• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2016/2017

Психологический практикум

Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Практикум состоит из нескольких блоков. В результате освоения дисциплины в 1и 2 модуле студент должен: Знать основные типы измерительных шкал и способы их построения. Знать основные принципы и основные методы нейро- и патопсихологической диагностики, принципы написания клинико-психологических заключений. Уметь оценивать тип и качество измерения в исследованиях. Уметь проводить основные методы нейро- и патопсихологической диагностики и писать клинико-психологические заключения. Иметь навыки (приобрести опыт) измерения свойств и состояний, характеристик психических процессов. Иметь навыки (приобрести опыт) в проведении клинико-психологического исследования и написания клинико-психологического заключения. В 3 и 4 модулях Практикум направлен на выработку навыков подготовки и планирования публичного выступления, организации эффективной подачи материала в формате презентации. В ходе практикума студенты научатся анализировать предполагаемую аудиторию, разрабатывать план, продумать структуру публичного выступления, привлекать и удерживать внимание публики, выбирать правильный стиль взаимодействия с аудиторией. Практикум по психологи развития рассчитан на более глубокое освоение следующих прикладных вопросов возрастной психологии: психологические трудности детей разного возраста; умение их анализировать; знакомство с основными методиками и приемами индивидуального психологического обследования ребенка и его межличностных отношений в семье.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины Психологический практикум является формирование основ профессионального опыта у студентов посредством осуществления ими особым образом организованной профессиональной деятельности. Тем самым формируется культура мышления профессионала, обладающего практическими навыками решения широкого круга задач.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Сравнивает типы измерительных шкал, ориентируется в основной терминологии измерений.
  • Знание процедуры метода констант, области использования метода, умение анализировать психометрическую кривую.
  • Знание процедуры метода констант.
  • Знание основных положений Теории обнаружения сигнала. Знание процедуры метода ДА-НЕТ и ее вариантов. Сравнение метода ДА-НЕТ с методом Констант. Анализ d и С.
  • Знать виды реакций, регистрируемых в хронометрических методах. Знать о балансе точности и скорости. Ориентироваться в выборе длительности предъявления стимулов и количестве проб для измерения. Применять метод вычитания для анализа данных. Знать метод анализа углов наклона функции ВР.
  • Освоение методов обработки протокола сравнительных суждений, построения частотной матрицы и матрицы z-оценок. Знакомство с алгоритмом обработки неполной матрицы. Сравнительный анализ шкалы порядка и шкалы интервалов, построенных студентами на одинаковом материале.
  • Составление плана и проведение нейропсихологического исследования. Владение методиками нейропсихологического исследования.
  • Умение применять методики исследования мышления и делать обобщающее заключение.
  • Способен сформулировать проблему развития, раскрыть противоречия, порождающие проблему, этапы и механизмы ее возникновения, внешние и внутренние маркеры зарождающейся проблемы 
  • Умеет применять рисуночные тесты в практике психологической работы. Интерпретирует отдельные показатели рисуночных тестов и их взаимосвязей; создает целостный «психологический портрет» детей и взрослых на основе применения рисуночных тестов. 
  • Знает и понимает основные положения сказкотерапии; способен создать собственную сказку с учетом психологических проблем ребенка, анализирует сказки, созданные другими, анализирует их диагностический и психотерапевтический потенциал 
  • Знает методики диагностики психологической готовности к школьному обучению; составляет программу обследования ребенка для диагностики его готовности к школе 
  • Понимает и раскрывает проблем психического развития в подростковом периоде; анализирует выделенную проблему подростка 
  • Выстраивает логически обоснованную аргументацию в пользу своей позиции 
  • Управляет вниманием аудитории 
  • Эффективно визуализирует представляемый материал 
  • Способен подготовить презентацию на заданную тему 
  • Управляет впечатлением о себе через свой внешний вид и речь 
  • Четко, ясно и убедительно формулирует свою точку зрения 
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Специфика психологических измерений. Типы шкал.
    Понятие измерения. Четыре типа измерительных шкал: наименований, порядка, интервалов, отношений.
  • Пороговые психофизические методы.
    Метод констант. ( В данный класс входят методы, применяемые при измерении абсолютной и дифференциальной чувствительности, а также при локализации на психологической шкале точки субъективного равенства.).
  • Методы обнаружения сигнала.
    Метод ДА-НЕТ. (Исследование динамики чувствительности и критерия принятия решения в условиях неопределенности локализации целевого сигнала в поле зрения).
  • Методы умственной хронометрии.
    Виды задач: измерение времени реакции, задачи с подсказкой, метод краткого предъявления стимулов. . Методы анализа данных: метод вычитания, метод аддитивных факторов,
  • Методы ранжирования.
    Метод балльных оценок: графические, числовые шкалы. Основные проблемы при их использовании. Знакомство с законом сравнительных суждений Терстоуна. Освоение вычислительного алгоритма одного из вариантов закона Терстоуна для построения групповой шкалы.
  • Методы нейропсихологического исследования.
    Основные положения теории системной динамической локализации ВПФ А.Р. Лурии. Принципы нейропсихологической диагностики. Виды, задачи, нейропсихологической диагностики. Предварительный этап, клиническая беседа, экспериментальный этап обследования, правила ведения протокола обследования, структура нейропсихологического заключения. Основные виды нарушения внимания и памяти при локальных повреждениях мозга.Методы исследование внимания и памяти.
