• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2016/2017

Европейская и русская литература в философском контексте

Статус: Общеуниверситетский факультатив
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс является авторским курсом и основан на теоретических разработках преподавателя, его публикациях в центральной научной печати (книгах и статьях), также лекциях и чтении студентами первоисточников – как собственно художественных произведений, так и классических трудов, их комментирующих. Сразу стоит оговориться, что в курсе не будет рассматриваться в фило-софском контексте современная литература. Философ всегда имеет дело с вечными проблемами, он, как и историк, пророк, угадывающий назад (Фр. Шлегель). Возможно, пройдя эту школу, студенты сами смогут беспри-страстно относиться к современности, ставить ей те высокие требования, на которые отвечает великая литература. Чем глубже в историю, тем меньше случайных текстов. Толстой как-то говорил, что история литературы напоми-нает пирамиду острием вниз. Чем глубже мы опускаемся, тем более значи-тельные тексты мы открываем. Как писал Аверинцев: «История литературы – не просто предмет познания, но одновременно шанс дышать "большим вре-менем", вместо того, чтобы задыхаться в малом». Живя в большом времени, студенты почувствуют, насколько это благодатная позиция, насколько она обогатит их Одна из задач курса - привить студентам умение работать самостоя-тельно над текстами художественной литературы, что несомненно увеличива-ет интеллектуальный кругозор и повышает их способность интуитивно-аналитического восприятия мира. Такая по сути дела практическая работа должна способствовать развитию творческих способностей слушателей. Если исходить из философского представления, что мир есть текст, то умение чи-тать, видеть этот текст – одна из важнейших задач в воспитании будущего философа. Курс поможет воспитанию специалиста, который будет реально пред-ставлять, какие проблемы стоят и стояли перед философией в процессе осво-ения ею культурного пространства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Воспитать специалиста , который будет реально представлять, какие про-блемы стоят и стояли перед философией в процессе освоения ею культурного пространства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать о тесной связи русской и мировой литературы, философские хо-ды в основных великих художественно-философских произведениях, основ-ные понятия философско-художественного анализа, работы выдающихся фи-лософов, занимавшихся проблемами художественной литературы.
  • уметь читать текст, уметь его анализировать, видеть неслучайность слов в великих произведениях, учиться видеть философское сцепление сю-жетных линий, взаимосвязь эпизодов, применять в дальнейшей работе свои знания.
  • ознакомиться с текстами мировой художественной литературы и их философской трактовкой в трудах отечественных и зарубежных мыслителей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Философия и литература
    Философия, в отличие от естественных наук, основана не только на ра-цио, но и на эмоции, на интуиции (впрочем, и естественные науки тоже со-держат в момент творческого акта элементы интуиции). Писатель формули-рует «чувствуемую мысль» (Маяковский). Это идет от слов Кириллова из «Бесов», что мысль надо чувствовать. Но самое главное – его творение имеет личностный характер, оно не безлично, как продукт научного творчества.
  • Тема 2. Роль литературы в русской культуре
    Значение книги на Руси в сравнении с Западной Европой. Ее особая роль в создании цивилизации Древней Руси в результате отсутствия культур-но структурированной почвы на восточно-европейской равнине. Книга как строитель духовной жизни. Противоречие реального быта и книжных идеа-лов. Чтение как услада людей образованных и отсутствие нормального домо-устройства. Книга как результат христианизации. Отсылка к письменному слову - главный аргумент в стране, где не было пророков и апостолов христи-анства, учивших народ живым примером. Книга и образование.
  • Тема 3. Проблема искушения в мировой литературе: «Гамлет» Шекспира и «Фауст» Гете
    Гамлет рассматривается в этой лекции как христианский воин – в кон-тексте религиозно-философских споров XVI-XVII вв. Трагедия «Гамлет» – это система искушений. Его искушает призрак (это главное искушение), зада-ча – проверить, не дьявол ли его провоцирует, искушает. Отсюда театр-ловушка. Его искушает любовь Офелии. Искушение – это постоянная хри-стианская проблема. Это мужская пьеса. Он хочет спасти любимую женщину, хотя она и предает его. Предлагая ей монастырь, он предлагает убежище, ибо здесь начинается мужская схватка, где не место женщине. Он отсылает ее в мона-стырь еще и потому, что она беременна, ждет от него ребенка. Ребенок будет скрыт в монастыре, монахини помогут при родах и т.п. А сам Гамлет не се-кунды не медлит, хотя и говорит об этом, он весь в действии, он должен про-вести хирургическую операцию и убить короля в момент очередного пре-ступления. Он решает театральной постановкой проблему искушения, затем, чтоб спасти свою жизнь, когда он перестал хотеть вернуться в Виттенберг, прикидывается безумным, убивает Полония в момент греха.
