Бакалавриат
2025/2026





Психология личности и индивидуальных различий
Статус:
Курс обязательный (Вычислительные социальные науки)
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Стакина Юлия Михайловна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления майнор, изучающих дисциплину «Психология личности и индивидуальных различий». Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом НИУ ВШЭ. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • Иметь представление о психологии личности как науке • Иметь представление об индивидуальности человека • Владеть навыками обобщения информации на разных уровнях • Иметь навыки поиска и анализа научной литературы, реферирования нужных источников, их сопоставления и критического анализа. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении остальных дисциплин майнора «Психология».
Цель освоения дисциплины
- Формирование представлений об основных факторах развития индивидуальности.
- Усвоение знаний о структуре индивидуальности и тех взаимосвязях, которые существуют между ее различными уровнями.
- Формирование навыков реализации индивидуального подхода в коммуникациях различного содержания.
Планируемые результаты обучения
- Знает классические факторные теории (Г. Айзенк, Р. Кеттелл). Осведомлен о содержании Пятифакторной модели и ее вариаций (Альтернативной Большой пятерки, HEXACO). Знает исследования отдельных черт личности (Темной триады, Двухфакторной и Однофакторной моделей).
- Знает концепции морального развития личности (Л. Кольберг, К. Гиллиган). Знаком с теорией ценностей Ш. Шварца. Осведомлен об исследованиях добродетелей и достоинств.
- Знает типологии характера (А.Ф. Лазурского, Г. Хейманса – Р. ЛеСенна). Знает акцентуации характера. Знает некоторые направления патологического развития характера (неврозы и психозы).
- Знает факторные теории интеллектуальных способностей. Знает теории множественных интеллектов (Г. Гарднер, Р. Стернберг, Д. Холл). Знает теорию мудрости (П. Бальтес).
- Имеет представление о специфике психологических фактов. Имеет представление о валидности, репрезентативности, надежности. Знаком с классификациями психологических методов
- Понимает отличия номотетического и идиографического подходов в психологии. Знает принципы психологического познания. Знает этапы развития психологии индивидуальных различий
- Понимает, что такое стилевые характеристики индивидуальности. Осведомлен о том, что собой представляет Я-концепция личности. Знаком с понятием нарративной идентичности.
- Представляет структуру индивидуальности. Знаком с теориями, описывающими отношения между биологическими основами и содержательными качествами индивидуальности.
- Различает теоретические и эмпирические типологии личности. Знает аналитическую типологию личности (К.Г. Юнг). Знает современные прикладные и клинические типологии личности.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Предмет психологии индивидуальных различий
- Тема 2. Методы изучения личности и индивидуальности
- Тема 11. Теории личности
- Тема 3. Факторы развития индивидуальности и ее структура
- Тема 4. Индивидные свойства: темперамент и асимметрия полушарий головного мозга
- Тема 5 Психология характера
- Тема 7. Психология способностей
- Тема 6. Типологический подход к индивидуальности
- Тема 8. Черты личности: свойства, теории, приложения
- Тема 9. Духовно-мировоззренческие аспекты индивидуальности
- Тема 10. Интегративные характеристики индивидуальности
Элементы контроля
- Тест2 теста включают каждый по 20 вопросов. Оценка за каждый тест соответствует проценту правильных ответов/10. Максимальный балл не превышает 10. Тест 1 оценивает знания студентов по темам 1, 2, 4, 5, 7, тест 2 - по темам 3, 6, 8, 9. Для выполнения теста у вас будет 15 -20 минут, по решению преподавателя и в зависимости от объема текста вопросов. Результаты прохождения теста вы узнаете на следующем занятии. Тест содержит вопросы закрытого типа с одним или несколькими правильными ответами, вопросы на вписывание.
- Составление схемы-обзора исследований за последние 10 летЗадание представляет собой составление логической блок-схемы и кратких пояснений к ней. Необходимо выбрать один проблемный вопрос в содержании учебной дисциплины, составить список ключевых понятий, связанных с этой проблемой (с указанием дат, фамилий авторов, определений), организовать найденный материал в виде схемы. Подобрать три-четыре публикации (одну - классическую и три - последнего десятиления) и включить их в схему.
- ЭкзаменЭкзамен в виде теста на 50 минут. Проводится очно в период сессии в режиме бумага-карандаш.
- АктивностьНа семинарах студенты отвечают на вопросы, задают вопросы по прочитанному и просмотренному материалу, решают кейсы, комментируют, аргументируют в рамках обсуждаемых вопросов.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.25 * Активность + 0.3 * Составление схемы-обзора исследований за последние 10 лет + 0.2 * Тест + 0.25 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Дифференциальная психология : учеб. пособие для вузов, Нартова-Бочавер, С. К., 2002
- Марютина, Т. М. Дифференциальная психология в 2 ч. Часть 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Т. М. Марютина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 248 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05145-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432839 (дата обращения: 28.08.2023).
- Марютина, Т. М. Дифференциальная психология в 2 ч. Часть 2 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Т. М. Марютина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 271 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05928-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441862 (дата обращения: 28.08.2023).
- Нартова-Бочавер, С. К. Психология личности и межличностных отношений : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / С. К. Нартова-Бочавер. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 262 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06161-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438128 (дата обращения: 28.08.2023).
- О проблемах современного человекознания, Ананьев, Б. Г., 2001
- Психогенетика. Т.1: ., Малых, С. Б., 2008
- Психогенетика. Т.2: ., Малых, С. Б., 2008
Рекомендуемая дополнительная литература
- Введение в психологию труда : учебник для вузов, Климов, Е. А., 2004
- Машков, В.Н. Дифференциальная психология человека : учебное пособие / В.Н. Машков. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 288 с. — (Учебное пособие). - ISBN 978-5-388-00145-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055261 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055261
- Психологическое тестирование, Анастази, А., 2002
- Реан, А.А. Психология личности : учебное пособие / А.А. Реан. — Санкт-Петербург : Питер, 2013. — 288 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-00226-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055341 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055341
- Человек в ситуации неопределенности, Зинченко, В. П., 2007