Бакалавриат
2017/2018
Научно-исследовательский семинар "Русская поэзия 18-19 веков"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Поливанов Константин Михайлович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
62
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар «Русская проза и поэзия XVIII-XIX веков» призван познакомить студентов с основными закономерностями литературного процесса XVIII-ХIХ веков в историческом и социокультурном контексте, помочь в освоении методов литературоведческого исследования и базовых принципов создания академического текста, подготовке текста курсовой работы и ВКР.
Цель освоения дисциплины
- Важнейшими целями научно-исследовательского семинара «Русская проза и поэзия XVIII-XIX веков» являются: овладение студентами основными методами академического исследования главным образом на материале поэтических текстов XVIII-ХIХ веков; освоение навыков историко-литературного исследования художественного текста; формирование у студентов представлений о закономерностях литературного процесса и их неразрывной связи с историческим контекстом и социо-культурной ситуацией; освоение студентами основных технических навыков литературоведческого исследования: библиографических и иных разысканий, цитирования, работы с источниками, справочниками, оформления работы и др.; освоение базовых принципов создания текста академического характера (в данном случае – курсовой работы и ВКР); развитие навыков академического письма, подготовка текста курсовой работы и ВКР, развитие у студентов практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований.
Планируемые результаты обучения
- Студент демонстрирует знание основных фактов и имен в истории русской поэзии XVIII-ХIX вв.
- Студент различает и критически осмысляет существующие исследовательские концепции и трактовки творчества Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова
- Студент называет и характеризует базовые этапы развития и основные имена пушкинской эпохи.
- Студент различает основные концепции развития русской литературы пушкинской эпохи («сентиментализм – романтизм – реализм» vs. «архаисты и новаторы»). Студень объясняет роль концепции Тынянова в истории изучения русской литературы и современные концепции литературного поля.
- Студент называет основные периоды творчества Лермонтова. Студент объясняет концепцию Б. М. Эйхенбаума и формулирует основные особенности поэтики и стилистики лермонтовской лирики.
- Студент называет основные мотивы творчества А.А. Фета, дает характеристику стилистике и поэтике его произведений.
- Студент называет приемы и характеризует направленность литературной пародии, объясняет роль пародийных текстов в эволюции русского стиха и русской поэзии
- Студент характеризует жанровые и ритмические эксперименты Некрасова, иллюстрирует особенности поэтического языка Некрасова.
- Студент даёт характеристику литературной позиции А.К. Толстого.
- Студент комментирует и интерпретирует художественные тексты различных жанров.
- Студент анализирует тексты различных жанров. выявляет подлежащие комментированию фрагменты, обобщает результаты исследования
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в изучение русской поэзии XVIII-XIX веков. Исторический и литературный контекст. Основные события и имена
- Тема 2. Поэзия 1800-1810-х. Н.М. Карамзин. В.А. Жуковский. К.Н. Батюшков
- Тема 3. Поэзия А.С. Пушкина. Предшественники. Современники. Пушкинские мотивы в поэзии XIX века
- Тема 4. Литературное поле пушкинской эпохи как система.
- Тема 5. М. Ю. Лермонтов и его место в истории русской поэзии.
- Тема 6. Поэзия А.А. Фета.
- Тема 7. Литературная пародия и ее роль в историко-литературной перспективе
- Тема 8. Поэзия Н.А. Некрасова.
- Тема 9. Поэзия А.К. Толстого. Поэты 1870-1880-х.
- Тема 10. Обсуждение хода работы над курсовыми проектами. Сообщения студентов, дискуссии.
- Тема 11. Доклады студентов по темам курсовой работы и ВКР
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.5 * Выступление на семинаре + 0.5 * Работа на семинарских занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века), Лотман, Ю. М., 2011
- Из истории русской литературы. Т.2: Русская литература второй половины XVIII века: исследования, материалы, публикации. М.Н.Муравьев:..., Топоров, В. Н., 2001
- Избранное. Т.1: Мудрость Пушкина, Гершензон, М. О., 2000
- Избранные труды, Вацуро, В. Э., 2004
- Пушкин : биография писателя; Статьи и заметки; "Евгений Онегин". Комментарий, Лотман, Ю. М., 2011
- Русская литература ХIХ века : эпоха романтизма: учеб. пособие для вузов, Манн, Ю. В., 2001
- Стилистика текста : учеб. пособие для студентов, абитуриентов, преподавателей - филологов и учащихся ст. кл. школ гуманитарного профиля, Солганик, Г. Я., 2005
- Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие для вузов, Томашевский, Б. В., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- История русской литературной критики : учебник для вузов, Прозоров, В. В., 2002
- История русской литературы второй половины XIX века (1855 - 1870) : хрестоматия худож. материалов для лекционных и практ. занятий, , 1999
- Литературные портреты, Вересаев, В. В., 2000
- Литературные скандалы пушкинской эпохи, Проскурин, О., 2000