• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2016/2017

Всеобщая история

Статус: Курс обязательный
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения дисциплины «Всеобщая история» осуществляется формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности, в области обучения и воспитания: формируются представления об основных этапах мирового исторического развития человечества с особым акцентом на историю Европы в Новое и Новейшее время; формируется представление об особенностях и многообразии исторического наследия отдельных цивилизаций и культур; вырабатывается и развивается способность понимания важнейших исторических событий и процессов, определивших основные направления социальной, экономической, политической и культурной эволюции человечества; формируются и развиваются у студентов навыки использования знания принципов периодизации всеобщей истории в профессиональной деятельности; формируется и развивается у студентов способность пользоваться навыками критического анализа и практического применения знаний по актуальным проблемам всеобщей истории, выработать навыки критического мышления при изучении источников и профессиональной исторической литературы; формируется представление об исторической науке и ее места среди других социально-гуманитарных дисциплин.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • По результатам прохождения курса студент должен обладать знаниями в области основ исторической методологии; выработать и развивать способность понимания и анализа принципов составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода к изучению исторических закономерностей и особенностей взаимодействия стран Запада и Востока; способствовать развитию умений проводить анализ исторического развития различных регионов и стран, и выявлять его особенности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает об основных положениях теоретических концепций современной истории в области изучения народов мира; основные сведения о развитии хозяйственных традиций, материальных и духовных культур Западной Европы и США.
  • Умеет понимать, излагать и критически анализировать информацию об истории и закономерностях исторического, социо-экономического и культурного развития народов мира, применять теоретические знания по всеобщей истории и междисциплинарные методы для анализа всемирных исторических процессов.
  • Умеет понимать и анализировать исторические события, находить связи между политическими, экономическими и культурными событиями, происходящими в прошлом и в настоящем, понимать соотношения исторического опыта, исторической памяти и современных социальных, экономических, политических и культурных процессов.
  • Умеет читать и анализировать исторические документы и исследования, корректно использовать полученную из них информацию, уметь использовать фундаментальные и прикладные исторические знания в сфере профессиональной деятельности, обоснованно ссылаться на них в собственных научных исследованиях.
  • Имеет навыки (приобрел опыт) использования знаний о важнейших процессах исторического развития общества в практике межкультурной коммуникации; корректного использования терминологии для понимания текстов по истории; корректного применения понятийного аппарата исторических исследований в сфере изучения политических, экономических, культурных, религиозных и социальных явлений и процессов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ВВЕДЕНИЕ
    Предмет и объект изучения исторической науки. Историческое знание и проблема его достоверности. Всеобщая история как предмет научного изучения. Методологические основы исторической науки. Периодизация всеобщей истории (принципы и модели).
  • ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
    Место первобытной истории в системе научного знания. Периодизация и хронология истории первобытного общества, абсолютная и относительная датировка. Основные типы периодизации: историческая, палеоантропологическая, археологическая. (Палеолит. Нижний палеолит. Средний палеолит. Верхний палеолит. Мезолит. Неолит. Бронзовый век). Источники по истории первобытного общества и специфика источниковой базы. Происхождение человека. Антропогенез: теория «двух скачков» в антропогенезе, современные научные представления об антропогенезе. Эволюция человека и факторы расообразования. Эволюция первобытного общества. Изменения в общинно-родовой организации. Изменения социальной структуры общества и вызревание раннеклассовых структур. Зарождение ранних форм государственности. Причины возникновения государства и признаки государственности. Религия и искусство в первобытном обществе. Ранние формы письма, особенности словесного творчества. Пиктография и идеография.
