Магистратура
2025/2026



Русская литература в кросс-культурной перспективе
Статус:
Курс обязательный (Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах)
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Разувалова Анна Ивановна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
В этом по преимуществу практико-ориентированном курсе рассматриваются представления о кросс-культурных связях, осваиваются теории, позволяющие рассматривать литературные тексты в перспективе их кросс-культурного взаимодействия, вырабатываются соответствующие аналитические навыки. Русская литература помещается в сложные социальные и эстетико-идеологические контексты, раскрывающие, с одной стороны, характер ее контактов с иными национальными литературными традициями, а с другой стороны, специфичный для нее ракурс осмысления общих для мировой культуры процессов и тем.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов представлений о феномене “кросс-культурности” и соответствующих методах анализа литературного произведения
- Знакомство студентов с разнообразием художественных стратегий, моделей репрезентации, рецептивных режимов, которые формировались в разных национальных традициях при осмыслении тем и проблем, задающих рамки кросс-культурных исследований (рождение субъекта, переживание “возвышенного”, язык(и) эмоций и предельного опыта и т.п.)
Планируемые результаты обучения
- Знание основных теоретико-методологических подходов, позволяющих анализировать литературные произведения в кросс-культурной перспективе
- Знакомство с основами классического компаративного метода (имена, ключевые работы, открытия и ограничения)
- Знакомство с теорией культурного трансфера (основные идеи и разбор кейсов)
- Умение анализировать литературные произведения, реконструируя историко-социальные, идеологические, эстетические контексты их взаимодействия с текстами, созданными в рамках других национальных традиций
Содержание учебной дисциплины
- Кросс-культурные исследования: объект и методы
- “Кросс-культурность” в лингвистических и филологических исследованиях
- “Открытие” новоевропейской субъективности: субъект и процесс самоконституирования
- Язык эмоций как чужеземное наречие
- Любовь: “парадигматические сюжеты” (Б. Розенвейн)
- Как обживают время в ХХ веке?
- Перед лицом фатума и зла: готика
- Безумие: нарративы (о) “помешанных”
- Фигура фланёра в литературе XIX-ХХ вв.
Элементы контроля
- Аудиторная работаАудиторная работа предполагает участие студентов в дискуссиях на семинарских занятиях, ответы на вопросы преподавателя и других студентов.
- Письменная работаЭссе (10–12 тысяч знаков 12 кеглем 1.5 интервалом) по темам, рассматривавшимся в курсе. Студент может выбрать тему из перечня предложенных преподавателем или сформулировать собственную (в последнем случае необходимо согласование темы). Эссе должно представлять собой анализ какого-либо текста из истории русской литературы, который нужно рассмотреть с точки зрения его историко-культурных связей с литературными, социальными, философскими текстами зарубежных литератур. Выполняется письменно, внеаудиторно, сдается преподавателю в электронном виде.
- ПрезентацияПрезентация затрагивает ключевые теоретико-методологические вопросы, обсуждаемые на занятиях модуля. Готовится в группах внеаудиторно, результат презентуется во время семинарских занятий.