Бакалавриат
2016/2017
История мировой литературы
Статус:
Курс обязательный
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Гаспаров Борис Михайлович,
Калугин Дмитрий Яковлевич,
Родин (Маслов) Борис Павлович,
Савицкий Станислав Анатольевич,
Светликова Илона Юрьевна,
Токарев Дмитрий Викторович,
Школьников Вадим Валерьевич
Язык:
русский
Кредиты:
9
Контактные часы:
136
Программа дисциплины
Аннотация
Курс "История мировой литературы" знакомит студентов с историческими и типологическими аспектами литературных жанров и форм. Студенты приобретают первые навыки литературоведческого анализа текстов, представляющих различные этапы становления Западной литературной традиции.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление с репрезентативной выборкой наиболее значимых произведений мирового словесного творчества
- Получение представления об исторических и типологических аспектах литературных жанров и форм
- Приобретение навыков анализа литературных текстов.
Планируемые результаты обучения
- Владеет основными категориями теории и истории литературных родов и жанров и способен внятно очертить круг основных проблем, связанных с жанровой эволюцией как предметом литературоведческой рефлексии
- Имеет представление о наиболее значимых лирических жанрах европейской литературы. Способен проанализировать лирическое произведение, исходя из его жанровых особенностей.
- Имеет представление о наиболее значимых эпических произведениях мировой литературы от античности до Нового времени. Знает и может обрисовать основные особенности эпических произведений.
- Имеет представление о наиболее значимых романах мировой литературы от античности до рубежа XX-XXI вв. века. Понимает особенности эволюции романного жанра. Способен проводить сопоставительный анализ прочитанных текстов различных жанрово-тематических модификаций романа.
- Имеет представление о наиболее значимых драматических произведениях мировой литературы от античности до современности. Понимает особенности эволюции драмы.
Содержание учебной дисциплины
- История литературы как область гуманитарного знания. Проблема жанра.Литература как исторический феномен. История литературы и становление европейских национальных государств. История и литература: формы взаимодействия и взаимовлияния. Определение жанра и рода (драма, эпос, лирика) как дискурсивных форм.
- Типология драматических форм. Античный театр.Драма и ритуал. Пути возникновения театра в культуре. Народный (раёшный) театр в России. Романтики о драме как синтетическом явлении. Представление А. Н. Веселовского о первобытном синкретизме. В. Тернер о театре как социальной драме. Проблема зарождения драматических форм в Древней Греции. Типологический параллели (театральные формы в Японии, театр Йоруба).
- Эволюция формы классической трагедииКомпозиция древнегреческой трагедии. Полемика о природе актера (hypokrites) в античной трагедии. Фигура комментатора (типологические параллели). Изменения функции хора в античной трагедии. Миф как основа сюжета трагедии и пределы авторской инновации. «Орестея» Эсхила и афинская идеология. «Эдип-царь» как образец античной трагедии, согласно «Поэтике») Аристотеля. Трагедии Еврипида и современная ему риторика.
- Неоклассическая драмаРецепция древнегреческой трагедии в Риме (Сенека). «Федра» Жана Расина (в сопоставлении с «Ипполитом» Еврипида). Особенности европейской барочной драмы. Школьная драма в России («Владимир» Ф. Прокоповича). Освоение классицистической драмы в России в XVIII в. (Я. Б. Княжнин и А. П. Сумароков).
- Комедия. Аристофан.Комедийный (эпизодический) сюжет. Выстраивание характера («этоса») как особенность древнегреческой комедии («Характеры» Феофраста). Комедия и критика современного общества. Метапоэтические аспекты комедии Аристофана «Лягушки». Канонизация комедии у Менандра. Рецепция элленистической комедии у Плавта. Аспекты позднейшей истории комедии в западной Европе и России.
- Шекспир и романтическая драма.Становление средневекового европейского театра. Драма в эпоху Ренессанса в Англии и и Испании. Шекспир и его источники. Рецепция драмы Шекспира. Анти-классицистическая драма в эпоху романтизма. Фридрих Шиллер. Пушкин, «Борис Годунов». Синтез классицистической и романтической поэтики в исторической трилогии А. К. Толстого.
- Европейская драма эпохи реализма и модернизмаСложности периодизации «реалистического» театра. Поэтика Генрика Ибсена. Кризис романа и творчество А. П. Чехова. Проблема сюжета и характера в новой драме. Модернизм и разложение унаследованных литературных форм. «В ожидании Годо» С. Беккета. Драматическая составляющая в кинематографе.
- Историзующие и универсалистские подходы к лирической форме.Лирика (лирическая песня) как универсальная дискурсивная форма. «Поэтическая функция» Р. О. Якобсона и парадигматический принцип организации текста (рифма, ритм, аллитерация). Определения литературного рода (драма, лирика, эпос) от Платона до М. Сильверстина. Лирика и проблема «изобретения» субъективности (Сапфо, Катулл, Петрарка, Э. Дикинсон). Устойчивость античных жанров лирики и их трансформации.
- Античная буколическая традиция и формы пасторалиПастораль как смешанная родовая форма. Контекстуализация лирического высказывания как форма рефлексии о лирике (типологическая параллель: «Исэ моногатари»). Феокрит, «Идиллии» (1, 11). Вергилий, «Эклоги». Пастораль как придворная форма в эпоху Ренессанса в Англии. Буколическая поэзия XVIII-XIX вв. в России. «Эклоги» И. Бродского.
- Греческая лирика и традиция анаркреонтической одыЛирика хоровая и монодическая. Народная лирическая песня и ее трансформация. Формы гимна молитвы (типологические паралелли). Авторская лирика в Древней Греции (Сапфо, Алкей, Анакреонт). Канонизация жанра анакреонтической оды в собрании «Anacreontea». Анакреонтическая ода в европейской и русской литературе XVIII-начала XIX вв.