  • ТРАДИЦИИ АНТИЧНОЙ И ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
    Эволюция исторических представлений и современные научные дискуссии о происхождении государства. Развитие древнейших восточных государств на территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии (основные этапы и проблемы типологии древневосточных обществ). Основные функции восточного государства. Проблема классов и феномен власти, специфика восточного рабовладения. Особенности древневосточного права. Сакральный характер царской власти. Формирование религиозных систем Древнего Востока. Понятие "история античности". Оценка роли Древней Греции в современной историографии, условность термина "Древний Рим". Периодизация древнегреческой истории. Возникновение и развитие греческой историографии, ее основные черты. Крито-микенский период. Великая греческая колонизация. Ведущие полисы. Греко-персидские войны и их значение. Пелопоннесская война. Восточный поход Александра Македонского и его политика по отношению к завоеванным территориям. Правление диадохов и эллинистические государства конца IV-III вв. до н.э. Особенности культуры и искусства Греции V-III вв. до н.э. Рим при царях, падение царской власти в Риме и учреждение Римской республики. Особенности государственного устройства Римской республики. Эпоха Гражданских войн. Римская империя. Кризис римского общества и государства в III веке. Раннее христианство и особенности религиозной политики Константина. Образование Константинополя. Падение Западной Римской империи.
  • ЕВРОПА В СРЕДНИЕ ВЕКА
    Происхождение и особенности термина "средние века". Проблема периодизации Средних веков. Историческое понятие Западной Европы. Историография Средних веков. Племенной мир центральной и восточной Европы и образование варварских государств на территории Западной Римской империи. Распространение христианства. Образование новых независимых римских и варварских государств. Франкское государство в VI-IX вв. Эпоха Меровингов. Социально-политические особенности общества. Эпоха Каролингов. Создание империи. Определение термина "феодализм". Основные черты феодальных отношений. Начало складывания будущих европейских стран - Франции, Германии, Италии. Утверждение феодального строя в странах Западной Европы в IX-XI вв. Особенности политического и социального устройства феодального общества. Европа в позднее Средневековье. Политическая карта Западной Европы XI-XV вв. Эволюция государственной власти в странах Европы. Усиление королевской власти и значение сословных монархий. Столетняя война. Развитие основ абсолютизма во второй половине XV в. Византия в системе международных отношений в Средние века. Крестовые походы. Культурное значение христианства для народов Западной Европы.
  • ЕВРОПА В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ
    Периодизация истории и формирование понятия ″новая история″. Дискуссии в исторической науке ХХ века об эпохе ″новое время″. Основные проблемы и общая характеристика истории стран Европы и Америки с конца XV до начала XIX в. Период Великих географических открытий. Географические открытия европейцев к концу XV – начале XVI в.; географические открытия европейцев в XVI-XVII вв. Важнейшие экспедиции, значение кругосветного путешествия Магеллана. Колонизаторская деятельность. Европа и мир в период Великих географических открытий. Значение Великих географических открытий. Изменение торговых путей и формирование мирового рынка. Культурно-историческое значение Великих географических открытий. Культурное развитие европейского общества в начале Нового времени. Культура Возрождения: появление термина, особенности периодизации эпохи. Социально-политические и духовные предпосылки становления и развития Ренессанса. Человек эпохи Возрождения: античные идеалы, философские искания. Расцвет Возрождения в Италии. Гуманизм и религия. Труды Макиавелли, Петрарки, Л. Б. Альберти. Значение флорентийской школы неоплатоников и художников. Великие итальянские мастера эпохи Возрождения, их влияние на развитие культуры и искусства в Северной Европе. Гуманисты XVI в. Северное Возрождение и гуманизм в Европе: Франция, Германия, Нидерланды, Англия. Начало Реформации в Германских землях и других странах. Великая крестьянская война. Доктрины основных реформационных учений. Социально-политическое и идеологическое содержание протестантской Реформации. Реформация как общеевропейское движение: его особенности и судьбы в Скандинавии, Швейцарии, Нидерландах, во Франции, на Британских островах. Католическая церковь в период Реформации. Контрреформация. Деятельность инквизиции. Кризис европейского общества в XVI-XVII вв.: предпосылки и условия формирования его модернизации. Формирование абсолютистских режимов: проблемы формирования абсолютизма, типология абсолютизма. Особенности режимов и политики абсолютизма в ведущих европейских странах (Франция, Англия, Австрия, германские и итальянские земли). Социальная опора режимов. Попытка создания универсальной католической империи Габсбургов, экономическое и политическое положение Испании в XVI в. Политика Европы в отношении Османской империи в XV-XVI вв. Изменение характера международных отношений в XVI - начале XVII века.
