• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Русская литература в кросс-культурной перспективе

Статус: Маго-лего
Когда читается: 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

В этом по преимуществу практико-ориентированном курсе рассматриваются представления о кросс-культурных связях, осваиваются теории, позволяющие рассматривать литературные тексты в перспективе их кросс-культурного взаимодействия, вырабатываются соответствующие аналитические навыки. Русская литература помещается в сложные социальные и эстетико-идеологические контексты, раскрывающие, с одной стороны, характер ее контактов с иными национальными литературными традициями, а с другой стороны, специфичный для нее ракурс осмысления общих для мировой культуры процессов и тем.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представлений о феномене “кросс-культурности” и соответствующих методах анализа литературного произведения
  • Знакомство студентов с разнообразием художественных стратегий, моделей репрезентации, рецептивных режимов, которые формировались в разных национальных традициях при осмыслении тем и проблем, задающих рамки кросс-культурных исследований (рождение субъекта, переживание “возвышенного”, язык(и) эмоций и предельного опыта и т.п.)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных теоретико-методологических подходов, позволяющих анализировать литературные произведения в кросс-культурной перспективе
  • Знакомство с основами классического компаративного метода (имена, ключевые работы, открытия и ограничения)
  • Знакомство с теорией культурного трансфера (основные идеи и разбор кейсов)
  • Умение анализировать литературные произведения, реконструируя историко-социальные, идеологические, эстетические контексты их взаимодействия с текстами, созданными в рамках других национальных традиций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Кросс-культурные исследования: объект и методы
  • “Кросс-культурность” в лингвистических и филологических исследованиях
  • “Открытие” новоевропейской субъективности: субъект и процесс самоконституирования
  • Язык эмоций как чужеземное наречие
  • Любовь: “парадигматические сюжеты” (Б. Розенвейн)
  • Как обживают время в ХХ веке?
  • Перед лицом фатума и зла: готика
  • Безумие: нарративы (о) “помешанных”
  • Фигура фланёра в литературе XIX-ХХ вв.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает участие студентов в дискуссиях на семинарских занятиях, ответы на вопросы преподавателя и других студентов.
  • неблокирующий Письменная работа
    Эссе (10–12 тысяч знаков 12 кеглем 1.5 интервалом) по темам, рассматривавшимся в курсе. Студент может выбрать тему из перечня предложенных преподавателем или сформулировать собственную (в последнем случае необходимо согласование темы). Эссе должно представлять собой анализ какого-либо текста из истории русской литературы, который нужно рассмотреть с точки зрения его историко-культурных связей с литературными, социальными, философскими текстами зарубежных литератур. Выполняется письменно, внеаудиторно, сдается преподавателю в электронном виде.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация затрагивает ключевые теоретико-методологические вопросы, обсуждаемые на занятиях модуля. Готовится в группах внеаудиторно, результат презентуется во время семинарских занятий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.5 * Аудиторная работа + 0.3 * Письменная работа + 0.2 * Презентация

Авторы

  • Димитриев Виктор Михайлович
  • Жиляева Виктория Артуровна