• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2016/2017

Психология

Статус: Курс обязательный
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Преподаватели: Акифьева Раиса Николаевна
Специальность: 46.03.01. История
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

С одной стороны, полученные студентами знания и навыки должны стать частью общей профессиональной компетентности бакалавра, с другой стороны, они должны быть востребованы в сфере межличностных отношений в широком смысле этого термина: в семейной жизни, в профессиональной деятельности, в повседневном общении и др. Курс ориентирован как на знакомство студентов с фундаментальными психологическими идеями и концепциями, классическими экспериментами, так и на обучение анализу современных исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с психологической терминологией, подходами, методами психологического исследования, основными этапами становление психологического знания, современными направлениями психологии, проблемами исследования психологических феноменов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь объяснять свое поведение самостоятельно, интерпретировать повседневные ситуации с точки зрения психологических теорий, быть в состоянии предсказать, как люди будут вести себя в будущем, понимать, что может лежать в основе человеческого поведения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в психологию.
    Определение психологии. Основные характеристики психологии. Предмет и объект психологии. Соотношение психологии и здравого смысла. Психология как наука. Психологические явления и психологические факты. Основные разделы психологии. Место психологии в системе наук.
  • Методологические основы психологии.
    Определение научной теории. Постановка исследовательского вопроса. Тестирование теории: от формулировки к исследованию. Объект исследования и формирование выборки. Разновидности методов психологии. Типы исследовательского дизайна. Интерпретация результатов исследования. Роль этики в психологических исследованиях.
  • Основные этапы развития психологии.
    Донаучная психология: натуралистические представления, представления эмпиризма. Истоки научной психологии. Структурализм (В. Вундт): исследование элементов сознания, экспериментальная интроспекция. Критика структурализма. Функционалистский подход (В. Джеймс): изучение функций сознания, использование интроспекции. Основные подходы в изучении психологических феноменов в начале XX века. Бихевиоризм (Дж. Уотсон). Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Келер и др.). Психоанализ (З. Фрейд): структурная модель личности - Ид, Эго, Супер-Эго. Типы тревоги. Защитные механизмы. Методы (ТАТ, Пятна Роршаха). Критика психоаналитического направления.
  • Научение и обусловливание.
    Классическое обусловливание (формирование условных рефлексов). Исследования И. П. Павлова и Д. Уотсона. Оперантное обусловливание. Эксперимент Б. Скиннера. Различия между классическими и оперантными рефлексами. Исследования В. Келера (инсайт в научении) и их критическая оценка. Когнитивные карты Э. Толмэна.
  • Восприятие и кросс-культурные исследования.
    Восприятие и ощущения. Характеристики восприятия: константность, предметность, целостность, обобщенность. Закон оптики: чему равен размер проекции объекта. Зрительные иллюзии. Адаптация в процессе восприятия. Кросс-культурные исследования. Гипотеза мира плотников. Исследования В. Хадсона, А. Манди-Кастла и Д. Дереговского. Открытие К. Тернбалла.
  • Проблемы исследования интеллекта.
    Тестирование уровня умственных способностей. Подход А. Бине. Понятие «умственный возраст». Ф. Гальтон: Тестирование умственных способностей как средство классификации. Понятие коэффициента интеллекта. Многообразие определений интеллекта. Современные теории. Современные методы изучения умственных способностей. Феномен одаренности. Соотношения мышления и интеллекта. Р. Зайонца и Г. Маркуса о взаимосвязи между порядком рождения и интеллектом. Эффект Пигмалиона: исследование Р. Розенталя и Л. Джекобсон. Влияние стереотипов на успешность прохождения стандартизированных тестов: феномен «угроза подтверждения стереотипов»
  • Психология развития.
    Социальное научение и развитие ребенка. Рефлексы новорожденного. Процесс социального научения. Кросс-культурные сравнения методов воспитания детей. Психоаналитический подход. Теория когнитивного развития Ж. Пиаже. Стадии когнитивного развития. Теория морального развития Пиаже. Теория морального развития Кольберга. Социально-когнитивный подход к развитию. Теория развития Л. Выготского.
  • Личность и индивидуальность.
    Определение личности в психологии. Структура и направленность личности. Индивидуальные различия. Теории личности. Подходы: психодинамический, личностных черт, гуманистический, социально-когнитивный. Методы исследования личности.
  • Социальная психология личности. Самопознание.
