• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Психология личности и индивидуальных различий

Статус: Курс обязательный (Вычислительные социальные науки)
Когда читается: 3-й курс, 2 модуль
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления майнор, изучающих дисциплину «Психология личности и индивидуальных различий». Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом НИУ ВШЭ. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • Иметь представление о психологии личности как науке • Иметь представление об индивидуальности человека • Владеть навыками обобщения информации на разных уровнях • Иметь навыки поиска и анализа научной литературы, реферирования нужных источников, их сопоставления и критического анализа. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении остальных дисциплин майнора «Психология».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений об основных факторах развития индивидуальности.
  • Усвоение знаний о структуре индивидуальности и тех взаимосвязях, которые существуют между ее различными уровнями.
  • Формирование навыков реализации индивидуального подхода в коммуникациях различного содержания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает классические факторные теории (Г. Айзенк, Р. Кеттелл). Осведомлен о содержании Пятифакторной модели и ее вариаций (Альтернативной Большой пятерки, HEXACO). Знает исследования отдельных черт личности (Темной триады, Двухфакторной и Однофакторной моделей).
  • Знает концепции морального развития личности (Л. Кольберг, К. Гиллиган). Знаком с теорией ценностей Ш. Шварца. Осведомлен об исследованиях добродетелей и достоинств.
  • Знает типологии характера (А.Ф. Лазурского, Г. Хейманса – Р. ЛеСенна). Знает акцентуации характера. Знает некоторые направления патологического развития характера (неврозы и психозы).
  • Знает факторные теории интеллектуальных способностей. Знает теории множественных интеллектов (Г. Гарднер, Р. Стернберг, Д. Холл). Знает теорию мудрости (П. Бальтес).
  • Имеет представление о специфике психологических фактов. Имеет представление о валидности, репрезентативности, надежности. Знаком с классификациями психологических методов
  • Понимает отличия номотетического и идиографического подходов в психологии. Знает принципы психологического познания. Знает этапы развития психологии индивидуальных различий
  • Понимает, что такое стилевые характеристики индивидуальности. Осведомлен о том, что собой представляет Я-концепция личности. Знаком с понятием нарративной идентичности.
  • Представляет структуру индивидуальности. Знаком с теориями, описывающими отношения между биологическими основами и содержательными качествами индивидуальности.
  • Различает теоретические и эмпирические типологии личности. Знает аналитическую типологию личности (К.Г. Юнг). Знает современные прикладные и клинические типологии личности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предмет психологии индивидуальных различий
  • Тема 2. Методы изучения личности и индивидуальности
  • Тема 11. Теории личности
  • Тема 3. Факторы развития индивидуальности и ее структура
  • Тема 4. Индивидные свойства: темперамент и асимметрия полушарий головного мозга
  • Тема 5 Психология характера
  • Тема 7. Психология способностей
  • Тема 6. Типологический подход к индивидуальности
  • Тема 8. Черты личности: свойства, теории, приложения
  • Тема 9. Духовно-мировоззренческие аспекты индивидуальности
  • Тема 10. Интегративные характеристики индивидуальности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
    2 теста включают каждый по 20 вопросов. Оценка за каждый тест соответствует проценту правильных ответов/10. Максимальный балл не превышает 10. Тест 1 оценивает знания студентов по темам 1, 2, 4, 5, 7, тест 2 - по темам 3, 6, 8, 9. Для выполнения теста у вас будет 15 -20 минут, по решению преподавателя и в зависимости от объема текста вопросов. Результаты прохождения теста вы узнаете на следующем занятии. Тест содержит вопросы закрытого типа с одним или несколькими правильными ответами, вопросы на вписывание.
  • неблокирующий Составление схемы-обзора исследований за последние 10 лет
    Задание представляет собой составление логической блок-схемы и кратких пояснений к ней. Необходимо выбрать один проблемный вопрос в содержании учебной дисциплины, составить список ключевых понятий, связанных с этой проблемой (с указанием дат, фамилий авторов, определений), организовать найденный материал в виде схемы. Подобрать три-четыре публикации (одну - классическую и три - последнего десятиления) и включить их в схему.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен в виде теста на 50 минут. Проводится очно в период сессии в режиме бумага-карандаш.
  • неблокирующий Активность
    На семинарах студенты отвечают на вопросы, задают вопросы по прочитанному и просмотренному материалу, решают кейсы, комментируют, аргументируют в рамках обсуждаемых вопросов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.25 * Активность + 0.3 * Составление схемы-обзора исследований за последние 10 лет + 0.2 * Тест + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дифференциальная психология : учеб. пособие для вузов, Нартова-Бочавер, С. К., 2002
  • Марютина, Т. М.  Дифференциальная психология в 2 ч. Часть 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Т. М. Марютина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 248 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05145-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432839 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Марютина, Т. М.  Дифференциальная психология в 2 ч. Часть 2 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Т. М. Марютина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 271 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05928-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441862 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Нартова-Бочавер, С. К.  Психология личности и межличностных отношений : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / С. К. Нартова-Бочавер. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 262 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06161-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438128 (дата обращения: 28.08.2023).
  • О проблемах современного человекознания, Ананьев, Б. Г., 2001
  • Психогенетика. Т.1: ., Малых, С. Б., 2008
  • Психогенетика. Т.2: ., Малых, С. Б., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в психологию труда : учебник для вузов, Климов, Е. А., 2004
  • Машков, В.Н. Дифференциальная психология человека : учебное пособие / В.Н. Машков. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 288 с. — (Учебное пособие). - ISBN 978-5-388-00145-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055261 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055261
  • Психологическое тестирование, Анастази, А., 2002
  • Реан, А.А. Психология личности : учебное пособие / А.А. Реан. — Санкт-Петербург : Питер, 2013. — 288 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-00226-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055341 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055341
  • Человек в ситуации неопределенности, Зинченко, В. П., 2007

Авторы

  • Каширская Екатерина Владимировна
  • Нартова-Бочавер Софья Кимовна
  • Стакина Юлия Михайловна
  • Львова Елена Николаевна
  • Иванова Анна Александровна
  • Измагурова Виктория Леонидовна