  • СТРАНЫ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ
    Вызревание революционных ситуаций в Европе, объективные предпосылки, движущие силы, особенности, итоги и историческое значение ранних буржуазных революций. Династическая карта Европы и ее изменения в XVI - XVII вв. Революция в Нидерландах, её исторические особенности. Образование Республики Соединенных провинций: общественное развитие и экономика страны в XVII в., колониальная система и внешняя политика государства. Английские революции XVII-XVIII вв.: основные этапы и события. Закрепление конституционной парламентской монархии, усиление роли парламента и правительства. Историческое значение революционных преобразований в Англии. Международные отношения в XVII-XVIII вв. Тридцатилетняя война и ее последствия для европейских стран. Австро-турецкие и венециано-турецкие войны XVII-XVIII вв. Войны Англии против торговых и колониальных конкурентов, англо-французское соперничество. Семилетняя война и ее последствия. Научно-технический прогресс и промышленный переворот в Европе в XVII- середине XIX в. Переход от мануфактурного производства к фабричному. Промышленная буржуазия и пролетариат. Формирование буржуазного общества во второй половине XVIII - первой половине XIX в. Развитие капитализма. Развитие экономической мысли в XVIII-XIX в. Эпоха Просвещения: этапы и течения. Главные представители Просвещения в Англии. Крупнейшие представители французского Просвещения: их теории, значение идеологической подготовке революции. Революционная Франции: основные этапы и события, персоналии. Первая империя и правление Наполеона Бонапарта. Характер и значение наполеоновских войн. Решения Венского конгресса, создание Священного союза европейских государств. Экономическое и социально-политическое развитие крупнейших стран Европы в XIX веке. Революции и национально-освободительные движения. Создание новых государств. Характер международных отношений в XIX в. Внешняя и колониальная политика государств, ее влияние на международные отношения. Художественная культура Западной Европы в XVII - начале ХХ в. Особенности европейского барокко и классицизма. Академизм и эволюция реалистического направления в искусстве. Многообразие национальных путей развития реализма: направления, школы, общества. Авангардистские течения в художественной культуре стран Европы и Америки в начале ХХ в.
  • ИСТОРИЯ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В НОВОЕ ВРЕМЯ
    Колонизация Северной Америки, первые колонии. Идеи Просвещения в Северной Америке, особенности освободительного движения. Война за независимость и образование США. Основные итоги и значение войны. Конституция США, “Билль о правах”. Дж. Вашингтон, “отцы-основатели” и создание федерального государства. Политическая система США. Социально-экономическое развитие США в конце XVIII– начале XIX в. Промышленный переворот и развитие экономики (урбанизация, развитие транспорта, торговля, сельское хозяйство) к концу XIX в. Экономическое развитие США в конце ХIХ – начале ХХ вв. Создание крупных монополий в промышленности. Гражданская война и Реконструкция. Президентство Т. Рузвельта. Основные черты внешней политики США и направления американской экспансии. «Американская система» и Европа. США накануне мировой войны.
