• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2016/2017

Культурное развитие Азии

Статус: Курс обязательный
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения дисциплины "Культурное развитие Азии" осуществляется формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности, в области обучения и воспитания: формируются представления об основных этапах мирового развития культуры и искусства с особым акцентом на историю культур стран Азии и Африки; формируется представление об особенностях и многообразии культурного наследия отдельных цивилизаций и культур Ближнего и Дальнего Востока; вырабатывается и развивается способность понимания важнейших культурных событий и процессов, определивших основные направления развития истории искусства в странах Востока; формируется умение использовать в профессиональной и исследовательской деятельности знания о проблемах современного культурного развития, характерного для соответствующих стран Востока; развивается способность использования знания и понимания национальных традиций в современном мире, этнических ценностей мировой и российской культуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • По результатам прохождения курса студент должен обладать знаниями в области основ культурологической и искусствоведческой методологии; выработать и развивать способность понимания и анализа принципов составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода к изучению исторических закономерностей и особенностей взаимодействия стран Запада и Востока; развивать умение использовать методы культурологических исследований и строить искусствоведческий анализ для описания различных культурных памятников; способствовать развитию умений проводить анализ исторического развития различных регионов и стран.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знать об основных положениях теоретических концепций современной культурологии и культурной антропологии в области изучения народов стран Востока; основные сведения о развитии хозяйственных традиций, материальных и духовных культур регионов Ближнего и Дальнего Востока.
  • Уметь понимать, излагать и критически анализировать информацию об истории и закономерностях социо-культурного развития стран Востока, применять теоретические знания по культурологии и междисциплинарные методы для анализа памятников культуры.
  • Уметь понимать и анализировать исторические события, находить связи между культурными событиями и процессами, происходящими в прошлом и в настоящем, реферировать и рецензировать научную литературу, использовать знания и навыки по этнологии, культурологии и истории искусств в редакционно-издательской деятельности.
  • Иметь навыки (приобрести опыт) использования знания культурных ценностей народов стран Востока в практике межкультурной коммуникации; корректного использования терминологии для понимания текстов по культурологии и истории искусств; корректного применения понятийного аппарата культурологических и искусствоведческих исследований в сфере изучения культурных, религиозных и социальных традиций и при анализе памятников искусства стран Востока.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в изучение культуры и искусства стран Востока
    Лекция. Основные понятия культурологии и искусствоведения. Современные методы изучения памятников культуры. Этапы изучения и теоретические проблемы исследования культур народов стран Азии. Формирование основных центров мировых культур.
  • Своеобразие культуры древних цивилизаций: Древнего Египта и народов Ближнего Востока
    Лекция. Особенности периодизации изобразительного искусства древности. Культуры и искусства ранних земледельческих центров Ближнего Востока, Малой Азии, Ирана, Средней Азии в эпоху неолита (Х-IV тыс. до н.э.). Древняя архитектура городских центров. Памятники керамики, мелкой пластики. Своеобразие культуры и искусства Месопотамии IV- II тыс. до н.э. Историческая периодизация искусства Древнего Египта. Архитектура, скульптура, живопись и декоративно-прикладное искусство Древнего Египта. Особенности культового искусство: проблемы канона и иконографии. Искусство стран Ближнего Востока I тыс. до н.э. Искусство древнего Ирана. Архитектура и скульптура ахеменидского времени. Особенности эллинистического искусства Греко-бактрийского и Кушанского царств.
  • Своеобразие культуры древних цивилизаций: Древней Индии и стран Восточной и Юго-Восточной
    Лекция. Культуры и искусства ранних земледельческих центров Индостана, Китая. и Юго-Восточной Азии. Древняя архитектура ранних городских центров Индостана. особенности планировки, архитектуры и скульптуры и керамики Хараппы, Мохенджо-Даро (III тыс. до н.э. - IV в. до н.э.). Культура долины Ганга (II - тыс. до н.э. - IV в. до н.э ). Появление ведической культуры: древние тексты и пантеон божеств. Графические символы древней Индии. Развитие буддийского искусства и его место в культуре Индии (IV в. до н.э - 1 в. до н.э.). Значение искусства Гандхары. Периодизация культуры Архаического и Древнего Китая. Керамика и мелкая пластика культур Яншао, Луншань. Искусство периода Шан-Инь (XVI—XI вв. до н.э.). Развитие культуры и искусства периодов Чжоу и Чжаньго (XI – III вв. до н.э.), династии Цинь (221 г. до н.э. – 206 г. до н.э.) и периода Хань (с 206 г. до н.э). Влияние религии и духовных школ древнего Китая на развитие искусства. Культовая и светская архитектура Древнего Китая. Культура Древнего Вьетнама: керамика и бронза культуры Донгшон (900 г.до н.э.-100 г.). Культуры эпохи неолита и бронзового века на территории Кореи (III тыс. до н.э. - 1 тыс. до н.э.). Искусство государства Чосон (VII в. до н.э. - 108 г.). Своеобразие культуры и искусства Древней Японии. Архитектура, керамика и бронза культуры Дзёмон. Культура и искусство государства Ямато (V в. до н.э. - IV в. н.э.). Сложение синтоизма и его влияние на искусство Японии. Синтоистские святилища.
