• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2016/2017

Введение в кавказоведение

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 2

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины являются ознакомление студентов с особенностями кавказских языков и обучение их работе с грамматическими описаниями с учётом этих особенностей. Настоящая дисциплина относится к блоку вариативных дисциплин. Для программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: · Теория языка, Языковое разнообразие. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: · знание основной терминологии дескриптивной лингвистики · наличие представлений об основных языковых семьях и ареалах. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: · Лингвистическая типология.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Рассказать студентам про типологические особенности языков Кавказа, политическую, этническую и лингвистическую географию региона, основные принципы и проблемы описания языка, этику полевой работы.
  • Научить студентов при необходимости самостоятельно ориентироваться в типологической литературе
  • Помочь студентам овладеть аппаратом морфологической и фонетической типологии и навыками самостоятельной работы с литературой.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знаком с фонетикой, морфологией и синтаксисом языков данной семьи
  • Знаком с особенностями языков нахско-дагестанской семьи
  • Знает ареальные особенности систем согласных в Дагестане.
  • Знает принципы описания систем гласных
  • Знаком со сложными предикатами, с разными типами глагольных значений.
  • Знаком с социальными особенностями многоязычия в Дагестане
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводная лекция
    Обзор особенностей языков Кавказа. Знакомство с фонетикой, морфологией и синтаксисом языков данной семьи. Социолингвистическая ситуация в регионе. Обсуждение наиболее значимых работ о языках данного ареала.
  • Языки нахско-дагестанской семьи
    Более глубокое знакомство с особенностями языков нахско-дагестанской семьи. География Дагестана и прилегающих территорий. Фонетика. Морфология. Социолингвистика.
  • Языки абхазо-адыгской семьи
    Более глубокое знакомство с особенностями языков нахско-дагестанской семьи. География Дагестана и прилегающих территорий. Фонетика. Морфология. Социолингвистика.
  • Фонетика языков Кавказа: согласные
    Различие между фонетикой и фонологией в описании систем согласных. Принципы описания систем согласных. Фонологические противопоставления. Ареальные особенности систем согласных в Дагестане.
  • Фонетика языков Кавказа: гласные
    Различие между фонетикой и фонологией в описании систем гласных. Минимальные системы гласных (на материале абхазо-адыгских языков). Принципы описания систем гласных. Фонологические противопоставления.
  • Глаголы в языках Дагестана
    Глаголы как закрытый лексический класс. Сложные предикаты: синтаксис и морфология. Типы глагольных значений.
  • Социолингвистика и антропология
    Дагестан как лингвистический ареал. Социальные особенности многоязычия. Ближнее vs. дальнее многоязычие. Типы миграций. Гендерные особенности многоязычия. История недагестанского влияния на языки Дагестана.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий доклад
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.24 * аудиторная работа + 0.32 * доклад + 0.24 * контрольная работа + 0.2 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Общая морфология : введение в проблематику: учеб. пособие, Плунгян В. А., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Dahl, E. (2010). Time, Tense and Aspect in Early Vedic Grammar : Exploring Inflectional Semantics in the Rigveda. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=368161
  • Velupillai, V. (2012). An Introduction to Linguistic Typology. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=473816