  • Тема 4. Достоевский: русский философский роман
    Всечеловечность» русской литературы. Все европейские культуры как орга-ническая часть русской. Речь о Пушкине. Писатель-идеолог. Бальзак как первый учитель романного мастерства (перевод «Евгении Гранде»). Бальзаковский «Отец Горио» и социально-философские проблемы начала XIX века. Позиция Бальзака: нет случайных фактов, надо искать об-щий смысл. Христос сегодня, папаша Горио как «Христос отцовской любви» (Бальзак). Бальзаковский Растиньяк – образ молодого честолюбца, путь к Ивану Карамазову. Интеллектуальное разрешение преступления (Растиньяк и Вотрен, Иван Карамазов и Смердяков).
  • Тема 5. Проблема теодицеи в русской и мировой литературе
    Достоевский и книга Иова. Данте: поэзия и философские трактаты («Пир», «Монархия»). Августин как читатель Вергилия. Вергилий у Данте как «философский разум». Предустановленная гармония миропорядка у Дан-те и земной ад Достоевского. «Я не Бога, я мира Божьего не принимаю» (Иван Карамазов у Достоевского). Путь Данте через Ад и Чистилище к Люб-ви, «что движет солнце и светила». Свергнутый Люцифер. Явление Вечной женственности: Беатриче. Вознесение в Эмпирей, зенит Земного рая, завер-шение пути в сердцевине мистической Розы. Идея загробного воздаяния у Данте
  • Тема 6. Лев Толстой: история как проблема литературы
    Лев Толстой: писатель, философ, религиозный пророк. В России не бы-ло писателя, который до такой степени при жизни вкусил бы всю полноту земной славы. В 1898 г. Чехов писал Суворину: «8 августа я не буду у Тол-стого, во-первых, оттого, что холодно и сыро ехать к нему, и во-вторых - за-чем ехать? Жизнь Толстого сплошной юбилей. И нет резона выделять какой-нибудь один день». Да и вообще в мире не было ни у кого из писателей при жизни такой славы, разве что у Гете, тоже обожествленном своими современ-никами.
  • Тема 7. Проблема зла или об изначально злом в человеческой при-роде
    Достоевский и Гете. Явление нечистой силы. Договор Бога с дьяволом. Договор Мефистофеля с Фаустом. Язычество Гете и отражение античности в немецкой литературе. Смысл «единого мига» у Гете и Достоевского. Спасе-ние Фауста и гибель Мити Карамазова. Фауст как «Иов наоборот». Искуше-ние Фауста любовью, богатством, властью и т.п. Как происходит сопротивле-ние злу? Реформы Фауста как пролог обновления и исправления мира. Лему-ры. Рождение бесовщины. Дьяволизм в миру. «Бесы» Достоевского: анализ русской трагедии. Альбер Камю («Чума») и нашествие зла в мир. В этом про-странстве мыслительной и духовной позиции развертывается дальнейшая пи-сательская и философская деятельность Камю. Однако идея противостояния миру, подпитанная опытом Сопротивления, становится ведущей. Об этом свидетельствует самое знаменитое произведение Камю роман "Чума" (1947 г.). Это пережитый опыт немецкого нашествия. Камю участвовал в движении Сопротивления. Как бы оправдываясь, не желая впадать в высокий пафос, он потом писал: «Просто я себя нигде больше не мыслил, вот и все. Я думал, и я так думаю по сей день, что принимать сторону концлагерей нельзя».