  • Особенности формирования и развития художественной культуры народов, исповедующих ислам в VII-XIII вв.
    Лекция. Культурные традиции населения Аравийского полуострова до возникновения ислама. Святыни Мекки и Медины. Кибла и ее значение. Формирование архитектурных особенностей мечети: виды мечетей, михраб, минбар, минарет. Неизобразительный характер религиозного искусства ислама. Архитектура и изобразительное искусство Омейядов (661-750 гг.). Изменения в художественной культуре халифата Аббасидов (750-1258 гг.). Искусство Фатимидов, Сельджукидов и Айюбидов (Х-XII вв.). Эстетика исламского орнамента. Значение каллиграфии в развитии искусства ислама. Семинар. Памятники культуры и искусства Арабского халифата (632-1258 гг.). Вопросы для обсуждения: 1. Архитектура мечети. 2. Орнаментальное искусство ислама.
  • Особенности формирования и развития художественной культуры Индии в средние века. Формирование художественной культуры Юго-Восточной Азии
    Лекция. Художественная культура Индии IV-VI вв. н.э. Классическое гуптское искусство: утверждение канона в архитектуре, живописи и скульптуре. Пещерные храмы и функции монастырского комплекса. Иконография буддийского пантеона. Изменения в искусстве Индии VI- VIII вв.: искусство индуизма. Пещерные комплексы индуизма: религиозные основы и эстетические особенности архитектуры и скульптуры. Светская и культовая архитектура Южной и Северной Индии в IX-XII вв. Развитие бронзовой скульптуры: основные персонажи индуистского пантеона. Региональные черты в искусстве стран Юго-Восточной Азии I-XIII вв.: новые типы культового зодчества. Стилевые особенности средневековой скульптуры стран Юго-Восточной Азии. Семинар. Памятники культуры и искусства Индии и Юго-Восточной Азии. Вопросы для обсуждения: 1. Пещерные храмы Индии. 2. Особенности архитектуры Юго-Восточной Азии.
  • Особенности периодизации и развития художественной культуры Китая в IV-XIII вв. Характерные черты художественной культуры Кореи и Японии данного периода
    Лекция. Общая характеристика культуры раннего средневековья в Китае. Искусство периода Южных и Северных династий (386 - 535 гг.). Распространение и влияние махаянистического буддизма на искусство Китая: архитектура пагод, пещерные буддийские храмы и монастыри. Развитие буддийской скульптуры и ее иконография. Стилевые особенности северо-вэйской живописи. Теория искусства IV-V вв. н.э. Изменения в художественной культуре периода Тан (618 - 907 гг.). Подъем культуры: значение классического образования в государственной и общественной жизни Китая. Введение ксилографического книгопечатания, расцвет искусства книги. Изменения в светском и культовом зодчестве. Эволюция танской скульптуры. Оформление системы жанров живописи. Искусство Великого шелкового пути. Культура периода Пяти династий (908-960 гг.) и сунской эпохи (960-1127-1279 гг.). Изменения в монументальной живописи и живописи на свитках этих периодов. Особенности работы Академии живописи в Китае. Формирование ландшафтного искусства в Китае. Культура и искусство Кореи в IV-VII вв. в трех независимых государствах Когурё, Пэкче и Силла. Влияние даосизма, конфуцианства и буддизма на художественную культуру региона. Расцвет архитектуры: храмовые и дворцовые комплексы; буддийские комплексы. Культура объединенного государства Силла в VIII- IХ вв.: культурные связи с Китаем, Японией, странами Центральной Азии, Индией и Ираном. Стилевые особенности корейской скульптуры. Культура Японии с VI - ХII вв. периодов Асука, Нара и Хэйан. Развитие буддийского искусства. Влияние китайского искусства эпохи тан на искусство Японии. Храмовая архитектура и скульптура: стилистическая характеристика. Эзотерическая буддийская скульптура и живопись периода Хэйан. Формирование национальных характеристик японского искусства. Семинар. Памятники культуры и искусства Китая, Кореи и Японии в IV-XIII веков. Вопросы для обсуждения: 1. Интернациональная направленность танской культуры. 2. Буддийское искусство Кореи и Японии.
