• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню
Бакалавриат 2017/2018

Научно-исследовательский семинар "Русская поэзия первой половины 19 века: комментарий и интерпретация"

Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин базового учебного плана. Цель изучения дисциплины — приобретение знаний о специфике исследовательской работы в рамках филологической науки и освоение первичных академических навыков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • овладение методами академического исследования на материале текстов XVIII – ХIХ веков;
  • освоение навыков историко-литературного комментирования художественного текста;
  • формирование у студентов представлений о закономерностях литературного процесса и их неразрывной связи с историческим контекстом и социо-культурной ситуацией;
  • выработка основных технических навыков литературоведческого исследования: библиографических и иных разысканий, цитирования, работы с источниками, справочниками, оформления работы и др.;
  • освоение базовых принципов создания текста академического характера (в данном случае – курсовой работы);
  • развитие у студентов практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основные факты, имена и события истории русской литературы XVIII - перв. пол. XIX вв, знает важнейшие библиографические и электронные ресурсы по истории русской литературы
  • Знает основные типы комментария и основные комментаторские работы по эпохе, владеет методикой историко-литературного комментирования
  • Знает основные факты и события истории литературы пушкинской эпохи, владеет навыками интерпретации, анализа и комментирования текстов А. С. Пушкина и его литературных современников
  • Знает основные факты биографии и особенности поэтики Е. А. Баратынского, владеет навыками анализа и комментирования текстов Баратынского
  • Знает основные издания 1810-1830-х гг., имеет навыки анализа и интерпретации текстов П. А. Вяземского, А. А. Дельвига, П. А. Катенина и др.
  • Владеет понятиями, описывающими разные типы литературных взаимодействий, знает основные имена европейских авторов, оказавших влияние на русскую поэзию первой трети XIX в.
  • Владеет навыками создания и презентации самостоятельного научного исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в изучение русской литературы XVIII – XIX веков. Основные библиографические ресурсы. Библиотеки, архивы, каталоги, базы данных.
    Введение в изучение русской литературы XVIII – XIX веков. Исторический и литературный контекст. Основные события и имена. Актуальные филологические подходы к материалу эпохи. Библиографические ресурсы. Библиотеки, архивы, каталоги, базы данных. Основные библиографические ресурсы по русской литературе. Где и как искать информацию?
  • Что такое комментарий? Типы комментария.
    Разные комментаторские подходы к анализу текста. Цели и задачи комментария, его основные функции. Основные вопросы комментария. Типы комментария. Особенности историко-литературного комментария. Реальный и биографический комментарий. Соотношение комментирования и интерпретации. Разные подходы к комментарию.
  • Литературное поле пушкинской эпохи как система.
    Основные концепции развития русской литературы пушкинской эпохи («сентиментализм – романтизм – реализм» vs. «архаисты и новаторы»). Роль концепции Тынянова в истории изучения русской литературы и современные концепции литературного поля. Пушкин как центральная историко-литературная фигура. Пушкин и Катенин. Пушкин и Кюхельбекер.
  • Е. А. Баратынский и его место в истории русской поэзии.
    Поэзия Баратынского в историко-литературном контексте. Периодизация творчества Баратынского. Особенности поэтики и стилистики лирики Баратынского. «Поэзия мысли».
  • Поэзия 1830-х гг. и журнальная полемика.
    Расстановка сил в литературном поле: положение «пушкинского круга» поэтов. Судьба Вяземского, Баратынского, П. А. Плетнева в конце 1830-х – 1840-е гг.
  • Переводы, подражания, переложения: роль западноевропейских литератур в отечественном историко-литературном процессе.
    Европейское влияние в русской культуре и литературе XVIII – начала XIX в. Французские элегики и «школа гармонической точности». Байрон и байронизм. Значение байронической поэмы в литературном процессе начала XIX в.
  • Обсуждение хода работы над курсовыми проектами. Сообщения студентов, дискуссии. Доклады студентов по темам курсовых работ.
    Проблемы выбора материала и стратегии исследования. Инструменты работы с библиографией. Структура курсовой работы. Методы презентации. Выступление студентов с предварительной рассылкой материалов к обсуждению, участие в дискуссии научного руководителя курсовой работы и всех членов семинара.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклады и дискуссии по общим темам курса
  • неблокирующий Доклады и презентации по итогам (в том числе промежуточным) работы над курсовыми проектами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Доклады и дискуссии по общим темам курса + 0.5 * Доклады и презентации по итогам (в том числе промежуточным) работы над курсовыми проектами.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века), Лотман, Ю. М., 2011
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., Костюкович, Е., 2001
  • Пушкин : биография писателя; Статьи и заметки; "Евгений Онегин". Комментарий, Лотман, Ю. М., Егорова, Б. Ф., 2011
  • Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие для вузов, Томашевский, Б. В., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Александр Бестужев-Марлинский и русский байронизм, Бэгби, Л., Лужецкой, Н. Л., 2001
  • Русский стих начала XX века в комментариях : учеб. пособие для вузов, Гаспаров, М. Л., Дорофеева, Л., 2001