• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2016/2017

Введение в языкознание

Статус: Курс обязательный
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Гаспаров Борис Михайлович, Князев Михаил Юрьевич, Никитина Татьяна Владимировна, Холодилова Мария Александровна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса "Введение в языкознание" студенты формируют отношение к языку как сложному механизму, функционирование которого обусловленo как конструктивными, так и когнитивными факторами. В задачи курса входит освоение следующих фундаментальных для дальнейшей программы элементов филологической специальности: пользование дескриптивным аппаратом, в параметрах которого осуществляется научное описание языка; формирование первичного понятия об основных компонентах строения языка и категориях его функционирования в обществе; изучение более специальных проблем, связанных с теоретической лингвистикой и знаковым изучением культуры. В первой части дисциплины рассматриваются вопросы фонетики, морфологии, синтаксиса, теории речевых жанров.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с основами теоретического подхода к языку и с понятийным и техническим аппаратом лингвистики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объясняет особенности звукового строя языка и анализирует языковые явления в фонетических и фонологических терминах
  • Излагает основные различия устной и письменной речи в свете различных взглядов на природу языка
  • Дает определение языка, формулирует начала и основные проблемы науки о языке
  • Излагает и иллюстрирует примерами феномен диахронических изменений в языке, анализирует их причины и разъясняет отличия между диахроническим и синхроническим подходами к языку.
  • Анализирует синтаксические явления в языке на предложенном речевом материале, воспроизводит основные теоретические параметры описания синтаксических явлений
  • Дает определения явлениям морфологического строя языка, описывает специфику разных языков в морфологическом отношении, анализирует морфемный состав слова с учетом разных подходов к вопросу
  • Перечисляет основные речевые жанры и объясняет их лингвистическую и природу
  • Воспроизводит существующие взгляды на связь и природу языка и мышления в перспективе философии языка и когнитивных подходов в языкознании
  • Объясняет роль и процедуры формальных методов в языкознании в соотношении с другими лингвистическими методологиями
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Язык как предмет лингвистики
    Введение в проблематику. Язык как предмет лингвистики. Язык и речь. Специфика языкового знака. Принцип произвольности.
  • Звуки речи
    Акустические и артикуляционные параметры. Фонология и фонетика. Понятие фонемы и дифференциального признака. Фонема и ее варианты. Понятие дистрибуции. Фонологические структуры и фонологические универсалии.
  • Язык и письмо
    Соотношение звука и письменного знака. Типы письменности. Проблемы дешифровки.
  • Морфология
    Морфема и слово. Уровни языковой структуры. Грамматические классы слов. Типы морфологической структуры. Грамматические категории. Характер грамматического значения.
  • Синтаксис
    Синтаксическая зависимость. Дерево зависимости и дерево составляющих. Фраза, предложение, высказывание.
  • Язык в диахронической перспективе
    Языковые изменения. Синхрония и диахрония. Языковое родство. Сравнительно-исторический метод.
  • Формальные модели в описании языка
    Основы генеративной грамматики: глубинные и поверхностные структуры. Трансформации; грамматическая правильность (Grammaticality). Структурная и генеративная семантика.
  • Язык и мышление
    Когнитивная семантика: понятие контекстуальной рамки. Фигуративная речь; теория когнитивной метафоры.
  • Речевые жанры
    Проблема речевых жанров. Подходы к изучению речевых жанров.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории. Контрольная работа состоит из 1 варианта, включающего 4 задания. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала.. Время выполнения – 45 минут.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает выполнение заданий и ответы на вопросы, составленные на основе лекционных занятий.
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится письменно в аудитории. и состоит нескольких заданий. Задания к экзамену разработаны на основе пройденного материала. На экзамене не разрешается пользоваться никакими источниками. На написание экзамена отводится 180 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.08 * Аудиторная работа + 0.32 * Домашнее задание + 0.4 * Контрольная работа + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Davies, A., & Elder, C. (2004). The Handbook of Applied Linguistics. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108713
  • Макерова, С. (2013). «Лингвистика» – «Грамматика» – «Лингвистика (Грамматика) Текста»: Содержание И Корреляция Понятий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9CBE8C2F

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Киселева, Н. (2008). Лингвистические задачи и их классификация. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (80). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.13140813
  • Мечковская Н.Б. - Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков: учебное пособие для студентов филологических и лингвистических специальностей - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 312с. - ISBN: 978-5-89349-275-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74738