  • Культурное развитие арабского мира в XII-XV вв. Формирование художественной культурны Великих империй: Тимуридов, Сефевидов и Османов
    Лекция. Развитие культуры и искусства Сирии, Палестины, Египта, Магриба и Ирана в ХII - XV вв.: вопросы периодизации. Значение крепостного строительства. Особенности архитектуры Магриба. Стилевые отличия в культовой архитектуре мамлюков ХII - XV вв. Культура и искусство Насридов в Испании (1230-1492 гг.). Шиизм и суннизм и их влияние на историю материальной культуры в Иране. Типы мавзолеев Ирана ХII - XV вв. Архитектурные памятники Бухары и Хивы. Образование государства Тимура: градостроительное решение Самарканда. Развитие миниатюры в искусстве ислама ХI - XV вв. Декоративно-прикладное искусство Ближнего Востока в ХII - XV вв. Художественная культура Сефевидов. Новые традиции градостроительства: застройка Исфахана. Расцвет сефевидской миниатюры: основные центры, художники и заказчики. Территории распространения сельджукской культуры и основные тенденции развития художественной культуры после образования Османского государства. Особенности культуры Стамбула в XV- XVII вв. Становление турецкой миниатюры в XV в. Единая мастерская миниатюры в Стамбуле и появления портретного жанра в - XVI в.Специфика турецкой каллиграфии. Семинар. Особенности изучения средневековой культуры и искусства Ближнего Востока. Вопросы для обсуждения: 1. Особенности регионального развития искусства Ближнего Востока в средние века.
  • Специфика культуры Индии в эпоху Великих Моголов (XVI-XVII вв.) и в последующие столетия. Развитие художественной культуры стран Юго-Восточной Азии
    Лекция. Культура и искусство мусульманских государств в Индии в ХIII - XV вв. Искусство Великих Моголов XVI в. Новые градостроительные планы: возведения Агры, Фатехпур Сикри, Красного форта в Дели, Манду. Мавзолеи и мечети эпохи Великих Моголов. Своеобразие могольской миниатюры: основные памятники, иконография. Специфика декоративно-прикладного искусства мусульманской Индии XV- XVII вв. Специфика развития культуры Юго-Восточной Азии в ХIII - XVI вв. Эволюция буддийского зодчества и пластики во Вьетнаме. Своеобразие индуистского искусства средневекового государства Тьямпы. Культура и искусство Таиланда: культура независимого государства Тай (ХIII в.). и расцвет культуры государства Аютия в ХIII - XV вв. Развития индуистского искусства в Индонезии в XIII- XVI вв. Мусульманское завоевание Явы в 1478 г.: стилевые характеристики искусства. "Восточно-яванский периода" культуры и его особенности. Семинар. Культура Индии периода Великих Моголов и Юго-Восточной Азии XIII -XVI вв. Вопросы для обсуждения: 1. Стили архитектуры периода Великих Моголов и Юго-Восточной Азии XIII - XVI вв. 2. Миниатюра периода Великих Моголов.
  • Культурное развитие Китая во время правления династий Мин и Цин. Особенности культурного развития Кореи и Японии до ХХ в.
    Лекция. Особенности культуры и искусства в Китае в период Юань (XIII -XVI вв.). Расцвет культуры периодов Мин и Цин. Изменения в архитектуре: градостроительные планы новой столицы - Пекина. Новые ансамбли города. Восстановление Академии художеств и социальный статус художника данноего периода. Вопрос канона в живописи и изменения в живописных жанрах. Вопрос влияния европейской культуры на китайскую. "Шинуазри" в Европе. Культура Кореи периода Корё (X-XIV вв.). Светская и культовая архитектура периода Корё: появления малых форм архитектуры; дворцовые комплексы; усыпальницы; стилистика корейских пагод. Открытие придворной Академии художеств (1392 г.) в Корее и формирование системы жанров живописи. Японская культура периода Камакура. Появления портретного жанра в скульптуре и живописи. Распространение буддизма Дзэн и его влияние на изобразительные искусства. Культура Муромати. Новые градостроительные задачи, изменения в архитектурной эстетике, искусство японского сада. Значение монохромной живописи (“суми-э” и школы Кано) и ее последующее влияние на развитие художественной культуры Японии. Особенности культуры периода Момояма: развитие видов искусства, оформлявших чайную церемонию. Образование школы Римпа в Киото, сближение станкового и монументального декоративно-прикладного искусства. Последующее развитие японской культуры в периоды Эдо и Мэйдзи. Развитие стиля "сёин". Новые тенденции в декоративно-прикладном искусстве. Искусство укиё-э и его социальные основы. Искусство периода Мэйдзи. Развитие и значение японской графики. Взаимовлияния японской и западной культуры в конце XIX- нач. ХХ века. Семинар. Культуры народов Дальнего Востока в XIII-XIX вв. Вопрос для обсуждения: 1. Виды светского искусства. 2. Значение декоративно - прикладного искусства народов Дальнего Востока в XIII-XIX вв.
