• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2016/2017

Социология

Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Социология» являются ознакомление студентов с актуальными проблемами социологии, формирование представления о предмете, методах и задачах социологии, ее основных категориях, месте среди других наук об обществе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен знать: - основные принципы и понятия общей социологии, - специфику и особенности социологического знания об обществе, сложность его строения, - некоторые основные теоретические подходы к изучению общества и его подсистем, - основные теоретические подходы к пониманию природы, закономерностей и тенденций развития современного общества.
  • В результате освоения дисциплины студент должен уметь: - осмысливать различные явления социальной жизни, опираясь на научные принципы, - анализировать события и факты с позиций социологии;
  • В результате освоения дисциплины студент должен владеть: - навыками рефлексии профессиональной деятельности, - навыками работы с социологическими текстами и данными, - методами анализа с опорой на социологические знания конкретных ситуаций повседневной жизни и профессиональной деятельности, - навыками публичных выступлений и работы в группе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социология как наука, социологическое знание.
    Специфика социологического знания. Место социологии в современной системе социальных и гуманитарных наук. Соотношение субъективного и объективного в социальном познании. Социальные и социологические проблемы. Макро- и микро- социология, теоретическая и эмпирическая социология. Зачем нужна социология, функции социологии. Социологическое воображение.
  • Культура и общество.
    Биологическое, социальное и культурное в человеке. Понимание культуры в социологии. Антропология и исследование культур. Знак, символическое поведение. Компоненты культуры (ценности, верования, формальные и неформальные нормы, материальные носители, язык). Воспроизводство культурных образцов. Обычаи и традиции. Понятия доминирующей культуры, субкультуры и контр-культуры.
  • Социальные институты
    Понятие социального института. Институты и социальные функции. Явные и латентные функции институтов. Т.Парсонс и его теория общества как системы. Социальные потребности как основа появления институтов. Семья как социальный институт. Функции семьи в обществе. Семья в традиционном и современном обществе. Гендер как социологическая категория. Религия и церковь. Основные типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ. Образование как социальный институт, воспроизводство общества. Политика, экономика, право как социальные институты.
  • Социальные группы и организации
    Природа групп. Типы групп. Социальное значение половых, возрастных, расовых и этнических различий. Понятие меньшинства. Этноцентризм. Групповые стереотипы и предрассудки. Сущность социальной организации. Формальная организация и ее структура. Иерархия, лидерство, коммуникация в организациях. Бюрократия и ее роль в социальной системе. Понятие общины и типы общин. Территориальные общины. Урбанизация и рурализация.
  • Социальная стратификация и мобильность
    Понятие стратификации. Теоретический смысл социальной стратификации (М.Вебер, функционалистский подход, теория конфликта, П.Бурдье). Исторические типы стратификационных систем: рабовладельческая, кастовая, сословная, классовая системы. Социоэкономический статус (доход, социальный престиж, образование, богатство). Социальная мобильность: вертикальная и горизонтальная мобильность. «Предписанный» и «достигаемый» статус. Групповая и индивидуальная мобильность. Скорость мобильности. Каналы вертикальной циркуляции.
  • Введение в экономическую социологию
    Экономическое и социальное как базовые категории экономической социологии. Роль моделирования в научном исследовании. Предпосылки и эволюция модели экономического человека. Предпосылки и эволюция модели социологического человека. Два значения понятия «экономический». Предмет экономической социологии. Экономическое действие как форма социального действия
  • Социология рынков
    Значения термина «рынок». Экономические и социологические определения рынков. Отличительные черты базара как прототипа рынка. Рынок как форма интеграции хозяйства. Социологическая альтернатива «экономике рынков». Экономсоциологические подходы к исследованию рынка. Проблема «качества» и цены на рынках. Понятие статусных рынков. Рынок как организационное поле.
  • Социология денег
    Понятие денег. Социальные функции денег. Деньги как социальное отношение.
  • Социология потребления
    Специфика экономико-социологического подхода к анализу потребления. Становление сообществ потребления.
