• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2016/2017

Введение в социальную антропологию

Статус: Курс обязательный
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Преподаватели: Кормина Жанна Владимировна
Специальность: 46.03.01. История
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе «Социальная антропология» рассматриваются история развития антропологии, основные направления и походы, важнейшие темы антропологических исследований. В задачи курса входит не только знакомство с антропологической классикой, но и обучение некоторым методам организации антропологического исследования. Цель курса – привить студентам вкус к антропологической работе, показать специфику антропологического подхода к изучению социальных реалий. Воспитание методологической установки на культурный релятивизм является одной из приоритетных педагогических задач курса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • введение в антропологические подходы к социальному и культурному анализу современного мира
  • обзор основных теоретических школ антропологии и эволюции взглядов на функцию и миссию антропологического знания
  • знакомство с основными понятиями и концепциями в социальной/культурной антропологии
  • знакомство с фундаментальными основами этнографических методов исследования
  • понимание эвристических перспектив, которые дает антропология историческому знанию
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные антропологические школы и логику развития антропологической теории и полевой практики
  • уметь применять категориальный аппарат антропологии для анализа современных и исторических реалий
  • иметь навыки (приобрести опыт) рефлексии позиции исследователя и овладеть понятиями, позволяющими продуктивно описывать собственную исследовательскую позицию
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Антропология как наука. Условия становления, основные векторы и этапы развития
    Лекция 1. Введение. Требования к курсу. Что такое антропология? Универсальность человечества и разнообразие мира. Место антропологии в системе наук. Семинар: Что изучает антропология? Дискуссия: столкновение с Другим. Социальное и индивидуальное Фильм: Боги Ямала (реж. А. Головнев, 1992). Лекция 2. Становление идей и теорий. Объект антропологии; как он меняется. Наука о Другом: кто такой Другой? Становление антропологии. Накопление эмпирического материала. Первые попытки осмысления. Границы дисциплины. Социальная/культурная антропология. Этнология. Этнография. Фольклористика. Эволюционизм и диффузионизм. Исторический партикуляризм Боаса. Семинар. Эволюционизм в антропологии. Теория пережитков. Лекция 3. Политический контекст возникновения и становления антропологической дисциплины. Антропология как колониальная наука. Антропология в Британской и Российской империях. Семинар. Россия и малые народы Севера. Фильм: Interview with Jean and John Comaroff (Part 1 and 2) http://www.youtube.com/watch?v=jA54kBZJa6E Лекция 4. Поле: полевая/кабинетная антропология. Первые экспедиции (экспедиция П. Риверса, Джезупповская экспедиция). Малиновский и включенное наблюдение. Бейтсон и начало видеофиксации. Некоторые ключевые понятия антропологии: общество; культура; контекст; холизм; этноцентризм; перевод. Насыщенное описание. Этнографический метод в антропологии и других дисциплинах. Семинар. Включенное наблюдение. Доклад: Carlo Ginzburg, “The Inquisitor as Anthropologist,” in Clues, Myths, and Historical Method, pp. 156-164 https://mcgillivrayg.files.wordpress.com/2013/09/the-inquisitor-as-anthropologist.pdf Фильм «В стране гигантов и пигмеев»
  • Экономическая антропология
    Лекция 1. Экономика с точки зрения антропологов. Субстантивисты и маржиналисты. Понятие рациональности экономического действия. Марсель Мосс: Эссе о даре. Потлач: демонстрация взаимных обязательств. Понятие реципрокности. Символическая природа обмена. Экономические отношения и мораль. Семинар. Дар и обмен. Лекция 2. Экономическая антропология. К. Поланьи. Виды обмена (реципрокность, перераспределение, рынок). Недоиспользование ресурсов как характеристика «туземной» экономики. Связь между даром и социальной дистанцией/дистанцией родства (М. Салинз). Семинар. Экономика каменного века. Лекция 3. Коммодификация. Символическое/демонстративное потребление. Семинар Культурная биография вещей.
  • Брак, семья, системы родства. Возраст и гендер
    Лекция 1. Институт брака. Брак как реципрокный обмен. Закон экзогамии. Инцест. Теории происхождения запрета на инцест. К. Леви-Строс: Элементарные структуры родства (1949). Кросс-кузенный брак. Семинар Происхождение семьи, частной собственности и государства. Лекция 2. Системы родства: классификационные и описательные. Л. Морган. Родство «по крови» и «социальное» родство. Основные номенклатуры родства (суданская, гавайская, эскимосская, ирокезская). Родственная группа – первичное социальное объединение. Способы образования родственных групп (способ поселения и способ отсчета родства). Понятие авункулата. Семинар: cемейная генеалогия. Домашнее задание к семинару: Постройте генеалогическое древо на максимальную глубину, которой вам удастся достигнуть. Постарайтесь вспомнить специальные термины родства, которые (возможно) используются в вашей семье относительно отдельных групп родственников. Вспомните и укажите, как в вашей семье принято называть родственников. Вспомните и укажите, к кому из родственников вы обращаетесь на «Вы», а к кому на «ты». С кем из родственников ваша семья поддерживает отношения, а с кем нет. Какие родственники считаются «близкими», а какие «дальними». По отношению к каким родственникам вы можете позволить себе «подшучивание», а по отношению к кому вы всегда обязаны проявлять почтение? Попытайтесь найти объяснения сложившимся типам отношений с родственниками. Есть ли в вашем роду какой-то «легендарный предок»? Как в вашей семье поддерживается память о семейной родословной (фотоальбомы, фотографии, письма, рассказы, семейные праздники, ритуалы и т.