• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2016/2017

Научная фантастика и фэнтези: истоки и развитие

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Самохвалова Наталия Евгеньевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Научная фантастика и фэнтези: истоки и развитие» предназначена для студентов 1-го курса магистратуры. Для успешного освоения материала курса студенты должны владеть базовыми знаниями в области теории литературы, истории европейской и русской литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получение базовых сведений о современном состоянии изучения теории фантастического, умение оперировать основными терминами и категориями
  • углубление знаний о закономерностях историко-литературного процесса и взаимовлиянии литератур разных стран
  • понимание особенностей академического исследования современного литературного процесса
  • развитие представлений о роли литературного жанра в истории культуры
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает различные теоретические подходы к литературоведческой категории фантастического, классификацию фантастических произведений
  • Понимает и объясняет историко-литературный контекст изучаемых явлений
  • Способен объяснять причины и следствия конкретных событий в истории литературы
  • Умеет анализировать современные произведения, относящиеся к научной фантастике и фэнтези, с применением историко-литературных сведений.
  • Умеет применять к тексту приобретенные в ходе курса сведения и перспективы
  • Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Категория фантастического: история изучения и современные концепции.
    Основные литературоведческие концепции о фантастическом: история изучения и современное состояние вопроса. Цв.Тодоров, Э.Рэбкин, Е. Ковтун.
  • Истоки научной фантастики и фентези: миф об Атлантиде в античности и в последующей традиции; «Правдивая история» Лукиана из Самосаты; Э.Дансени, Р.Говард, Г.Лавкрафт, Г.Уэллс, Б.Стокер; «Инклинги» и их влияние на развитие жанров: Дж.Р.Р. Толкин, К.С.Льюис.
    Платоновская Атлантида: утопия и антиутопия. Атлантида в европейкой традиции: от Жюля Верна до Дж.Р.Р.Толкина. Роль мифа об Атлантиде в советской литературе: модель идеального государства. Особенности творчества Лукиана из Самосаты. «Правдивая история» как предшественник фантастических произведений Нового времени: основные заимствованные мотивы и топосы. Лукиан как один из эстетических ориентиров «Утопии» Томаса Мора. «Дочь короля Эльфландии» Э.Дансени как одно из первых произведений, написанных в жанре фэнтези. Р.Говард и Г.Лавкрафт: истоки начуной фантастики и фэнтези, основные темы и мотивы. Роль Герберта Уэллса в формировании канона фантастической литературы. Фантастическая литература о вампирах (роман Брема Стокера «Дракула»). История творческого объединения «Инклинги». Взаимовлияние Дж.Р.Р.Толкина и К.С.Льюиса. Особенности жанра фэнтези в интерпретации обоих авторов. Науная фантастика в творчестве Льюиса: синтез с жанром фэнтези
  • Современное состояние научной фантастики: классификация, основные авторы и произведения. Современное состояние фэнтези: классификация, основные авторы и произведения.
    Термины science fiction, hard science fiction. Классификация видов научной фантастики. Особенности развития жанра в современной литературе. Р.Брэдбери, А. Азимов, Р.Хайнлайн, А, Беляев, А. и Б. Стругацкие. Литературные источники жанра (средневековый эпос и рыцарские романы). Классификация видов фэнтези. Особенности развития жанра в современной литературе. А.Сапковский, Дж.Мартин, У.ле Гуин, Р.Желязны, Т.Гудкайнд.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий блиц-опрос по домашнему заданию
  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий ответ на вопрос по выбранному тексту
    Ответ на экзамене подготавливается без использования бумажных или электронных вспомогательных материалов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * блиц-опрос по домашнему заданию + 0.3 * ответ на вопрос по выбранному тексту + 0.3 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Blackham, R. S. (2012). J.R.R. Tolkien : Inspiring Lives. The History Press.
  • Caughey, S. (2009). Revisiting Narnia : Fantasy, Myth And Religion in C. S. Lewis’ Chronicles. Smart Pop.
  • Ni’ Mheallaigh, K. (2014). Reading Fiction with Lucian : Fakes, Freaks and Hyperreality. Cambridge University Press.
  • Sandner, D. (2004). Fantastic Literature : A Critical Reader. Greenwood Publishing Group.
  • Платон - Государство - Русайнс - 2015 - 324с. - ISBN: 978-5-4365-0254-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917137

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Batzke, I., Erbacher, E. C., Heß, L. M., & Lenhardt, C. (2018). Exploring the Fantastic : Genre, Ideology, and Popular Culture. transcript Verlag.
  • Brown, D. (2014). Tolkien : How an Obscure Oxford Professor Wrote The Hobbit and Became the Most Beloved Author of the Century. Abingdon Press.
  • Ellin, S. (2014). The Dark Fantastic. MysteriousPress.com/Open Road.
  • Harvey, C. B. (2015). Fantastic Transmedia : Narrative, Play and Memory Across Science Fiction and Fantasy Storyworlds. Palgrave Macmillan.
  • Massimo Rapisarda. (2015). A scientific approach to Plato’s Atlantis. https://doi.org/10.1478/AAPP.932C1
  • Michael Ward. (2010). The Narnia Code : C S Lewis and the Secret of the Seven Heavens. Authentic Media.