• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Научно-исследовательский‌ семинар «Культура Русского зарубежья. Тексты и контексты»

Статус: Курс по выбору (Филология)
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен социальной истории культуры Русского зарубежья 1918–1991. Тексты и судьбы авторов трех “волн” эмиграции из СССР рассматриваются в контексте политических и культурных трансформаций России и Европы в ХХ веке и общественно-политических дискуссий внутри русской диаспоры. В рамках курса студенты знакомятся с основными общественными организациями и культурными институциями Русского зарубежья — в первую очередь, с издательствами и периодической печатью; отвечают на вопросы, как литература диаспоры соотносила себя с советской литературой, русской литературной традицией XIX века, современной культурой Европы и США; знакомятся с теоретико-методологическим инструментарием исследований культурной памяти. Во время дискуссий на семинарах и в рамках подготовки индивидуальных учебных проектов обучающиеся познакомятся с творчеством основных авторов Русского зарубежья: И. Бунина, Г. Адамовича, З. Гиппиус, В. Набокова, И. Бродского, А. Солженицына, В. Аксенова, Э. Лимонова и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. Познакомить студентов с периодами истории, основными авторами, идейными направлениями и культурными тенденциями Русского зарубежья ХХ века 2. Сформировать представление о взаимосвязях между культурой диаспоры, дореволюционной русской культурой и советской культурой 3. Сформировать навыки по поиску и анализу источников по истории культуры русской эмиграции, пониманию ее культурно-исторического и политического контекста 4. Выработать активно-критическое, рефлексивное отношение к дискуссионным вопросам в данной области знаний
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иметь представление об основных проблемах и концептах диаспоральных исследований
  • Уметь применять методологию исследований культурной памяти к изучению истории Русского зарубежья
  • Анализировать тексты эмигрантской литературы, используя различные концепции ностальгии
  • Применять концепцию “мест памяти” Пьера Нора к анализу механизмов трансляции культуры внутри диаспоры
  • Иметь представление о периодизации истории эмиграции из России в XVI—XX вв.
  • Понимать социальные и политические причины формирования “первой волны” русской эмиграции
  • Анализировать тексты авторов “первой волны” в контексте идеологических поисков Русского зарубежья 1917–1939 гг.
  • Иметь представление о влиянии Второй мировой войны и Холодной войны на повседневность и культуру Русского зарубежья
  • Ориентироваться в дискуссиях внутри диаспоры о разрыве/связи разных ветвей русской литературы
  • Понимать механизмы репрезентации Русского зарубежья в советской культуре
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Эмиграция. Память. Травма. Основные концепции и термины исследований памяти, эмиграции и диаспор.
  • Периодизация истории эмиграции из России в XVI—XX вв.
  • Литература Зарубежья и идеологические искания первой волны русской эмиграции.
  • Русское зарубежье и советское государство.
  • Русское зарубежье в кросскультурной перспективе
  • Вторая мировая война и русская эмиграция.
  • По обе стороны “Железного занавеса”: Русское зарубежье и Холодная война
  • “Третья волна”: политические проекты и повседневная жизнь
  • Автобиографические нарративы русского зарубежья. Конструирование идентичности. Историзация / мифологизация себя
  • “Одна литература или две?”
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа 1
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
  • неблокирующий Аудиторная работа 2
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение, ставящее своей целью знакомство с биографией и творчеством одного из деятелей культуры Русского зарубежья ХХ века.Презентация должна не только описывать детали эмигрантской биографии выбранной персоны (эпизоды биографии до эмиграции обозреваются максимально кратко), но и продемонстрировать, какую роль в его/ее творчестве играют категории личной или культурной памяти: родина, дом, утрата, возвращение, память, воспоминание, процесс вспоминания, ностальгия, детство, прошлое и т.д. Либо — как он/она оценивает свое состояние эмиграции или культурную ситуацию диаспоры в целом. Либо — какие проекты политических, общественных или культурных преобразований для России он/она предлагает. Список авторов является рекомендательным, возможно включение в него (по согласованию с преподавателем) других писателей, поэтов, публицистов и иных деятелей культуры Русского зарубежья, которые обращались к категориям персональной и культурной памяти в своем творчестве или мемуарах. Презентация на семинаре и эссе могут быть посвящены двум разным персонам. Презентация и эссе могут быть посвящены нескольким персонам, если они работали совместно (напр. Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус), их семейные отношения определяли общую траекторию их биографий (напр. Марина Цветаева, Сергей Эфрон и их дети) или если студент намерен посвятить эссе сравнению творчества двух авторов (напр. “Дворянская усадьба как “место памяти” в творчестве Ивана Бунина и Владимира Набокова”). Регламент выступления: 10 минут на презентацию + 5 минут на вопросы.
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.1 * Аудиторная работа 1 + 0.1 * Аудиторная работа 2 + 0.3 * Презентация + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Новое недовольство мемориальной культурой, Ассман, А., 2024

Авторы

  • Афанасьева Анастасия Викторовна
  • Козлов Дмитрий Сергеевич
  • Кессель Ксения Витальевна