- Горацианская ода«Оды» (Carmina) Горация как жанровый эксперимент. Многообразие лирических форм у Горация и трансформация его поэтики в пределах четырех книг «Од». Горацианская ода в Новое время. Интерес к Горацию у неолатинских поэтов (Сарбевский). Английские поэты «озерной школы». Горацианство Державина.
- Пиндарическая (высокая) одаДревнегреческий эпиникий Пиндара между фольклором и литературой. Значение нарратива (мифа) в пиндарической оде. Основные эпизоды рецепции Пиндара (Ронсар, Малерб, Бен Джонсон, Гёте). Русская торжественная ода. Пиндарические опыты О. Мандельштама. Уолт Уитмен и значение Псалтыри как альтернативного ресурса высокой лирики. Обновление одического стиля в творчестве Владимира Маяковского.
- ЭлегияЭлегический дистих. Элегия как сниженная форма лирики (Архилох, Феогнид, Солон). Многообразие подтипов элегии в Древней Греции. Становление римской любовной элегии (Катулл, Тибулл, Овидий, Проперций). Элегии Баратынского и Пушкина. «Дуинские элегии» Рильке. Трансформация жанра элегии в творчестве Ахматовой, Мандельштама, Бродского.
- Послание, эпиграмма, лирика «на случай»Периферийные классические жанры (послание, эпиграмма) Античное стихотворное послание (Гораций, Овидий). Сближение с горацианской одой, элегией. Дружественное послание в пушкинскую эпоху. Греческая антология как новая форма бытования малой лирики. Эпиграмма в контексте истории «антологической лирики». Лирика «на случай» в русской поэтической традиции, в том числе в форме элегического дистиха.
- Характер эпического повествования.«Одиссея» Гомера. Эрих Ауэрбах о библейском и гомеровском типах нарратива.
- Эпический герой.Слово о Полку Игореве. Изучение поэтики и жанра Слова о Полку. Сравнительная мифология.
- Конструкция пространства и времени в эпическом нарративе.«Инферно» Данте. Миф о вечном возвращении Мирчи Элиаде.
- Эпос и миф.«Калевала» (Начало мира; история Лемминкяйнена). Теория Пэрри и Лорда («Сказитель» Лорда).
- Эпос и историческая традиция.Онежские былины. Аспекты эпического сказительства.
- Лейтмотив.Вагнер, «Кольцо Нибелунгов». Теория первобытного мышления К. Леви-Стросса.
- Эпическая интонация.Эпос и современное историческое сознание. Взаимодействие эпоса с другими жанрами. И. Бродский.
- Герой и сюжет.«Дон Кихот» Сервантеса. В. Б. Шкловский, «Как сделан Дон-Кихот».
- Роман воспитания (Bildungsroman).Гете, «Ученические годы Вильгельма Мейсте-ра». Ю. М. Лотман, «Сюжетное пространство русского романа XIX столетия».
- Романтический герой.Бенжамин Констан, «Адольф». Пушкин, «Евгений Онегин». Ю. М. Лотман. «Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Б. М. Гаспаров. «Пять опер и симфония» (гл. 3).
- Историческое романное повествование.Вальтер Скотт, «Айвенго». Пушкин, «Капитанская дочка». М. М. Бахтин. «Эпос и роман».
- Реализм.Густав Флобер, «Мадам Бовари». Георг Лукач, «Теория романа». Полицентрический роман. Л. Н. Толстой, «Война и мир». Gary Saul Morson, «Narrative and freedom».
- Роман в эпоху модернизма.Ф. Кафка, «Замок». Гарольд Блум, «Страх влияния». Мета-роман. Б. Пастернак, «Доктор Живаго». Fredric Jameson, «The Antinomies of Realism».
- Транс-реализм.Габриель Гарсиа Маркес, «Сто лет одиночества». М. М. Бахтин, «Слово в романе».
Элементы контроля
- ЭссеВыполняется студентом вне аудитории по одной из предложенных тем, объемом 500 – 1000 слов. Источники для раскрытия темы эссе подбираются студентом самостоятельно
- Работа на семинареРабота на семинаре предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий. Обязательным условием получения высокого балла по этой компоненте является (1) презентация (одна за модуль), (2) участие в устном обсуждении на семинаре. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента в рамках темы семинара. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом.
- Домашняя работаВыполняется письменно и состоит из небольших заданий, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
- Письменная работа (эссе)Письменная работа представляет собой выполненное студентом эссе, требующее привлечения текстов разных жанров в рамках рассмотрения той или иной теоретически значимой проблемы (около 2.5 тыс. слов). Эссе выполняется студентом вне аудитории по одной из предложенных тем.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.14 * Домашняя работа + 0.3 * Письменная работа (эссе) + 0.28 * Работа на семинаре + 0.28 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Attridge, D. (2013). Moving Words : Forms of English Poetry (Vol. 1st ed). Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=620217
- Fantham, E. (2011). Roman Readings : Roman Response to Greek Literature From Plautus to Statius and Quintilian. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=388137
- Античная литература: Учебное пособие / Никола М.И., - 3-е изд., дополн. - М.:Прометей, 2011. - 336 с. ISBN 978-5-4263-0070-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/557906
Рекомендуемая дополнительная литература
- Matek, L., & Rehlicki, J. P. (2014). Facing the Crises : Anglophone Literature in the Postmodern World. Newcastle upon Tyne, UK: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=805810
- История русской литературы XX века: Учебник / В.Д. Серафимова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 540 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-005635-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346858