• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2017/2018

Античная и средневековая философия

Направление: 38.03.01. Экономика
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Античная философия появилась примерно 2600 лет назад у одного из самых странных, прекрасных и дерзких народов в истории — древних греков — как традиция свободного мышления о человеке и его месте в космосе, как один огромный проект «думай своей головой». Это наша с вами традиция, мудрость Запада. Древние греки придумали основу того, что мы называем современным миром. Если задуматься над самым элементарным в нашем мировоззрении («почему мы относимся к жизни и миру как к предметам, постоянно ища им какое-то потребление и назначение?», «почему так сложно ответить на вопрос о смысле жизни?», «почему мы считаем, что существовать — лучше, чем не существовать?», «почему нас пугает то, что пугает», «почему наша идея красоты обычно связана с гладким и мерцающим, а не с корявым и липким?», «почему мы везде ищем смысл», «почему мы все мерим», «почему мы считаем, что думать самостоятельно — хорошо») — ответ скорее всего надо искать в античной философии. Наш курс не задуман как скучное учебническое изложение теорий разных школ и индивидов. Акцент будет на том, чтобы показать, что античная философия не мертвый материал, который должен заинтересовать только любителей музеев или коллекционеров старин, а наоборот, материал, который живет в самой сердцевине того, что мы называем современным миром. В ходе курса мы увидим, что, окунаясь в древнейшую мысль Запада, мы окунаемся в самое глубокое и интересное в нашей собственной голове. Изучить античную философию — это одно большое «познай самого себя». Помимо глубин нашего мира, античная философия проявляется и «на поверхности» — и мы покажем места в современном искусстве (живопись, кино, музыка) и науке, являющиеся непосредственной рецепцией и продолжением древнегреческих идей. Однако, античная философия еще является и кладбищем мировоззренческих идей, которые не выжили. В этом смысле она рай для любителей жанра альтернативной истории. Что бы было, если бы у нас были другие концепты смерти (например, древнегреческий вариант реинкарнации), счастья, любви, зла или смысла? Или идея, что исчезновение не хуже рождения? Что бы было, если бы древнегреческая философия не встретилась сразу с христианством, а например, с буддизмом? Что бы было, если бы древние греки не разработали идею отношения к миру как к предмету — были бы у нас наука и технология или нет? На эти темы мы грамотно пофантазируем на нашем курсе. Средневековая философия в данном курсе будет представлена как результат попытки традиции античного мышления выжить и переосмыслить себя в эпоху полного доминирования религии во всех сферах человеческой жизни. В наше время, когда на свободное мышление с разных сторон настойчиво накладываются разнообразные ограничения, опыт средневековых людей может оказаться весьма кстати. Знание, приобретенное в курсе «Античная и средневековая философия», поможет улучшить способность грамотно артикулировать или переосмыслить свое мировоззрение, а также поможет лучше понимать мировоззрение других людей и культур и грамотно вступать в диалог с инакомыслящими.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с древнегреческой философией как историческим началом специфической традиции мышления западной цивилизации, древнеримской философией, средневековой философией и соединением языческой античной философии с христианской религией во время их параллельного существования, как результатом попытки этой традиции выжить и переосмыслить себя в начале эпохи полного доминирования религии во всех сферах человеческой жизни
  • представление античной и средневековой философии не как мертвых экспонатов из музея интеллектуальной истории, а как — вопреки популярному мнению — в большей своей части, вполне живой мысли, которой есть, что сказать сегодня
  • ознакомление с элементами античной и средневековой философии которые выжили до сегодняшнего для и продолжают влиять на развитые современной научной, культурной и социальной жизни
  • ознакомление с элементами античной и средневековой философии, которые предоставляют нам возможность заглянуть в альтернативные, но не осуществившиеся возможности развития нашей цивилизации
  • ознакомление с учениями античных и средневековых философов, которые напрямую применимы сегодня в качестве руководства в вопросах хорошей жизни
  • определение роли античной и средневековой философий в формировании того, что мы называем «современным миром»
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Расширит культурный и интеллектуальный кругозор
  • Имеет фактические и детальные знания о важнейших событиях из истории древней мысли, которые сделали наш мир таким, каким он есть
  • Имеет навыки критического мышления и самостоятельного анализа по отношению к себе, обществу и миру в целом
  • Улучшит способность грамотно артикулировать свое мировоззрение, поскольку полученная информация помогает понять возникновение важнейших элементов современных мировоззренческих альтернатив
  • Увеличит способности самоанализа и рассуждения в сложных жизненных ситуациях
  • Улучшит способность понимать чужое мировоззрение и грамотно вступать в диалог с инакомыслящими
  • Получит знания, с помощью которых сможет лучше анализировать явления в современной культуре, политике и жизни в целом с точки зрения их истории, что обеспечит более глубокое понимание ситуации в мире и собственного места в нем, а также и больше способов интеллектуальной защиты от разных современных способов манипулирования общественным мнением
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • «Философия» и «история философии». Начало истории философии в Древней Греции
    Что такое философия и ее история? Философия как специфическая форма мысли западной цивилизации. Существовали ли отдельные формы философии в Древней Индии, Древнем Китае и других древних культурах неевропейского происхождения? Отношение истории философии к историям науки, математики, искусства и религии в контексте зарождения философии в Древней Греции.
