• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2017/2018

Общий менеджмент

Статус: Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Кафедра общего и стратегического менеджмента
Когда читается: 2-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 70

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Общий менеджмент» являются: формирование представлений об условиях и факторах, повлиявших на формирование менеджмента на различных этапах развития экономики и общества, привитие студентам системного видения организации и ее окружения, теоретических знаний об основах управленческой деятельности в условиях современной рыночной экономики, функциях и принципах менеджмента. Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин программы, обеспечивающих базовую подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: 1. Теория государства и права 2. Экономика 3. Социология 4. Психология
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование представлений об условиях и факторах, повлиявших на формирование менеджмента на различных этапах развития экономики и общества,
  • привитие студентам системного видения организации и ее окружения, теоретических знаний об основах управленческой деятельности в условиях современной рыночной экономики, функциях и принципах менеджмента.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В целом понимает принципы развития и закономерности функционирования организации; роли, функции и задачи менеджера в современной организации; основные бизнес-процессы в организации
  • Знает основные этапы развития менеджмента как науки и профессии и понимает взаимосвязи с развитием общества, состоянием экономики и науки в целом
  • Имеет представление о факторах внешней и внутренней среды организации и методах их анализа, умеет выявлять их ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию, знает типы типы организационной культуры и методы ее формирования,
  • Знает основные теории и концепции коммуникаций и управления конфликтами в организации, понимает структуру коммуникационных процессов в организации и имеет представление о методах по повышению их эффективности
  • Понимает особенности и процесс принятия управленческих решений, принимает во внимание этическую сторону вопроса
  • Понимает процесс и особенности, принципы планирования деятельности организации, иерархию целей
  • Знает принципы проектирования организационной структуры, умеет выделять основные определяющие факторы, имеет представление о современных тенденциях и влиянии технологий на изменения орг.структуры
  • Имеет представление о различных подходах к трудовой мотивации и особенностях их использования на практике
  • Понимает типы и особенности контроля как функции менеджмента, ориентируется в использовании методов контроля и современных тенденциях
  • Имеет представление о феномене лидерства в организации, разбирается в моделях, типологии и концепциях лидерства, понимает современные тенденции в этой области
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в теорию организации и менеджмента. Эффективный руководитель.
    Этимология и трактовка понятия «менеджмент». Организация как объект управления. Функциональные процессы в организации. Процессный и системный подходы в менеджменте. Типы и характеристики систем. Внутриорганизационные процессы. Функции и роли менеджера в организации. Личностный и ролевой аспекты взаимодействия человека и организационного окружения. Модели жизненного цикла организации. Модель И. Адизеса. Виды управленческой деятельности и управленческие функции. Роли менеджера (по Г. Минцбергу). Эффективный менеджер (по П. Друкеру).
  • Тема 2. Эволюция теории и практики менеджмента
    Этапы становления менеджмента. Развитие управленческой мысли. Особенности развития методов управления в доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпохи. Функции менеджмента в организации. Эволюция управленческой мысли. Школа научного менеджмента. Административная школа. Школа «человеческих отношений» и «новая школа наук о поведении». Школа социальных систем. Эмпирическая и ситуационная школы. «Новая школа науки управления». Теория управления по целям П.Друкера. Теория «Х и У» Д.Макгрегора. Современные воззрения на управление. Синтетические подходы. Ситуационное управление, концепция «7S», Теория Оучи. Типы организаций по Ф.Лалу. Концепция «обучающейся организации. Организация как открытая система. Концепция 7-С.
  • Тема 3. Внутренняя и внешняя среда организации.
    Внутренние и внешние факторы управления. Зависимость организации от внешней среды. Неопределенность среды и методы решения данной проблемы. Сущность и структура стратегического управления. Формулирование миссии и целей организации. Уровни разработки стратегии. Теория стейкхолдеров. Управление отношениями со стейкхолдерами. Матрица «уровень влияния –важности». Внутренняя среда. Понятие организационной культуры. Три уровня организационной культуры по Э. Шайну. Формирование и поддержание организационной культуры. Национальные факторы в организационной культуре. Модель Г. Хофштеда. Инструменты стратегического анализа (PESTEL, SWOT, 5 сил Портера).
  • Тема 4. Коммуникации в организации
    Коммуникационный процесс. Типы коммуникаций. Межличностные коммуникации. Групповые коммуникации. Организационные коммуникации. Формальные и неформальные коммуникации в организациях. Командные коммуникации. Коммуникационные каналы и сети. Виды и стили коммуникации в организации. Преграды при коммуникациях и их преодоление. Конфликты в организациях. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов. Типы, уровни и причины возникновения конфликтов. Управление конфликтами.
  • Тема 5. Принятие управленческих решений.
    Понятие управленческого решения. Уровни принятия решений в организации. Классификация управленческих решений. Стили, методы, процесс принятия решений. Интуитивные и рациональные решения. Риск и неопределенность при принятии решений. Этика и социальная ответственность при принятии решений.
  • Тема 6. Планирование.
    Понятие планирования деятельности в организации. Задачи планирования. Значение целей и планов. Миссия, цели и планы организации. Иерархия целей. Критерии эффективности целей. Принципы планирования. Глубина планирования. Процесс планирования. Классификация планов по целям. План-проект. Понятие бизнес-плана, его цели, задачи, структура. Стадии планирования. Примеры инструментов планирования. Управление по целям.
  • Тема 7. Организация как функция менеджмента
    Понятие «организация». Понятие «организационная структура». Факторы, определяющие особенности организационной структуры. Зависимость организационной структуры от ситуационных факторов. Принципы проектирования организационной структуры: специализация труда, департаментализация. централизация и децентрализация, масштаб управляемости и контроля, делегирование полномочий, формализация. Типы организационных структур, их преимущества и недостатки. Современные тенденции развития организационных структур. Стратегия и структура организации. Модели проектирования работы: построение работы, расширение масштаба работы, ротация рабочих мест, обогащение труда, социотехническая схема. Влияние технологии на организационную структуру.
  • Тема 8. Мотивация как функция менеджмента.
    Понятие «мотивация». Процесс мотивации. Содержательные, процессные и комбинированные теории мотивации. Современные подходы к трудовой мотивации.
  • Тема 9. Контроль как функция менеджмента
    Контроль как функция менеджмента. Связь функции контроль с другими функциями менеджмента. Типы контроля. Процесс контроля. Масштаб допустимых отклонений. Поведенческие аспекты контроля. Методы контроля. Эффективный контроль. Бюрократический контроль. Децентрализованный контроль. Комплексное управление качеством.
  • Тема 10. Лидерство в организации.
    Теории лидерства. Лидерство и руководство. Концепции, модели и типологии лидерского поведения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность студента на семинарах
  • неблокирующий контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.6 * Активность студента на семинарах + 0.4 * контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Drucker, P. F. (2017). What Makes an Effective Executive (Harvard Business Review Classics). Boston, Massachusetts: Harvard Business Review Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1798537
  • Менеджмент : учебник для вузов, Виханский, О. С., 2003
  • Менеджмент, Дафт, Р. Л., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Adizes, I. (1979). How to Solve the Mismanagement Crisis : Diagnosis and Treatment of Management Problems. Santa Monica, CA: ADIZES Institute. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=493785