  • XX ВЕК В ЕВРОПЕЙСКОЙ И МИРОВОЙ ИСТОРИИ
    Мир накануне первой мировой войны. Темпы развития, социальные, политические и экономические изменения. Первая мировая война: причины, участники, соотношение сил, главные события и итоги. Страны Западной Европы и США в годы первой мировой войны и в 1918 году. Появление и развитие фашистского движения. Социальная и экономическая политика фашизма. Коммунистический интернационал и идея мирового революционного кризиса. «Великая депрессия». Мировой экономический кризис конца 20-х – начала 30-х гг. и его проявление в различных странах. Обострение противоречий и проблема сохранения мира. Причины и начало Второй мировой войны. Основные события второй мировой войны и ход военных действий. Успехи Германии в первый период войны. Перелом в пользу союзников. Поражение Германии и капитуляция Японии. Окончание войны и перспективы послевоенного устройства. Мир после второй мировой войны. Раздел Германии и политика бывших союзников. Версальско-Вашингтонская система. Складывание биполярного мира. «Экономическое чудо» в ФРГ, Италии. Причины начала «Холодной войны». Создание НАТО и Организации стран варшавского договора. Распад мировой колониальной системы. Капитализм и социализм: две идеологии, две экономики? Деятельность ООН в период международной напряженности. Напряжение и разрядка. Интеграция Европы: цели и основные этапы. Распад коммунистического блока. Югославия. Образование единого германского государства. Усиление США как супердержавы. Страны бывшего соцблока: проблемы и пути их решения. Страны «Третьего мира» и их роль в развитии мировой истории. Развитие технологий и модернизация стран Европы и Америки. Социально-экономическое развитие и научно-техническая революция. Гонка вооружений, исследования космоса, Интернет и технологии. Глобализация и глокализация. Основные тенденции развития культуры и искусства в ХХ веке. От модерна к постмодерну: новые стили и направления в искусстве. Тоталитарная культура. Массовая культура и рок-движение. Глобализация культуры, место и роль национальных традиций в современной культуре.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Доклад готовится по двум и более источникам и представляет собой самостоятельный, специально подготовленный текст по тематике курса, имеющий проблемный характер. Докладчик должен специально оговаривать случаи цитирования, называть источник цитирования, изложение должно быть последовательным и связным, правильно передавать содержание источника; использованная литература должна быть репрезентативной (иметь научный характер).
  • неблокирующий Реферат
    Реферат представляет собой изложение содержания монографии или нескольких научных статей по проблематике курса. В реферате студент должен продемонстрировать умение кратко и адекватно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и самостоятельно формулировать главные идеи труда, с которым он ознакомился, выявлять суть авторской концепции, обобщать изученный материал, корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии с ГОСТом. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении отрезки реферируемого текста; на каждый такой отрезок дается ссылка с указанием страниц оригинала. Оценка снижается за некорректное цитирование (даже короткие фразы, если они взяты из чужого текста, должны браться в кавычки и сопровождаться ссылкой), непоследовательность и бессвязность изложения, искажение содержания реферируемого источника, использование нерепрезентативной (не имеющей научного характера) литературы, некорректное библиографическое описание реферируемых работ и оформление ссылок. Обязательна тщательная выверенность грамматики, орфографии и синтаксиса.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет самостоятельную письменную работу студента на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
  • неблокирующий Экзамен
    Время на выполнение заданий письменного экзамена – 90 минут. Задание, предлагаемое на экзамене, помимо контрольного вопроса (вопросов) включает тест. Оценка снижается за искажение фактов, неполное раскрытие темы вопроса, бессистемное изложение, некорректные формулировки, неверные ответы на вопросы тестов, неправильное раскрытие содержания предложенных терминов и названий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Доклад + 0.25 * Реферат + 0.4 * Экзамен + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Новейшая история стран Европы и Америки: XX век: Учебник для студентов высших учебных заведений : В 3 ч. / Под ред. А. М. Родригеса и М. В. Пономарева. — Москва : Издательство ВЛАДОС, 2018. — Ч. 2 : 1945-2000. — 335 с.. - ISBN 978-5(907101-05-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1052629
  • Осколков В.С. - Новая и Новейшая история стран Европы и Америки. Часть 2. - Русайнс - 2019 - 226с. - ISBN: 978-5-4365-3688-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932942
  • Пленков О. Ю. - НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 399с. - ISBN: 978-5-534-00745-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/noveyshaya-istoriya-stran-evropy-i-ameriki-432122

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Голдстоун, Д. (2013). Почему Европа? Возвышение Запада В Мировой Истории, 1500–1850. Экономическая Социология, (5). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15693267