Бакалавриат
2025/2026




Научно-исследовательский семинар «Культура Русского зарубежья. Тексты и контексты»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Козлов Дмитрий Сергеевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен социальной истории культуры Русского зарубежья 1918–1991. Тексты и судьбы авторов трех “волн” эмиграции из СССР рассматриваются в контексте политических и культурных трансформаций России и Европы в ХХ веке и общественно-политических дискуссий внутри русской диаспоры. В рамках курса студенты знакомятся с основными общественными организациями и культурными институциями Русского зарубежья — в первую очередь, с издательствами и периодической печатью; отвечают на вопросы, как литература диаспоры соотносила себя с советской литературой, русской литературной традицией XIX века, современной культурой Европы и США; знакомятся с теоретико-методологическим инструментарием исследований культурной памяти. Во время дискуссий на семинарах и в рамках подготовки индивидуальных учебных проектов обучающиеся познакомятся с творчеством основных авторов Русского зарубежья: И. Бунина, Г. Адамовича, З. Гиппиус, В. Набокова, И. Бродского, А. Солженицына, В. Аксенова, Э. Лимонова и др.
Цель освоения дисциплины
- 1. Познакомить студентов с периодами истории, основными авторами, идейными направлениями и культурными тенденциями Русского зарубежья ХХ века 2. Сформировать представление о взаимосвязях между культурой диаспоры, дореволюционной русской культурой и советской культурой 3. Сформировать навыки по поиску и анализу источников по истории культуры русской эмиграции, пониманию ее культурно-исторического и политического контекста 4. Выработать активно-критическое, рефлексивное отношение к дискуссионным вопросам в данной области знаний
Планируемые результаты обучения
- Иметь представление об основных проблемах и концептах диаспоральных исследований
- Уметь применять методологию исследований культурной памяти к изучению истории Русского зарубежья
- Анализировать тексты эмигрантской литературы, используя различные концепции ностальгии
- Применять концепцию “мест памяти” Пьера Нора к анализу механизмов трансляции культуры внутри диаспоры
- Иметь представление о периодизации истории эмиграции из России в XVI—XX вв.
- Понимать социальные и политические причины формирования “первой волны” русской эмиграции
- Анализировать тексты авторов “первой волны” в контексте идеологических поисков Русского зарубежья 1917–1939 гг.
- Иметь представление о влиянии Второй мировой войны и Холодной войны на повседневность и культуру Русского зарубежья
- Ориентироваться в дискуссиях внутри диаспоры о разрыве/связи разных ветвей русской литературы
- Понимать механизмы репрезентации Русского зарубежья в советской культуре
Содержание учебной дисциплины
- Эмиграция. Память. Травма. Основные концепции и термины исследований памяти, эмиграции и диаспор.
- Периодизация истории эмиграции из России в XVI—XX вв.
- Литература Зарубежья и идеологические искания первой волны русской эмиграции.
- Русское зарубежье и советское государство.
- Русское зарубежье в кросскультурной перспективе
- Вторая мировая война и русская эмиграция.
- По обе стороны “Железного занавеса”: Русское зарубежье и Холодная война
- “Третья волна”: политические проекты и повседневная жизнь
- Автобиографические нарративы русского зарубежья. Конструирование идентичности. Историзация / мифологизация себя
- “Одна литература или две?”
Элементы контроля
- Аудиторная работа 1Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
- Аудиторная работа 2Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
- ПрезентацияПрезентация представляет собой устное сообщение, ставящее своей целью знакомство с биографией и творчеством одного из деятелей культуры Русского зарубежья ХХ века.Презентация должна не только описывать детали эмигрантской биографии выбранной персоны (эпизоды биографии до эмиграции обозреваются максимально кратко), но и продемонстрировать, какую роль в его/ее творчестве играют категории личной или культурной памяти: родина, дом, утрата, возвращение, память, воспоминание, процесс вспоминания, ностальгия, детство, прошлое и т.д. Либо — как он/она оценивает свое состояние эмиграции или культурную ситуацию диаспоры в целом. Либо — какие проекты политических, общественных или культурных преобразований для России он/она предлагает. Список авторов является рекомендательным, возможно включение в него (по согласованию с преподавателем) других писателей, поэтов, публицистов и иных деятелей культуры Русского зарубежья, которые обращались к категориям персональной и культурной памяти в своем творчестве или мемуарах. Презентация на семинаре и эссе могут быть посвящены двум разным персонам. Презентация и эссе могут быть посвящены нескольким персонам, если они работали совместно (напр. Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус), их семейные отношения определяли общую траекторию их биографий (напр. Марина Цветаева, Сергей Эфрон и их дети) или если студент намерен посвятить эссе сравнению творчества двух авторов (напр. “Дворянская усадьба как “место памяти” в творчестве Ивана Бунина и Владимира Набокова”). Регламент выступления: 10 минут на презентацию + 5 минут на вопросы.
- Эссе
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.1 * Аудиторная работа 1 + 0.1 * Аудиторная работа 2 + 0.3 * Презентация + 0.5 * Эссе