• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2016/2017

Политология и история политических учений

Статус: Курс обязательный (Международные отношения)
Направление: 41.03.05. Международные отношения
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс нацелен на формирование у студентов: • Способности понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества; • Понимания основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать значимые социальные и экономические проблемы и процессы. • Знания основных этапов и характеристик политической истории России и зарубежных стран, особенностей исторических традиций в политическом развитии, владение навыками политического анализа исторических процессов. • Способность применять основные теоретико-методологических подходов в политической компаративистике; способность методологически корректно сравнивать политические системы, институты и процессы. Основные положения дисциплины могут быть использованы при изучении следующих дисциплин: • «Категории политической науки» • «Политическая социология» • «Политическая теория» • «Введение в сравнительную политику» • «Сравнительная политика» • «Философия»
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Политология и история политических учений» является знакомство студентов с современной полиической наукой, ее базовыми понятиями и проблемами, основными теоретическими подходами и концепциями (школами); формирование у студентов системного представления о сфере политического; развитие у студентов навыков операционализации политических концептов и практика работы с политологичекими.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует основные теоретические подходы и концепции, а также идеи ведущих западноевропейских мыслителей, ориентируется в политической философии, различает логические этапы ее становления
  • Применяет изученные концепции и теории к рассмотрению конкретных ситуаций
  • Работает с текстами как теоретической, так и прикладной направленности и анализа текущих событий с использованием терминологии дисциплины, ориентируется в научной литературе
  • Показывает взаимосвязь между внешне- и внутриполитическими процессами
  • Проводит самостоятельный научный поиск и анализ информации по интересующим политическим проблемам, применяет соответствующую терминологию
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Генезис дисциплины
    Становление представлений о политике и ее сущности. Накопление политического знания и становление политологии и политологических субдисциплин.
  • Политическая мысль Древнего Востока, античности, христианства
    Особенности политической мысли Древней Индии и Древнего Китая. Ведические представления об обществе и государстве. Обоснование кастового строя. Законы Ману, Упанишады, Дхармашастры. Ранний буддизм. Политическое мышление в древнем Китае: конфуцианство, даосизм, моизм, школа «легистов». Политическая мысль Античности. Идеальное государство Платона и формы его деградации. Аристотель о политике и государстве. Цицерон о государстве и праве, начало правовой традиции в изучении государства. Политические идеи христианства. Августин Блаженный и Фома Аквинский.
  • Политические концепции эпохи Возрождения
    Никколо Макиавелли: соотношение политики, права и морали. Идеал государя в концепции Макиавелли. Макиавеллизм. Жан Боден о верховной власти и ее свойствах. Учение о суверенитете монарха. Классификация форм правления. Утопическое мышление об идеальном государстве. Образы политики в утопических проектах Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.
  • Политическая мысль Нового времени
    Томас Гоббс о политике. «Естественное состояние» и переход к «гражданскому состоянию». Суверен и границы его власти. Либерализм Джона Локка. Естественные права и свободы человека. Понятие правового государства. Принцип разделения властей. Политическая доктрина Шарля Монтескье Либеральная концепция государства. Классификация форм правления. Принципы политического права Жан-Жака Руссо. Общественный договор как обеспечение свободы и равенства граждан. Эдмунд Берк: консерватизм как политическая идеология. Иммануил Кант и идея просвещенной политики. Доктрина «вечного мира». Немецкая политическая мысль: Гегель Г.В.Ф. и Фридрих Ницше.
  • Политические теории и концепции ХХ-XXI вв.
    Марксизм и неомарксизм. Фашизм и национализм. Консерватизм и неоконсерватизм. Конфликт цивилизаций и «незападный» путь развития. Глобализация.
  • Происхождение современного государства
  • Регионализм. Регионы. Транснациональные регионы.
  • Европейский союз: теории интеграции
  • Политическое насилие. Гражданские войны
  • Почему происходят войны между государствами
  • Мировые религии и демократия
  • Безопасность государства: теоретические подходы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Презентация (доклад)
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Презентация (доклад) + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fearon, J. D. (1995). Rationalist explanations for war. International Organization, (03), 379. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.intorg.v49y1995i03p379.414.03
  • Fravel, M. T. (2005). Regime Insecurity and International Cooperation: Explaining China’s Compromises in Territorial Disputes. International Security, 30(2), 46–83. https://doi.org/10.1162/016228805775124534
  • Newton, K., & Deth, J. W. van. (2005). Foundations of Comparative Politics. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=165069
  • Tilly, C. (2003). War and Competition between States: The Origins of the Modern State in Europe, 13th-18th Centuries. Edited by Philippe Contamine. Journal of Interdisciplinary History, 33(3), 456–457. https://doi.org/10.1162/002219502320815235

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fearon, J. D., & Laitin, D. D. (2003). Ethnicity, Insurgency, and Civil War. American Political Science Review, (01), 75. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.apsrev.v97y2003i01p75.90.00
  • Kaplan, S. D. . (DE-588)138460620, (DE-576)307672778. (2008). Fixing fragile states : a new paradigm for development / Seth D. Kaplan. Westport, Conn. [u.a.]: Praeger Security International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.285127586
  • Rotberg, R. I. (2004). When States Fail : Causes and Consequences. Princeton, N.J.: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=329798