Бакалавриат
2025/2026





Новейшая русская литература
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
70
Программа дисциплины
Аннотация
В первой части курса по преимуществу рассматривается подцензурная позднесоветская литература (1960-е – 1980-е годы). Ее дискурсивно-идеологический репертуар, сюжетную и образную специфику мы постараемся осмыслить, сосредотачиваясь на специфичных для поздней фазы советской модерности конструкциях темпоральности. Последние позволяют понять, как советский субъект определял собственное место в историческом движении и механизмы исторического процесса (“революция”, “эволюция”, “прогресс” и т. п.), как выстраивались его отношения с культурно-историческим прошлым и какие сценарии будущего он изобретал. Анализируя формы литературной рефлексии времени и истории, мы остановимся на происходившей в литературе ревизии футуроориентированных нарративов и “утопизма”, на характеристике дискурсивно-риторического и мотивного комплекса, сложившегося в “долгие 1970-е” вокруг понятия “память”, на болезненных моральных контроверзах, возникновение которых советская интеллигенция во многом связывала с кризисным характером современности, на сюжетике и метафорике описания настоящего как фрагмента истории. Задача, решаемая на лекционных и семинарских занятиях, – осмысливая формы переживания прошлого и проектирования будущего в позднесоветской подцензурной литературе, приблизиться к пониманию природы культурного воображения “долгих 1970-х”.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов представлений о специфике позднесоветской культуры, практиках и процедурах формирования позднесоветского субъекта
- Знакомство студентов с разнообразными культурно-идеологическими стратегиями «присвоения» прошлого и конструирования будущего в позднесоветской подцензурной прозе
- Развитие у студентов навыков историко-культурного и литературоведческого анализа
Планируемые результаты обучения
- Демонстрировать знание основных способов нарративизации исторического опыта в позднесоветской прозе (имена, сообщества, тексты)
- Демонстрировать знание о формах манифестации «утопического» и «антиутопического» в позднесоветской культуре и его критике
- Демонстрировать представление о специфике соотношения консервативного (традиционалистского) и инновативного в подцензурной позднесоветской литературе
- Анализировать литературные произведения, реконструируя историко-социальные, идеологические, эстетические контексты их возникновения и бытования
Содержание учебной дисциплины
- Литература поздней советской модерности: культурно-идеологический климат, институты, особенности организации литературного поля
- Литература позднесоветского неопочвенничества и историческая проза 1970-1980-х: «в поисках утраченного»
- Феномен советской научной фантастики: производство образов будущего. Утопическое в позднесоветской культуре
- Травматическое прошлое, насилие, память (позднесоветская военная проза)
- Андеграунд до андеграунда: зарождение поэтического нонконформизма в раннем СССР
- После Сталина: первые неподцензурные сообщества.
- После Бродского: поэзия «длинных 70-х»
- Ветер перемен: поэзия во времена перестройки и дальше
- Автобиографическое письмо, эго-документальность, субъективность.
- От автобиографического письма к автобиографической литературе.
- Автобиографический поворот в русскоязычной литературе второй половины ХХ века.
- Жанровое разнообразие автобиографической литературы XXI в.
Элементы контроля
- Аудиторная работа, 1 модульАудиторная работа предполагает участие студентов в дискуссиях на семинарских занятиях, выступления с сообщениями, ответы на вопросы преподавателя и других студентов.
- Письменная работа, 1 модульЭссе (7 – 8 тысяч знаков) по темам, рассматривавшимся в курсе. Студент может выбрать тему из перечня предложенных преподавателем или сформулировать собственную (в последнем случае необходимо согласование темы). Выполняется письменно, внеаудиторно, сдается преподавателю в электронном виде.
- Аудиторная работа, 2 модульАудиторная работа предполагает выступление студентов с сообщениями и презентациями, обсуждение текстов других участников занятий, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
- Доклад
- ЭкзаменЭкзамен представляет собой самостоятельную письменную работу (эссе) на предложенную или инициативную тему, согласованную с преподавателем. Объем работы от 5 тыс. знаков.
- Аудиторная работа, 3 модульАудиторная работа предполагает участие студентов в дискуссиях на семинарских занятиях, выступления с сообщениями, ответы на вопросы преподавателя и других студентов.
- Домашнее заданиеРабота по выполнению домашних заданий проводится на семинарах во время устной беседы, а также контролируется в конце курса перед экзаменом. Задания выполняются внеаудиторно; если не оговорены особые условия, присылаются преподавателю в день накануне следующего занятия; объем варьируется от 500 знаков до 2000 знаков, включая пробелы, и устанавливается каждый раз отдельно в зависимости от характера конкретного задания.
- ЭкзаменСтуденту предлагается ответить на вопрос из подготовленного преподавателем заранее списка экзаменационных вопросов.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd moduleФормула оценивания в 1-м модуле: Аудиторная работа: активность * 0.6 + Письменная работа: эссе * 0.4 Формула оценивания в 2-м модуле: Аудиторная работа: активность * 0,25 + Доклад: презентация * 0,25 + Экзамен: письменная работа * 0,5
- 2025/2026 3rd moduleФормула оценивания в 3-м модуле: Аудиторная работа: активность * 0.3 + Домашнее задание: домашнее задание * 0.2 + Экзамен: устный экзамен * 0.5
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Soviet Literature of the Thirties: A Reappraisal. Sociocriticism. Vol. II №1 Octobre 1986, , 1986
Рекомендуемая дополнительная литература
- The Making of the State Reader: Social and Aesthetic Contexts of the Reception of Soviet Literature, Dobrenko, E., 1997