    Понятие "Я-концепция", структурные компоненты. Исследования установок личности на себя. Тест М. Куна, Т. Макпартлэнда: объективные и субъективные компоненты. Личностная и социальная идентичность. Теория социальной идентичности (Г. Тэшфил). Исследования роли самоосознания в понимании себя. Исследования Г. Гэллапа. Виды Я (Реальное, Зеркальное, Идеальное, Должное). Я и культура: независимое и взаимозависимое представление о своем «Я». Самопознания: как мы делаем вывод о себе? Теория самовосприятия Д. Бема. Внутренняя и внешняя мотивация. Мотивация: понятие и разновидности.
  • Эмоции.
    Эмоции и физиологические изменения, которые их сопровождают. Теории эмоций (теория Джеймса - Ланге; теория Кэннона - Барда). Двухфакторная теория эмоций С. Шахтера. Исследование межличностной привлекательности Д. Даттона и А. Эрона. Знание и чувства как источник самопознания. Теория социального сравнения Л. Фестингера. Значение реакций других людей в формирование представлений о себе.
  • Социальные установки. Самооправдание.
    Социальные установки. Взаимосвязь установок и поведения. Самооправдание. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Модификация теории (Э. Аронсон). Диссонанс, связанный с принятием решения, затраченными усилиями и недостаточным наказанием. Классический эксперимент Фестингера и Карлсимт. Использование когнитивного диссонанса с целью изменения поведения. Диссонанс как мотивирующий фактор. Физиологические проявления диссонанса. Теория самоутверждения. Критика теории, новые направления исследований. Самопрезентации и управление впечатлением.
  • Межличностное восприятие и социальное познание.
    Невербальное поведение. Невербальные сигналы. Функции невербального поведения. Кодирование и декодирование. Факторы, снижающие точность декодирования. Имплицитные теории личности. Теория атрибуции Ф. Хайдера. Психология здравого смысла. Понятие внешней и внутренней атрибуции. Развитие идей атрибуции. Теория корреспондентного выведения Э. Джонса и К. Дэвиса. Атрибуция интенция и атрибуция диспозиций: ошибки рассуждений. Теория каузальной атрибуции Г. Келли. Модель анализа вариаций. Структурные элементы атрибутивного процесса. Каузальное пространство. Критерии валидности. Теория каузальных схем. Основные закономерности интерпретации поведения: обесценивание, усиление, систематическое искажение информации. Фундаментальная ошибка атрибуции (Л. Росс). Эксперимент Э. Джонса и В. Харриса. Эффект исполнителя-наблюдателя. Атрибуция в пользу своего Я, защитные атрибуции. Стадии процесса социального познания. Эффект самореализующегося пророчества. Социальная перцепция. Точность межличностной перцепции. Социальная аттракция. Точность межличностной перцепции. Свидетельские показания.
  • Конформизм. Личность и ситуация.
    Конформизм. Формирование социальных норм. "Аутокинетический эффект" М. Шерифа. Эксперимент С. Аша. Публичный и приватный конформизм. Конформизм и культура. Влияние референтных групп. Исследование повиновения авторитету (С. Милграм). Причины подчинения: эмоциональная удаленность жертвы, отсутствие ответственности, легитимность авторитета, групповое влияние. Тюремный эксперимент Ф. Зимбардо. Тюремный эксперимент BBC.
  • Групповое влияние.
    Феномены "социальной фасилитации" и "социальной лености". Групповой компромисс: эффект деполяризации.
  • Социальное влияние в малых группах.
    Групповая поляризация. Исследования информационного и нормативного влияния. Симптомы огруппление мышления и механизмы их предотвращения. Влияние меньшинства.
  • Просоциальное поведение.
    Альтруизм. Теория социального обмена. Эффект «свидетеля, диффузия ответственности (Дарли и Латане). Эмпатия и альтруизм. Реципрокный альтруизм. «Дилемма заключенного».
  • Межличностная аттракция.
    Идивидуальные различия: альтруистические свойства личности. Любовь и дружба.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Домашняя работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Аудиторная работа + 0.3 * Домашняя работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Немов Р.С. - ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ III. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2015 - 739с. - ISBN: 978-5-9916-1510-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschaya-psihologiya-v-3-t-tom-iii-psihologiya-lichnosti-382541
  • Немов Р.С. - ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3Х ТТ. ТОМ II. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2015 - 1007с. - ISBN: 978-5-9916-1385-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschaya-psihologiya-v-3h-tt-tom-ii-poznavatelnye-processy-i-psihicheskie-sostoyaniya-381471

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Соколков, Е. А. Психология познания: методология и методика преподавания [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. А. Соколков. — М. : Университетская книга; Логос, 2007. — 384 c. - ISBN 978-5-98699-038-5