д.)? Лекция 3. Формы семьи. Нуклеарная семья. Расширенная семья. Семья, родство и родительство в модерном обществе. М. Стратерн («After Nature»). Критика понятия «родства». Современная американская система родства (Д. Шнайдер). Kinship vs relatedness в работах Дж. Карстен. Семинар. Вспомогательные репродуктивные технологии и проблематизация «родства» Лекция 4. Социальный возраст и гендер. Статусы и роли. Практики воспитания и взросления. Обряды перехода (Тернер, ван Геннеп). Семинар Культура и мир детства.
  • Политическая антропология
    Лекция 1. Политическая антропология. Предмет политической антропологии. Власть и господство: Макс Вебер. Типы политических систем – способы легитимации власти (традиционный, харизматический, рациональный). Понятие идеологии. Способы интеграции и решения конфликтов в безгосударственных обществах: исследования британских антропологов (1940-60 гг.), в частности – Э. Эванса-Притчарда у нуэров (1940). Политическое лидерство: приписанный статус vs достигнутый статус: меланезийские vs полинезийские политические системы. Бигмены и вожди (М. Салинз). Семинар. Политическая система. Лекция 2. Переход от политической антропологии догосударственных обществ к антропологии государства. Видимость и визуальность государства. Контроль, «границы» и «пограничники». Столкновение человека с «государством». Государство как предмет социального воображения и символического производства. Воображение государства в форме географической реальности и его пространственные свойства. Cеминар: От изобретения традиции к этнографии государства. Доклад: Ferguson J., Gupta A. (2002) Spatializing States: Toward an Ethnography of Neoliberal governmentality, American Ethnologist 29 (4), 981-1002. Лекция 3. Этничность. История понятий «этничность», «этническая группа» «этнические границы», «этном». Различные подходы к исследованию этничности: примордиализм, инструментализм, конструктивизм. М. Вебер, Ф. Барт. Этнография и власть. Изобретение традиций, переписи, этнографические классификации и карты. Этнография и национальлная политика. Семинар Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. Лекция 4. Этничность и идентичность. История понятия «идентичность». Виды идентичности. Критика понятия «идентичность». Этничность без групп. Р. Брубейкер. Этничность как товар. Comaroff J.&J. Ethnicity, Inc. Семинар Этничность без групп. Лекция 5. Антропология памяти. «Социальная» память и другие виды памяти. Коллективная vs. индивидуальная память. Места памяти (исторические места, памятники, музеи), коммеморации. Семинар. Нарративизация памяти. История жизни vs. рассказ об истории жизни Задание к семинару: Найти примеры “hard and soft” памяти о блокаде в городском ландшафте современного Петербурга.
  • Ритуал и религия
    Лекция 1. Первобытные классификации. Коллективные представления (время, пространство). Семинар: первобытные классификации Лекция 2. Ритуал: структура и функции. Теории ритуала. Лиминальность. Обязательное выражение чувств в ритуале (М. Мосс). Техники тела. Семинар: обряды перехода. Лекция 3. Религия. Смерть и реинтеграция группы. Семинар: Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве. Смерть и реинтеграция группы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
    Генеалогическое древо
  • неблокирующий Тест (контрольная работа)
    Проходит в виде multiple-choice теста на знание основных понятий, имен и иной фактологии из пройденной части курса. Состоит из 10 вопросов.
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен в виде развернутых ответов на 2 вопроса. Время на написание ответов – 60 минут. Общий объем – не менее 1000 слов. Экзамен проводится в один день. Время на оценку результатов экзамена (проверку письменных ответов) – 3 дня.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.35 * Домашняя работа + 0.35 * Тест (контрольная работа) + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социальная антропология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М, 2009. - 688 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-003638-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/192568

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Adams, C., & Thompson, T. L. (2016). Researching a Posthuman World : Interviews with Digital Objects. London: Palgrave Pivot. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1353895
  • Eriksen, T. H. (2015). Small Places, Large Issues - Fourth Edition : An Introduction to Social and Cultural Anthropology (Vol. 4th ed). London: Pluto Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1057037
  • Horst, H. A., & Miller, D. (2006). The Cell Phone : An Anthropology of Communication. Oxford: Berg Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231138
  • Underberg, N. M., & Zorn, E. (2013). Digital Ethnography : Anthropology, Narrative, and New Media (Vol. 1st ed). Austin: University of Texas Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=548651