  • Государство и хозяйство
    Государство в истории: возникновение и перспективы. Ключевые признаки государства. Модели взаимодействия государства и рынка. Старая и новая парадигмы взаимодействия государства и рынка. Системообразующая роль государства в развитии рынков.
  • Неформальная экономика
    Понятие неформальной экономики, подходы к ее определению и сегментированию. Парадоксы неформальной экономики (А.Портес). Особенности криминальной экономики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Домашнее задание
    Под художественным текстом подразумевается как литературный, так и кинематографиче-ский текст. С использованием социологических понятий необходимо описать анализируемую ситуа-цию (сюжет произведения в целом или эпизод), сформулировать социологическую проблему и проанализировать ее с привлечением социологических теорий. Анализ предполагает поиск при-чин, движущих сил, явных и латентных функций и дисфункций, возможных последствий и т.п. Задача – продемонстрировать свои знания по социологии. Сверхзадача – выявить с помощью со-циологии то, что неочевидно при знакомстве с текстом для человека, не знакомого с социологией. Чем больше РЕЛЕВАНТНЫХ теме терминов, авторов и теорий будет упомянуто – тем лучше. Требования к оформлению: объем произвольный (обычно – 5 стр.). Категорически непри-емлем плагиат (любой объем) – при обнаружении плагиата за работу ставится 0 без права перепи-сывания. Все упоминания теорий, а тем более их углубленное изложение должны сопровождаться ссылками. При оценке преподаватель отмечает следующие моменты: процент текста-размышления по сравнению с изложением, употребление понятий из разных теорий и подходов, точность и адек-ватность употребления этих понятий/теорий, полнота учета связей, конкретность, способность поддерживать свои тезисы иллюстрациями из материала, рассмотрение альтернативных объясне-ний. Критерии оценивания эссе: - корректная постановка проблемы - степень проработанности релевантных источников - способность решить заявленную проблему, добиться в работе конкретного результата - оформление ссылок и библиографического списка
  • неблокирующий Created with Sketch. Эссе
    Эссе может быть теоретическим или эмпирическим (с использованием привлеченных или собранных студентов данных). Объем эссе до 1500 слов. Задача эссе состоит в том, чтобы предложить развернутое объяснение ответа на поставленный преподавателем вопрос, в котором оценивается аргументированность, логичность и адекватность. Критерии оценивания эссе: - корректная постановка проблемы - степень проработанности релевантных источников - способность решить заявленную проблему, добиться в работе конкретного результата - оформление ссылок и библиографического списка
  • неблокирующий Created with Sketch. письменный экзамен
    Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Итоговая оценка по курсу формируется по следующей формуле: РО = 0,6 * НО + 0,4 * ОЭ, где: РО – результирующая оценка; НО – накопленная оценка; ОЭ – оценка за экзаменационную работу. Накопленная оценка рассчитывается на основе следующих весов. НО = 0,25 * ОСОС + 0,25 * ОСЭС + 0,25 * ОЭС + 0,25 * ОД, где: ОСОС – оценка за активность на семинарских занятиях по общей социологии; ОСЭС – оценка за активность на семинарских занятиях по экономической социологии; ОЭС – оценка за эссе; ОД – оценка за домашнее задание. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок до «9,0» осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (значение «5» после запятой округляется в бо́льшую сторону). Например, оценка «4,4» округляется до 4 баллов, оценки «4,5» и «4,6» округляются до 5 баллов. Округление оценок по всем формам контроля знаний с «9,1» до «10,0» осуществляется методом округления к большему целому числу. Например, оценка «9,1» округляется до 10 баллов.
  • неблокирующий Created with Sketch. работа на семинарских занятиях
    Оценка за семинары включает в себя оценку докладов по текстам, оценку участия в обсуждении текстов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Домашнее задание + 0.5 * работа на семинарских занятиях + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Радаев, В. В. (2010). Viviana Zelizer Social Meaning of Money (translated in Russian). Moscow, HSE, 2004. ; Зелизер В. Социальное значение денег. М. ГУ-ВШЭ, 2004. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.14901D0B