• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2017/2018

Научно-исследовательский семинар "Русская поэзия 18-19 веков"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Русская проза и поэзия XVIII-XIX веков» призван познакомить студентов с основными закономерностями литературного процесса XVIII-ХIХ веков в историческом и социокультурном контексте, помочь в освоении методов литературоведческого исследования и базовых принципов создания академического текста, подготовке текста курсовой работы и ВКР.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Важнейшими целями научно-исследовательского семинара «Русская проза и поэзия XVIII-XIX веков» являются: овладение студентами основными методами академического исследования главным образом на материале поэтических текстов XVIII-ХIХ веков; освоение навыков историко-литературного исследования художественного текста; формирование у студентов представлений о закономерностях литературного процесса и их неразрывной связи с историческим контекстом и социо-культурной ситуацией; освоение студентами основных технических навыков литературоведческого исследования: библиографических и иных разысканий, цитирования, работы с источниками, справочниками, оформления работы и др.; освоение базовых принципов создания текста академического характера (в данном случае – курсовой работы и ВКР); развитие навыков академического письма, подготовка текста курсовой работы и ВКР, развитие у студентов практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент демонстрирует знание основных фактов и имен в истории русской поэзии XVIII-ХIX вв.
  • Студент различает и критически осмысляет существующие исследовательские концепции и трактовки творчества Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова
  • Студент называет и характеризует базовые этапы развития и основные имена пушкинской эпохи.
  • Студент различает основные концепции развития русской литературы пушкинской эпохи («сентиментализм – романтизм – реализм» vs. «архаисты и новаторы»). Студень объясняет роль концепции Тынянова в истории изучения русской литературы и современные концепции литературного поля.
  • Студент называет основные периоды творчества Лермонтова. Студент объясняет концепцию Б. М. Эйхенбаума и формулирует основные особенности поэтики и стилистики лермонтовской лирики.
  • Студент называет основные мотивы творчества А.А. Фета, дает характеристику стилистике и поэтике его произведений.
  • Студент называет приемы и характеризует направленность литературной пародии, объясняет роль пародийных текстов в эволюции русского стиха и русской поэзии
  • Студент характеризует жанровые и ритмические эксперименты Некрасова, иллюстрирует особенности поэтического языка Некрасова.
  • Студент даёт характеристику литературной позиции А.К. Толстого.
  • Студент комментирует и интерпретирует художественные тексты различных жанров.
  • Студент анализирует тексты различных жанров. выявляет подлежащие комментированию фрагменты, обобщает результаты исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в изучение русской поэзии XVIII-XIX веков. Исторический и литературный контекст. Основные события и имена
  • Тема 2. Поэзия 1800-1810-х. Н.М. Карамзин. В.А. Жуковский. К.Н. Батюшков
  • Тема 3. Поэзия А.С. Пушкина. Предшественники. Современники. Пушкинские мотивы в поэзии XIX века
  • Тема 4. Литературное поле пушкинской эпохи как система.
  • Тема 5. М. Ю. Лермонтов и его место в истории русской поэзии.
  • Тема 6. Поэзия А.А. Фета.
  • Тема 7. Литературная пародия и ее роль в историко-литературной перспективе
  • Тема 8. Поэзия Н.А. Некрасова.
  • Тема 9. Поэзия А.К. Толстого. Поэты 1870-1880-х.
  • Тема 10. Обсуждение хода работы над курсовыми проектами. Сообщения студентов, дискуссии.
  • Тема 11. Доклады студентов по темам курсовой работы и ВКР
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выступление на семинаре
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Выступление на семинаре + 0.5 * Работа на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века), Лотман Ю. М., 2011
  • Из истории русской литературы. Т.2: Русская литература второй половины XVIII века: исследования, материалы, публикации. М.Н.Муравьев:..., Топоров В. Н., 2001
  • Избранное. Т.1: Мудрость Пушкина, Гершензон М. О., 2000
  • Избранные труды, Вацуро В. Э., 2004
  • Пушкин : биография писателя; Статьи и заметки; "Евгений Онегин". Комментарий, Лотман Ю. М., Егорова Б. Ф., 2011
  • Русская литература ХIХ века : Эпоха романтизма: Учеб. пособие для вузов, Манн Ю. В., 2001
  • Стилистика текста : учеб. пособие для студентов, абитуриентов, преподавателей - филологов и учащихся ст. кл. школ гуманитарного профиля, Солганик Г. Я., 2005
  • Теория литературы. Поэтика : Учеб. пособие для вузов, Томашевский Б. В., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История русской литературной критики : Учебник для вузов, Прозоров В. В., Милованова О. О., 2002
  • История русской литературы второй половины XIX века (1855 - 1870) : Хрестоматия худож. материалов для лекционных и практ. занятий, Старыгина Н. Н., 1999
  • Литературные портреты, Вересаев В. В., Фохт-Бабушкина Ю., 2000
  • Литературные скандалы пушкинской эпохи, Проскурин О., 2000