагает ответ о термине/ или собрании памятников стран Востока (10 вопросов в билете; 1 балл за правильный ответ), умение определить коллекцию музея, и его место в истории искусств и культуры стран Востока.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.3 * Доклад на семинаре + 0.3 * Тесты по материалам курса + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Balaghi, S. (2009). Cultural Policy in the Islamic Republic of Iran. Middle East Report, (250), 15. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=poh&AN=37263077
- Bhatti, S. (2012). Translating Museums : A Counterhistory of South Asian Museology. Walnut Creek, Calif: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=465780
- Denton, K. A. (2014). Exhibiting the Past : Historical Memory and the Politics of Museums in Postsocialist China. Honolulu: University of Hawaii Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=732404
- Сафонов, А. А. Музейное дело и охрана памятников : учебник и практикум для вузов / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 365 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15742-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/565600 (дата обращения: 04.07.2025).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Kavanagh, G. (1996). Making Histories in Museums. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=242952
- Naoko Sonoda. (2016). New Horizons for Asian Museums and Museology. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D8CD1985
- Troelenberg, E.-M., & Savino, M. (2017). Images of the Art Museum : Connecting Gaze and Discourse in the History of Museology. Boston: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1466625
- Walsh, K. (1992). The Representation of the Past : Museums and Heritage in the Post-Modern World. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=72295