• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2016/2017

Научно-исследовательский семинар "Формальная школа в контексте русского модернизма"

Статус: Курс по выбору
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Светликова Илона Юрьевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе данного курса научно-исследовательского семинара "Формальная школа в контексте русского модернизма" студенты знакомятся с введением в историю русского модернизма и историей формальной школы, осваивают разработанный формалистами научный инструментарий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с историей формальной школы, освоение разработанного формалистами научного инструментария, приобретение навыков междисциплинарного анализа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
  • Студент способен спланировать и задокументировать проведение самостоятельного исследования
  • Студент имеет представление о месте формализма в истории гуманитарных наук
  • Студент имеет представление об исторических обстоятельствах возникновения формальной школы, ориентируется в литературно-художественном контексте русского формализма
  • Студент выявляет особенности творчества А.Белого. Формулирует связь между работами А.Белого и формализмом
  • Студент знает основных представителей формалистов эпохи модернизма, ознакомлен с их наиболее значимыми работами
  • Студент имеет представление о связи формальной школы и марксизма, знает основных представителей младоформализма
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: что такое формализм?
    Место формализма в истории гуманитарных наук.
  • Идейный и культурный фон русского формализма
    Исторические обстоятельства возникновения формальной школы. ОПОЯЗ и МЛК. Научный контекст русского формализма. Психологизм в философии, лингвистике и литературоведении. Рецепция трудов А.А. Потебни в начале ХХ в. Литературно-художественный контекст русского формализма: авангардные направления в живописи и литературе.
  • Научное творчество Андрея Белого
    Сборник Андрея Белого «Символизм»: исследования поэтического ритма. Поздние литературоведческие труды Белого: «Ритм как диалектика и 'Медный всадник'»; «Мастерство Гоголя». Андрей Белый и формалисты.
  • Портреты формалистов: биография ученого в эпоху модернизма
    Виктор Шкловский. «Воскрешение слова»; «Искусство как прием». Автобиографическая проза Шкловского. Осип Брик. «Звуковые повторы»; «Ритм и синтаксис». Осип Брик — идеолог ЛЕФа. Концеп- ция «социального заказа». Юрий Тынянов. «Литературный факт»; «О литературной эволюции». Проза Тынянова. Рабо- ты Тынянова о кино. «Поручик Киже»: рассказ и сценарий. Борис Эйхенбаум. «Как сделана 'Шинель' Гоголя». Работы о Толстом. «Мой временник» Роман Якобсон. «Новейшая русская поэзия»
  • Младоформалисты
    Зубовский институт в 1920-е гг. Исследования «литературного быта». Формальная школа и марксизм. Разгром формализма.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
    Выполняется письменно и состоит из небольших заданий, проверяющих усвоение материала семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа на семинаре предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Итоговый контроль
    Итоговое эссе объемом 3 тысячи слов. Эссе выполняется студентом вне аудитории по одной из предложенных тем. Источники подбираются студентом самостоятельно.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.08 * Аудиторная работа + 0.32 * Домашние задания + 0.6 * Итоговый контроль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Peter Steiner. (2016). Russian Formalism : A Metapoetics. Ithaca: Cornell University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1508177

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Aucouturier Michel. (2006). Svetlikova Ilona, Истоки русского формализма : традиции психологизма и формальная школа. Revue Des Études Slaves, (4), 671. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.slave.0080.2557.2006.num.77.4.7052.t1.0671.0000.2
  • Дебольский Н.Г. - Философия феноменального формализма. I. Метафизика - Издательство "Лань" - 2013 - 180с. - ISBN: 978-5-507-10419-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/8645
  • Луков, В. (2009). История литературы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2F5F0DA7