Бакалавриат
2025/2026





Локальные медиа
Статус:
Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Кто читает:
Департамент медиа
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Александров Даниил Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина посвящена теоретическим и практическим исследованиям локальных, гиперлокальных и городских медиа в современной цифровой среде и на материальных носителях. В курсе будут изучаться концепции, применяемые при анализе и обсуждении как локальных медиа и их роли в обществе, так и современного функционирования сообществ онлайн. Особое внимание уделяется проблемам устойчивости финансирования, профессиональным и технологическим особенностям, а также практическим аспектам эволюции локальных медиа. Кроме того, речь пойдёт об их роли в развитии (со)обществ, городской среды и городских пространств, локальных и национальных политических и общественных процессов.
Цель освоения дисциплины
- 1. Освоение теоретического аппарата изучения локальных медиа и локальных сообществ.
- 2. Получение знаний о современных исследованиях (гипер)локальных медиа и онлайн-сообществ.
- 3. Понимание специфики локальных, городских, гиперлокальных медиа и умение её критически интерпретировать.
- 4. Получение практических навыков изучения гиперлокальных медиа на конкретных примерах в России и за рубежом.
Планируемые результаты обучения
- Формулирует корректные исследовательские вопросы и проблемы, касающиеся изучения локальных медиа в России и в мире.
- Знает современные исследования и основных авторов, пишущих о (гипер)локальных сообществах.
- Понимает роль, которую современные медиа играют в дизайне (гипер)локальных сообществ.
- Разбирается в специфике локальных, гиперлокальных и других медиа.
- Знает характеристики городских, локальных и гиперлокальных медиа и сообществ, умеет анализировать (гипер)локальные медиа как часть социальной инфраструктуры поселений.
- Знает основные характеристики локальных сообществ онлайн и онлайн-сообществ, может применять эти знания к анализу малых и низовых медиапроектов.
Содержание учебной дисциплины
- Локальные сообщества и медиа. Понятие сообщества в наше время. Понятие медиа в цифровую эпоху. Теории и эмпирика в анализе коммуникации.
- Концепция публичной сферы Юргена Хабермаса и ее применение к современной цифровой ситуации.
- Локальные и гиперлокальные медиа.
- Локальные и гиперлокальные медиа как часть социальной инфраструктуры поселений.
- Упадок локальных медиа, появление новостных пустынь (news deserts) и последствия этих процессов
- Анализ (гипер)локальных медиа и сообществ в России. Выбор и анализ кейсов.
- Сообщества: от малых групп к воображаемым сообществам.
Элементы контроля
- Комментирование научной литературыСтуденты читают заданную преподавателем научную литературу по теме курса и комментируют её в системе Perusall. Итоговая оценка за данный элемент контроля представляет собой средний балл за все выполненные домашние задания. Выполнение каждого задания оценивается по шкале 0-3, а суммарные результаты переводятся в 10-балльную шкалу с нормированием на среднюю, чтобы избежать инфляции оценок.
- Обсуждение научной литературы и исследовательских кейсовСтуденты обсуждают на занятии заданную преподавателем научную литературу и/или практические результаты по кейсам локальных и гиперлокальных медиа (сообществ). Итоговая оценка за данный элемент контроля представляет собой средний балл за все выполненные домашние задания. Выполнение каждого задания оценивается по шкале 0-3, а суммарные результаты переводятся в 10-балльную шкалу с нормированием на среднюю, чтобы избежать инфляции оценок.
- Исследовательское заданиеИсследование (гипер)локальных медиа, выполняемое в группе из 4-5 человек. Студенты выбирают отдельное поселение (муниципальное образование) и изучают (гипер)локальные медиа в пределах выбранной территории, определяют рамки выборки, а затем вместе с преподавателем формулируют цель исследования, выбирая отдельно взятый аспект в рамках тематики дисциплины. Одной из задач работы должен быть анализ (гипер)локальных медиа как части социальной инфраструктуры территории.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.4 * Исследовательское задание + 0.3 * Комментирование научной литературы + 0.3 * Обсуждение научной литературы и исследовательских кейсов
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Довбыш, О. (2020). Роль Гиперлокальных Медиа В Коммуникации Между Властью И Обществом В Российских Регионах. Journal of Social Policy Studies, 18(3), 475–490. https://doi.org/10.17323/727-0634-2020-18-3-475-490
Рекомендуемая дополнительная литература
- Зверева, В. В. «Настоящая жизнь» в телевизоре: Исследования современной медиакультуры : монография / В. В. Зверева. — Москва : РГГУ, 2012. — 224 с. — ISBN 978-5-7281-1267-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/291275 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Профессиональная культура журналистов в России, Нигматуллина, К. Р., 2021