  • Тема 8. ХХ век: ужас вместо трагедии
    Томас Манн – писатель патрицианской-бюргерской культуры. Пробле-матизирование идеалов бюргерства. «Доктор Фаустус»: договор с дьяволом, взлет и падение. Художник как предстатель своего народа. Адриан Леверкюн и Фридрих Ницше. Болезнь художника – болезнь общества. Отказ от класси-ки героя – утверждение классики писателем. Конец трагической эпохи. ХХ век – ужас вместо трагедии (творчество Франца Кафки). Трагический герой связан как с Божественным началом, так и с одной из сторон «устойчивого жизненного содержания» (Гегель). Тема «нового средневековья» у Н. Бердяева. Надежда как путь к Благой вести (А. Камю). Страдая от недостатка свободы, Шекспир устами Гамлета сказал, что «весь мир – тюрьма, а Дания худшая из ее темниц». Это говори-лось в Елизаветинской Англии, как понятно, во имя свободы человека. Требование свободы поднимет потом на борьбу пуритан, но еще столетия
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинаре
  • неблокирующий эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Работа на семинаре + 0.5 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Белинский В.Г. - Г-н Каратыгин на московской сцене в роли Гамлета - Издательство "Лань" - 2013 - 2с. - ISBN: 978-5-507-11227-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/7965
  • Белинский В.Г. - Менцель, критик Гёте - Издательство "Лань" - 2013 - 24с. - ISBN: 978-5-507-11292-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/8028
  • Братья Карамазовы/Ф.М.Достоевский-М.:НИЦ ИНФРА-М,2015.-838 с.[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/508349
  • Гете И.В. - Фауст - Художественная классика - 2019 - 730с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933367
  • Гончаров И.А. - Опять Гамлет на русской сцене - Издательство "Лань" - 2014 - 13с. - ISBN: 978-5-507-37798-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/45859
  • Данте А. ; Пер. Ливеровская М. И. - НОВАЯ ЖИЗНЬ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 111с. - ISBN: 978-5-534-10472-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/novaya-zhizn-430424
  • Достоевский Ф. М. - ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 408с. - ISBN: 978-5-534-12158-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/prestuplenie-i-nakazanie-446956
  • Достоевский, Ф.М. Записки из подполья [Электронный ресурс] / Ф.М. Достоевский. - М.: Инфра-М, 2015. - 100 с. - Режим доступа http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=508356 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/508356
  • Кафка Ф. - AUSGEWAHLTE GESCHICHTE. ИЗБРАННЫЕ РАССКАЗЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 189с. - ISBN: 978-5-534-05943-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ausgewahlte-geschichte-izbrannye-rasskazy-441800
  • Манн, М. Источники социальной власти: в 4 т. Т. 1: История власти от истоков до 1760 года н.э. / М. Манн ; пер. с англ. и науч. ред. Д.Ю. Карасева. — Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. — 760 с. - ISBN 978-5-7749-1283-4. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1042625
  • Метнер Н.К. - 9 песен Гете для голоса и фортепиано - Материалы предоставлены Центральной городской библиотекой им. В.В.Маяковского - 1906 - 34с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/66758
  • Метнер Н.К. - Шесть стихотворений Гете для одного голоса и фортепиано - Материалы предоставлены Центральной городской библиотекой им. В.В.Маяковского - 2015 - 28с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/67506
  • Михайловский Н.К. - Гамлетизированные поросята - Издательство "Лань" - 2013 - 10с. - ISBN: 978-5-507-11859-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/8542
  • Писарев Д.И. - Погибшие и погибающие (Записки из мертвого дома) - Издательство "Лань" - 2013 - 48с. - ISBN: 978-5-507-11835-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/8520
  • Розанов В.В. - В домике Гете - Издательство "Лань" - 2013 - 5с. - ISBN: 978-5-507-10885-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/7683
  • Сафрански, Р. Гёте: жизнь как произведение искусства / Р. Сафрански ; пер. с нем. К. Тимофеевой. — Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. — 704 с. - (Интеллектуальная биография). - ISBN 978-5-7749-1371-8. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1042620

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Белинский В.Г. - Гамлет. Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета (цикл статей) - Издательство "Лань" - 2013 - 61с. - ISBN: 978-5-507-11225-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/7963
  • Гете И.В. - Страдания юного Вертера - Художественная классика - 2019 - 224с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933366
  • Данте, А. Божественная комедия : книга для чтения на итальянском языке : художественная литература / А. Данте. — Санкт-Петербург : КАРО, 2018. - 480 с. - (Lettura classica). - ISBN 978-5-9925-1285-4. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1047916
  • Толстой Л.Н. - Анна Каренина - Художественная классика - - 473с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/901407