Магистратура
2025/2026




Литература, кино и trauma studies
Статус:
Курс по выбору (Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах)
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Разувалова Анна Ивановна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
42
Программа дисциплины
Аннотация
На протяжении последних тридцати лет trauma studies – одна из наиболее интенсивно развивающихся междисциплинарных исследовательских областей, чьи представители занимаются анализом эмоционального, культурного, социального измерений травматического опыта и его воздействия на индивидов и (со)общества. За эти годы внутри trauma studies было выработано несколько влиятельных, нередко оппонирующих друг другу теоретических подходов, сформировались категориальный аппарат и набор(ы) аналитических инструментов, которые, с одной стороны, поддерживают риторически-дискурсивные модели говорения о болезненном/экстремальном опыте, а с другой, позволяют судить о его «устройстве» и способах артикуляции.
Целью данного курса является историзация и контекстуализация художественных и исследовательских языков травмы. На лекционных и семинарских занятиях, где будут рассмотрены классические и новейшие для trauma studies тексты, проанализированы произведения литературы и кино, предполагается обсудить широкий круг вопросов: например, как, когда, почему метафорика травмы и формирующиеся на ее основе объяснительные модели становятся эвристичными способами описания опыта личности и социума? чем обусловлен высокий культурный статус «свидетельствования» о трагическом опыте? как складывается топика «травматического» в литературе и искусстве XX-XXI вв. и как она работает в современной культуре? как и в какой мере представления о травматическом содержании человеческого опыта задают современные представления о субъекте/субъектности, эмоциях, характере социальных связей и т.п.? как внутри поля trauma studies осуществляется критическая рефлексия собственных подходов?
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов представлений о существующих в современной культуре способах категоризации/интерпретации катастрофического опыта и описания субъекта
- Знакомство студентов с разнообразными аналитическими подходами к исследованию травмы, умение определять их сильные и слабые стороны
- Развитие у студентов навыков историко-культурного и литературоведческого анализа
Планируемые результаты обучения
- Демонстрировать знания об основных способах нарративизации травматического коллективного и личного опыта в современных литературе и кинематографе
- Различать эстетическую, социальную, политическую специфику воплощения травматического опыта в разных художественно-философских системах
- Демонстрировать представление о становлении и развитии междисциплинарного поля trauma studies
- Знание об основных способах нарративизации травматического коллективного и личного опыта в современных литературе и кинематографе;
- Понимание эстетической, социальной, политической специфики воплощения травматического опыта в разных художественно-философских системах;
- Представление о становлении и развитии междисциплинарного поля trauma studies
- На материале научно-исследовательской литературы излагать и критически осмысливать различные концептуальные подходы к поднимаемым на семинарах проблемам
- Проявлять навыки ведения академически корректной, аргументированной дискуссии
- При подготовке презентации собирать необходимый материал, прорабатывать исследовательскую литературу, концептуально внятно излагать собственное видение поставленной проблемы
- Знать ключевые для trauma studies имена и исследовательские тексты
- Ознакомиться с ключевыми концептами trauma studies (теория травмы и конструкционистская теория травмы)
- Знать ряд наиболее репрезентативных для данного учебного курса имен и кино- и литературных текстов
- Ориентироваться в основных теоретических подходах, сформировавшихся в области trauma studies
- Иметь представление об основных (академических и общественных) дискуссиях, связанных с проблематикой травматической памяти и травматических нарративов
- Уметь создавать исследовательский текст и осуществлять грамотный историко-культурный анализ
- Разбираться в новейшей исследовательской литературе по курсу
Содержание учебной дисциплины
- Возникновение междисциплинарного поля trauma studies
- Открытие/изобретение травмы: исторические и культурные контексты
- Теория травмы: опыт реинтерпретации психоаналитического подхода (Ш. Фелман, К. Карут, Р. Лейс, Д. Лакапра)
- Конструктивистская теория травмы. Возвышенное как философский аналог травмы в работах Ф. Анкерсмита
- Художественная аналитика травмы в современном искусстве и литературе
- Тексты травмы в российских литературе и кинематографе ХХ–ХХI веков: художественная практика и научная рефлексия
- «Индустрия травм»: маркетинг и потребление травматического в современной культуре (Л. Бонд, С. Крапс)
Элементы контроля
- Аудиторная работаАудиторная работа предполагает выступление студентов с сообщениями, обсуждение текстов других участников занятий, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
- Письменная реферативная работа по итогам 1-ого модуляПисьменная работа реферативного плана (примерно 6 тысяч знаков с пробелами) по теоретическим вопросам, затронутым на лекционных и семинарских занятиях 1-ого модуля. Выполняется письменно, внеаудиторно, сдается преподавателю в электронном виде.
- Аудиторная работаАудиторная работа предполагает выступление студентов с сообщениями, обсуждение текстов других участников занятий, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
- Эссе по итогам 2-ого модуляПисьменная работа (эссе, 10-12 тысяч знаков с пробелами) по рассматривавшимся в курсе темам. Допускается самостоятельный выбор студентом произведения для анализа в эссе. Выполняется письменно, внеаудиторно, сдается преподавателю в электронном виде.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Аудиторная работа + 0.15 * Письменная реферативная работа по итогам 1-ого модуля + 0.35 * Эссе по итогам 2-ого модуля