Бакалавриат
2025/2026




Социологический анализ медиатекстов
Статус:
Курс по выбору (Социология и социальная информатика)
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Программа дисциплины
Аннотация
Медиатизация – один из важнейших метапроцессов, формирующих современность (Ф. Кротц). По мере своего развития медиатексты становятся всё более важным и востребованным источником социологических данных. Дисциплина решает задачу формирования всестороннего понимания методологических возможностей анализа медиатекстов, и в то же время направлена на развитие и закрепление навыков проведения социологических полевых исследований, включая разработку программы исследования, подготовку исследовательских инструментов, проведение полевых работ, анализ собранных данных и написание итоговых отчётов. Основным методом исследования, подробно рассматриваемым в рамках дисциплины, является количественный контент-анализ с ручным кодированием. Особое внимание будет уделяться достижению согласованности внутри группы кодировщиков. Студентам предоставляется обзор других подходов (дискурсивный анализ, нарративный анализ, визуальный анализ, фреймовый анализ и т. д.), элементы которых могут быть интегрированы в исследовательскую программу. Возможными объектами изучения являются новостные публикации в российских и зарубежных СМИ, художественная литература, пользовательский контент и т. д. Освоение дисциплины предполагает инициативные исследования студентов по самостоятельно сформулированным темам, которые также могут быть предложены преподавателем. В обоих случаях работа выполняется в небольших проектных группах. Основным результатом курса является презентация результатов исследования, а также отчётные материалы, подготовленные в ходе проекта.
Цель освоения дисциплины
- Освоение теоретических основ и методов социологического анализа медийных текстов.
- Формирование навыков проектирования социологического исследования медийных текстов.
- Развитие компетенций групповой исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения
- Последовательно осуществлять этапы контент анализа медийных текстов, включая моделирование выборки, разработку категорий анализа и кодировку сообщений.
- Применять на практике различные приемы анализа медийных текстов (визуальный анализ, нарративный анализ, анализ дискурса, интент-анализ и т.д.).
- Составлять программу социологического исследования медийных текстов, включая формулирование рабочей гипотезы, выработку методологических и методических оснований.
Содержание учебной дисциплины
- Документ, текст, дискурс.
- Контент-анализ как метод социальных исследований: общий обзор.
- Основные этапы и процедура проведения контент-анализа .
- Визуальный анализ медиатекстов.
- Интенции в медиатекстах. Метод интент-анализа.
- Анализ повестки дня и фреймов в медиа.
- Основные приемы дискурс-анализа.
- Нарративный анализ.
- Комплексный анализ медиатекста (на примере художественных фильмов и сериалов).
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.4 * Групповой проект: защита работы + 0.3 * Домашнее задание + 0.3 * Семинары: активность
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Communication Theory and Research, edited by Denis McQuail, et al., SAGE Publications, 2006. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=334341.
- Franses, P. H., & Paap,Richard. (2001). Quantitative Models in Marketing Research. Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.cup.cbooks.9780521801669
- Qualitative Marketing Research Carson, David J.; Gilmore, Audrey;and more SAGE Publications 2001 ISBN: ISBN number:9780761963660, ISBN number:9781446205358
- Власть коммуникации, Кастельс, М., 2017
- Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практики исследований, Назаров, М. М., 2002
- Методы социологического исследования : Учеб. пособие, Девятко, И. Ф., 2009
- Социология массовой коммуникации : Учебник для вузов, Федотова, Л. Н., 2004
- Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности : Учеб. пособие, Ядов, В. А., 2007
Рекомендуемая дополнительная литература
- Carson, D. (2001). Qualitative Marketing Research. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=593394
- Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., 2017