  • Методы патопсихологического исследования.
    Основные виды нарушения мышления при психических заболеваниях по Б.В. Зейгарник. Методы исследование мышления.
  • Проблемы психического развития детей разного возраста
    Обучение видению психологической сущности проблемы психического развития, выделению проблем психического развития детей разного возраста: пренатальный период - направления работы с будущими родителями; проблемы развития ребенка в период младенчества и раннего детства; проблемы психического развития дошкольника и младшего школьника. Знакомство с разными основаниями классификации проблем психического развития. Овладение способностью формулировать проблему развития, раскрывать противоречия, порождающие проблему, этапы и механизмы ее возникновения, внешние и внутренние маркеры зарождающейся проблемы. Освоение умений прогнозирования и предупреждения проблем развития. Отработка умений раскрывать положительные последствия различных вариантов решения проблемы и отрицательные последствия неразрешенности проблемы. Отработка умений видения путей и способов разрешения проблем психического развития.
  • Рисуночные тесты в практике психологического обследования ребенка
    Знакомство с психологическими рисуночными тестами, их возможностями и ограничениями в диагностической и консультативной работе психолога. Знакомство с возрастными закономерностями, отражающимися в рисунках. Отработка навыка проведения рисуночных тестов в практике психологической работы. Отработка навыков описания результатов наблюдения за ребенком (взрослым), выполняющим рисуночный тест. Отработка навыков ведения протокола, отражающего процесс рисования. Отработка навыков ведения беседы с ребенком (взрослым) по поводу его рисунка. Освоение умения интерпретации отдельных показателей рисуночных тестов и их взаимосвязей. Отработка умений создания целостного «психологического портрета» детей и взрослых на основе применения рисуночных тестов.
  • Сказкотерапия как метод практической работы психолога
    Ознакомление с основными положениями сказкотерапии, с ее диагностическим и терапевтическим потенциалом. Знакомство с видами сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные сказки. Отработка умений создания сказки с учетом психологических проблем ребенка. Отработка умений выстраивания стратегий работы со сказкой с учетом заявленной проблематики.
  • Психологические особенности подготовки ребенка к школе и проблема школьной адаптации
    Знакомство с особенностями и видами психологической готовности к школьному обучению. Ознакомление с методиками диагностики психологической готовности к школьному обучению и упражнениями по ее развитию. Освоение показателей, по которым можно судить о степени сформированности разных видов психологической готовности ребенка к школе. Отработка умений составления программы обследования ребенка для диагностики его готовности к школе. Овладение умениями решать конкретные ситуации, связанные с особенностями подготовки ребенка к школе и с проблемами школьной адаптации. Усвоение модели проведения психологического консультирования по проблемам готовности к школе и школьной адаптации.
  • Психологические проблемы подростков
    Знакомство с проблемами психического развития в подростковом периоде. Знакомство со способами разрешения проблем подростками. Ознакомление с особенностями психологического консультирования детей подросткового возраста. Освоение умений выделять и анализировать акцентуации и подростковые реакции. Отработка умений выявлять подростков группы риска. Отработка умений анализировать выделенную проблему подростка: описывать проблемную ситуацию, формулировать проблему, раскрывать этапы и механизмы возникновения проблемы, раскрывать противоречия, порождающие проблему, выделять внешние и внутренние показатели проблемы. Отработка умений прогнозировать позитивные и негативные последствия различных вариантов решения проблемы. Отработка умений выделять необходимые условия для предупреждения проблемы и ее негативных последствий.
  • Основы убеждающей коммуникации
    Эмоционально-экспрессивные средства выражения. Использование метафор в деловой коммуникации. Невербальные средства общения. Выбор стиля взаимодействия с аудиторией. Установление доверительного контакта со слушателями. Способы вовлечения аудитории
  • Техники и приемы подготовки эффективной презентации
    Структура презентации, основные разделы бизнес-презентации. Виды и назначение слайдов Принципы оформления слайдов, типичные ошибки. Визуализация количественных данных. Стили презентаций: пошаговая, эмоциональная, резюмирующая, убеждающая.
  • Основы самопрезентации
    Структурирование ключевых идей выступления. Драматургия публичного выступления: кон-фликт (проблема) и его разрешение. План публичного выступления: введение, основная часть, заключение. Структура аргументации: тезис – аргумент – демонстрация. Сторителлинг в публичных выступлениях. Яркое и мотивирующее завершение публичного выступления.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа (1 модуль)
    выполнение письменных отчетов по результатам проведенного измерения.
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа (2 модуль)
    Проведение самостоятельных клинико-психологических исследований и отчет в письменной форме. работы
  • неблокирующий Экзамен (4 модуль)
  • неблокирующий Самостоятельная работа (3-4 модуль)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.4 * Самостоятельная работа (1 модуль) + 0.3 * Самостоятельная работа (2 модуль)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Самостоятельная работа (3-4 модуль) + 0.5 * Экзамен (4 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Нейропсихология : учебник для вузов, Хомская Е. Д., 2002
  • Патопсихология : учеб. пособие для вузов, Зейгарник Б. В., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Общая психология. Т.2: Ощущение и восприятие, Гусев А. Н., 2007
  • Общая психология. Т.4: Внимание, Фаликман М. В., 2006