• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2016/2017

Научно-исследовательский семинар

Направление: 38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар направлен на практически ориентированное знакомство студентов с основами научной методологии, используемой в практике публичного управления. Курс сфокусирован на методологии вторичного анализа научных знаний в публичном управлении. В семинарах проводится практическая работа последовательно в нескольких направлениях: 1) по анализу научных текстов и их сравнительному (сопоставительному) реферированию; 2) студенты практически знакомятся с основами подготовки учебно-научного эссе; 3) знакомятся с принципами организации и проведения научного исследования, анализа его результатов и их представления в научной публикации; 4) знакомятся с принципами и правилами подготовки и проведения проектного исследования, его защитой (презентацией). Содержание дисциплины связано с организацией последующей учебной работы студентов в научно-исследовательском семинаре на старших курсах и с подготовкой курсовых и квалификационных работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – начальная подготовка студентов к организационно-управленческой, информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности, для которой необходимо получение студентами-первокурсниками первоначальных сведений о науке: о научном знании, научной методологии и научной деятельности в качестве базы для подготовки учебных рефератов и эссе по дисциплинам и проведения курсовых исследований на следующих этапах обучения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
  • Студент знает основные источники социально-экономической информации: базы данных, журналы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Наука в системе знания. Научное знание и Научное познание
    Типы знания. Обыденное, научное и другие (религиозное, напр.) виды знаний. Практическое и теоретическое знание. Особенности научного знания. Общие сведения о типах знаний. Дискуссия о том, какие знания бывают, чем отличается научное знание от других видов знания. Рекомендация для преподавателя-семинариста: Разделить группу на 5-6 подгрупп, члены подгрупп будут работать в постоянном режиме как одна команда. Дать задание на подготовку темы 2. Критерии научности знания. Структура научного знания. Виды научного знания. Естественнонаучное и социогуманитарное знание, общее и особенное. Специфика научного познания. Гносеология и эпистемология (самое общее представление и различение). Особенности естественнонаучного и социогуманитарного познания.
  • Научная методология и методы
    Понятие научной методологии. Соотношение между понятиями методология и метод. Научная работа, её составляющие. Аналитические, проектные и исследовательские работы. Методы естественных, социальных и гуманитарных наук – сходство и различия. Соответствие методов видам научного познания. Элементы технологии научного исследования.
  • Учебный реферат. Положение НИУ ВШЭ об учебных работах студентов
    Семинар посвящён анализу принятых в НИУ ВШЭ положений об учебных работах студентов. Обсуждается различие между учебными, учебно-научными и научными текстами. Каждый студент получает задание на реферирование 2-х статей, одной на русском и второй на иностранном (английском, французском, немецком или китайском) языках из тематических журналов по различным вопросам публичного управления, которые он (она) находят самостоятельно в библиотеке. Студентам разъясняются особенности тематического выбора, критерии выбора статей для сравнительного реферирования, принципы сравнительного реферирования, трудности выбора релевантных статей.
  • Структура учебного реферата. Реферирование научной литературы
    На семинаре проводится поэлементный анализ стандартной структуры реферата научной журнальной публикации. Студенты обучаются последовательности подготовки и написания реферата. Составляют шаблон (формальную структуру) своего будущего реферата. Студенты представляют результаты сопоставления тематической структуры реферируемого текста с формальной структурой реферата. На семинаре ведётся обсуждение основных деталей и трудных мест в процессе подготовки реферата.
  • Подготовка и оформление реферата. Подготовка доклада по реферату
    На семинаре ведётся работа по переводу содержания реферированного текста в формальную структуру реферата. Студенты представляют черновые варианты рефератов и проводят их презентации. Обсуждаются вопросы подготовки устного доклада (или презентации) по материалам реферата. Соотношение между структурой реферата и структурой доклада. Студенты на этом этапе сдают рефераты преподавателю.
  • Эссе
    Понятие эссе, его отличия от других типов и видов текстов. Структура, формальные и неформальные правила написания научного эссе. Стиль эссе. Содержательная компоновка научного эссе. Обсуждение эссе осуществляется в 1-2 семинарах.
  • Научное исследование
    Практическое знакомство с основами научного исследования (теоретическое знакомство осуществлено в 1-4 семинарах, темы 1 и 2). Постановка научной проблемы. Определение предмета исследования. Гипотезы исследования. Основная и рабочие (промежуточные) гипотезы. Выписывание цели и задач исследования. Выбор объекта. Предметная структура объекта. Методология, сообразная природе объекта и соответствующая предмету исследования. Выбор методов. Принципы согласования методов. Понятие методической триангуляции. Сбор материала. Методы обработки и анализа материала. Результаты. Их обсуждение. Теоретические и практические выводы по результатам научного исследования. Публикация результатов в форме отчёта или научной статьи. Работа проводится на протяжении 2-3 семинаров.
  • Проект
    Понятие проекта и проектной деятельности. Его отличие от научного исследования. План проекта. Структура. Концептуальная и организационно-техническая подготовка проекта. Методы сбора и анализа материалов. Результаты. Оформление результатов. Презентация (защита) проекта. Работа проводится в 2 семинарах.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость и дискуссионная активность на семинарах
  • неблокирующий Самостоятельные задания на семинарах 1-4
  • неблокирующий Реферат
    Согласно программе учебной дисциплины, экзаменом по курсу является реферат. При условии сдачи студентом реферата, отсутствии плагиата в элементах текущего и экзаменационного контроля, но получении студентом неудовлетворительной оценки, студенту дается дополнительный шанс повышения оценки до удовлетворительной («4») путём защиты реферата и ответов на вопросы по курсу на собеседовании. Собеседование проводится 19 июня с.г. в 10:30 в устной форме. Оно включает в себя вопросы по содержанию подготовленного студентом реферата, методологии научных исследований, а также правилам оформления работ. Собеседование проводится на платформе Microsoft Teams (https://www.microsoft.com/ru-ru/microsoft-365/microsoft-teams/group-chat-software). К собеседованию необходимо подключиться в 10:30, далее ответы будут организованы в порядке «живой очереди». Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Microsoft Teams. Для участия в собеседовании студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на собеседование, при ответе включить камеру и микрофон.
  • неблокирующий Проект – подготовка и защита
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Посещаемость и дискуссионная активность на семинарах + 0.3 * Проект – подготовка и защита + 0.3 * Реферат + 0.1 * Самостоятельные задания на семинарах 1-4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История и философия науки: Учебное пособие / Платонова С.И. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование) (Обложка. КБС) ISBN 978-5-369-01547-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/543675

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Беляев, Г. Г. История и философия науки [Электронный ресурс] : учеб. пос. / Г. Г. Беляев, Б. И. Каверин, Н. П. Котляр. - Москва : МГАВТ, 2008. - 89 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/404120