  • Основные направления культурного развития стран Азии в кон. ХIХ-ХХI вв. Проблемы глобализации и сохранения традиций
    Лекция. Влияние Западной Европы на культурное развитие стран Азии. Копирование европейской архитектуры: на примере дворцовых ансамблей Египта и Турции; строительство Шанхая и Бомбея. Музейные собрания памятников искусства народов Азии и Африки в Европе, России и США в кон. ХIХ- нач. ХХ в., и начало формирования коллекций национальных музеев в странах Азии. Изменения культурной политики в период между Первой и Второй мировой войной. Культурная революция в Китае и ее последствия. Массовая и элитарная культура в странах Азии. Светское и культовое искусство в странах Ближнего Востока во второй половине ХХ - начале ХХI в. Проблемы глобализации и поиски идентичности в современной культуре стран Востока. Семинар. "Меньшинство" и "большинство" в современной культуре стран Азии. Вопросы для обсуждения: 1. Проблемы глобализации культур стран Азии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольные работы
    Письменное визуальное тестирование студентов на семинарском занятии, направленное на запоминание памятников художественных культур народов Азии. Для подготовки к контрольным работам студенты получают визуальный ряд на лекционных занятиях. Тест состоит из 10 цветных карточек, которые выдаются каждому студенту индивидуально. За 5 минут студент должен атрибутировать представленные памятники.
  • неблокирующий Реферат
    Реферат представляет собой изложение содержания монографии или нескольких научных статей по проблематике курса. В реферате студент должен продемонстрировать умение кратко и адекватно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и самостоятельно формулировать главные идеи труда, с которым он ознакомился, выявлять суть авторской концепции, обобщать изученный материал, корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии с ГОСТом. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении отрезки реферируемого текста; на каждый такой отрезок дается ссылка с указанием страниц оригинала. Оценка снижается за некорректное цитирование (даже короткие фразы, если они взяты из чужого текста, должны браться в кавычки и сопровождаться ссылкой), непоследовательность и бессвязность изложения, искажение содержания реферируемого источника, использование нерепрезентативной (не имеющей научного характера) литературы, некорректное библио графическое описание реферируемых работ и оформление ссылок. Обязательна тщательная выверенность грамматики, орфографии и синтаксиса.
  • неблокирующий Доклад
    Проблематика тем докладов требует аналитического подхода. Доклад готовится по двум и более источникам и представляет собой самостоятельную работу группы из 2-х человек, специально подготовленную по тематике курса работу, имеющую проблемный характер. Доклад на семинаре сопровождается мультимедийной презентацией. В презентации должны быть специально отмечены случаи цитирования, названы источники цитирования, изложение должно быть последовательным и связным, правильно передавать содержание источника; использованная литература должна быть репрезентативной (иметь научный характер). Оценка снижается за непоследовательность и бессвязность изложения, отсутствие четко поставленных проблем и отчетливо сформулированных выводов, несоблюдение 15-минутного регламента.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль по дисциплине представляет собой письменный экзамен, состоящий из 1-го теоретического вопроса и визуального теста, предполагает узнавание представленных памятников (10 репродукций в билете), умение определить его место в культурах стран Азии и Африки, исторические, жанровые и стилистическое особенности. Основанием для снижения оценки за итоговый контроль являются: фактические ошибки или неточности, некорректное использование терминологии, недостаточное описание памятника и некорректное определение его культурной ценности.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Доклад + 0.1 * Контрольные работы + 0.3 * Реферат + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fenollosa, E. (2007). Epochs of Chinese and Japanese Art : An Outline History of East Asiatic Design (Vol. New and rev. ed. with copius notes by Professor Petrucci). Berkeley, Calif: Stone Bridge Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=480475
  • Roxburgh, D. J., & Holod, R. (2014). Envisioning Islamic Art and Architecture : Essays in Honor of Renata Holod. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1160174

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Chŏng, I. (2013). Architecture and Urbanism in Modern Korea. Honolulu: University of Hawaii Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=750833
  • Contadini, A. (2010). Arab Painting : Text and Image in Illustrated Arabic Manuscripts (Vol. [2nd rev. ed.]). Boston: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1587226
  • Morinaga, M. I. (2005). Secrecy in Japanese Arts: “Secret Transmission” As a Mode of Knowledge. New York, NY: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=188990
  • Pirani, K. K., Petruccioli, A., & Aga Khan Program for Islamic Architecture. (2002). Understanding Islamic Architecture. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=641137