• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2016/2017

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный
Направление: 41.03.04. Политология
Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 7

Программа дисциплины

Аннотация

НИС 1-го года обучения является вводным для студентов и стремится объяснить, что представляют собой принципы научно-исследовательской деятельности, как и кем она осуществляется и из каких стадий состоит. Студенты подробно знакомятся с механикой работы с академической литературой и развивают навык написания обзоров литературы. В конце курса обсуждаются основные элементы дизайна исследования, что закладывает базу для дальнейшего освоения дисциплины на 2-м курсе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с принципами научно-исследовательской деятельности и тем, из каких элементов состоит дизайн исследования.
  • Выработать навык работы с академической литературой и написания обзоров литературы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет научную сущность проблем в профессиональной области.
  • Решает проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза.
  • Оценивает потребность в ресурсах и планирует их использование при решении задач в профессиональной деятельности.
  • Работает с информацией: находит, оценивает и использует информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода).
  • Осуществляет поиск, сбор, обработку, анализ и хранение информации для решения поставленных задач.
  • Оформляет результаты поиска и анализа информации, проведенных научных и прикладных исследований в различных жанрах (включая обзоры, аналитические записки, отчеты, публикации по социально-политической тематике и т.д.), в зависимости от целевой аудитории.
  • Самостоятельно ставит проблему исследования политических явлений и процессов, определяет задачи исследования и осуществляет дизайн соответствующего исследования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: что такое научно-исследовательская деятельность?
    Введение к дисциплине и обозначение требований к студентам в рамках курса. Знакомство со студентами и их научно-исследовательскими интересами. Обсуждение причин, побуждающих исследователей выбирать ту или иную тему для исследования и спектр собственных научно-исследовательских интересов. Что такое научно-исследовательская деятельность? Что мы понимаем под исследовательской деятельностью в самом общем смысле? Кому требуется знание технологии исследовательской деятельности? Обсуждение содержания обязательной литературы и видеоролика к семинару 2. Кто такие политологи и зачем им знать технологию научно-исследовательской деятельности? Что понимается под профессией политолога в российском медийном дискурсе? Нужно ли политическим аналитикам, комментаторам, журналистам, политтехнологам знать технологию исследовательской деятельности? Как научные исследования в сфере политической науки могут использоваться практиками? Различие фундаментальных и прикладных политологических исследований. Какие бывают исследования, и каковы основные шаги в процессе эмпирического исследования (формулирование теории, операционализация понятий и концепций, выбор адекватных методов сбора и анализа данных, сбор и анализ данных, интерпретация результатов)? Нормативный и эмпирический анализ. Описательные исследования и исследования, нацеленные на выявление причинно-следственных связей. Обсуждение примера фундаментального политологического исследования и механизма его популяризации среди широкой публики. Соотнесение структуры рассматриваемого исследования с основными элементами политологических исследований. Обсуждение примера прикладного (практико-ориентированного) политологического исследования и механизма его популяризации среди широкой публики. Соотнесение структуры рассматриваемого исследования с основными элементами политологических исследований. Обсуждение разницы между фундаментальными и практико-ориентированными исследованиями: разность целей и адресатов, наличие / отсутствие исследовательской проблемы и научной актуальности, одинаковость методологических и методических подходов и т.д.
  • Работа с академической литературой и обзор литературы
    Какие бывают жанры научных текстов? Что такое обзор литературы? Зачем пишутся обзоры литературы? Правила и принципы написания обзора литературы. Чем обзор литературы отличается от annotated bibliography? Обсуждение содержания обязательной литературы к семинару 6. Разбор структуры профессионально сделанного обзора литературы. Разбор ошибок в примерах обзоров литературы. Академическая этика и понятие плагиата. Виды и формы плагиата: дословные заимствования из текстов на русском и иностранных языках, парафраз. Разница между плагиатом и неверно оформленным цитированием. Понятие чрезмерного цитирования, приравниваемого к плагиату. Принципы проверки студенческой работы на плагиат: программа «Антиплагиат» и роль преподавателя. Выполнение студентами практического задания, связанного с выявлением плагиата в предлагаемом преподавателем тексте. Правила и принципы работы в библиотеке НИУ ВШЭ — СПб. Что такое электронные ресурсы? Электронная подписка на зарубежные и российские академические издания, базы и коллекции академических статей и печатных СМИ. Что такое Jstor, EBSCO, Integrum, ProScience, eLibrary и т. д.? Что такое Google Scholar и Google Books? Принципы работы с электронными ресурсами и поиск литературы в интернете. Практические задания, связанные с использованием электронных ресурсов, Google Scholar. Правила оформления письменных работ. Работа с библиографическим аппаратом и сносками. Работа с библиографическими менеджерами на примере программного обеспечения Zotero. Продолжение изучения принципов работы библиографических менеджеров. Практические задания, связанные с оформлением сносок и библиографии с помощью Zotero.
  • Правила публичной защиты исследований
    Мастер-классы студента/ки старших курсов / выпускника/цы о механике подготовки публичного представления исследования.
  • Дизайн исследования
    Проблема и предмет исследования. Исследовательский вопрос. Научная и общественная актуальность. Программа исследования и её составные части. Обсуждение роли программы в научном исследовании. Выявление проблемы исследования и постановка исследовательского вопроса. Что такое научная и общественная актуальность: суть и различия. Объект и предмет исследования. Соотношение объекта и предмета исследования. Предмет исследования и исследовательский вопрос. Зачем формулировать объект и предмет в политологическом исследовании. Цель и задачи исследования. После обсуждения теоретического материала, посвящённого определению места цели и задач в программе исследования, следует групповая работа, в ходе которой студенты, отталкиваясь от предоставленных им исследовательских вопросов, определяют цель исследования, а также формулируют 5-6 исследовательских задач. Теория, гипотезы, операционализация понятий. Что такое теория. Концепт как основной инструмент теории. Виды политологических теорий. Что такое гипотезы. Нужны ли гипотезы в политологическом исследовании. Чем гипотезы отличаются от тезисов. Рассматривается суть процесса операционализации. Проводится различие между теоретическим и эмпирическим типами операционализации. Применение операционализированных понятий в конкретных политологических исследованиях. Исследовательские стратегии и методология исследования. Что такое исследовательская стратегия эмпирического исследования. Какие виды исследовательских стратегий эмпирического исследования бывают. Что такое методология. Методы сбора и анализа эмпирических данных. Виды методов сбора и анализа эмпирических данных. Роль методов сбора и анализа данных в эмпирическом политологическом исследовании.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в семинарах
    Преподаватель семинарских занятий оценивает активность студентов в обсуждении обязательной литературы к семинарам и качественный вклад студента в дискуссию в рамках семинарских занятий. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме в виде теста на 1 час 20 минут, содержащего три типа вопросов: (1) вопросы multiple choice с одним верным вариантом ответа; (2) вопросы по французской системе (с неограниченным количеством верных ответов) и (3) открытые вопросы, требующие развернутого ответа на 3-5 строк.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.325 * Реферат + 0.325 * Участие в семинарах + 0.35 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ахременко А. С.-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-180-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-07223-5, 978-5-534-07224-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/politicheskiy-analiz-i-prognozirovanie-v-2-ch-chast-1-433819
  • Ахременко А. С.-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-221-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-07227-3, 978-5-534-07224-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/politicheskiy-analiz-i-prognozirovanie-v-2-ch-chast-2-434222