  • Возникновение нового способа мышления в Древней Греции
    Зарождение специфической формы мышления в Древней Греции, ставшего в итоге известным под названием «философия». Теории «греческое чуда» и «осевого времени». Географические, исторические, религиозные и политические особенности древнегреческого мира, способствовавшие возникновению философии. Древнегреческая мифология и возникновение философии. Великие древнегреческие эпические теокосмогонии (Гомер, Гесиод) и философия. Древнегреческая философия — самобытное явление или «импорт» из других цивилизаций? Источники для изучения древнейшей философии Запада.
  • Древнейшая философия Запада (6 и 5 вв. до н.э.), часть 1
    Важные представители философии 6 и 5 вв. до н.э., их учения, понятия и вопросы. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит (космология и зачатки этической философии Запада), элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс: критика традиционной религии и постановка вопроса бытия), ранние пифагорейцы (Гиппас, Алкмеон, Бронтин, Менестор, Филолай, Архит, Еврит). Ранние пифагорейцы: секта, политическое объединение, философская школа или протонаучный институт? Ранний пифагореизм и мистические культы южной Италии (Великой Греции). Ранний пифагореизм и медицина. Философское осмысление концепта «числа». Зарождение учения о музыке. Возникновение европейского концепта реинкарнации и зачатки его философской интерпретации
  • Древнейшая философия Запада (6 и 5 вв. до н.э.), часть 2
    «Плюралистические» учения 6 в до н.э. и конец древнейшего стиля философствования. Эмпедокл (четыре корня, «Очищения»). Анаксагор (гомеомерии и Ум). Демокрит (атомы, пустота и «благосостояние»). Диоген Аполлонийский (возврат на древнейшие космологические идеи). Космология Гиппократа и его медицинское учение. Древнегреческая философия и математика. Понятие «досократической» философии: почему Сократ — граница? Древнегреческая философия и медицина.
  • Софисты, Сократ и сократики
    Софисты и их влияние на историю философии. Протагор, Продик, Антифонт, Гиппий. Отношение природа–закон (physis–nomos). Понятие «классической» древнегреческой философии. Роль Сократа в формировании нового типа философствования. Источники для исследования учения Сократа (Ксенофонт, Платон, Аристофан). Новая идея знания. Элементы учения Сократа: даймон, майевтика, диалектика, ирония. Смертная казнь Сократа и варианты интерпретации этого события. Сократические школы: варианты интерпретации учения Сократа (киники, киренаики, мегарцы)
  • Философия Платона
    Древняя Греция в 4 в. до н.э. Особенности учения Платона. Труды Платона. Диалог, «мифы» и «аллегории» в трудах Платона. Теория эйдосов. Учение Платона о душе (бессмертие и метемпсихоз). Антропология Платона. Эпистемология Платона. Эрос и диалектика. Смерть как благо. Учение Платона о государстве. Платон и концепт «философии». Платон как ученик Сократа. Влияние Платона и его школы на дальнейшее развитие западной цивилизации.
  • Философия Аристотеля
    Труды Аристотеля и их историческая судьба. Критика Платона. Первая классификация знания. Концепты метафизики и физики. Учение о четырех родах причин. Учение о сущности. Учение о перводвигателе. Учение о квинтэссенции. Психология Аристотеля. Этика Аристотеля. Эвдаймония. Политическое учение Аристотеля. Учение Аристотеля об искусстве. Влияние Аристотеля и его школы на дальнейшее развитие западной цивилизации.
  • Античная философия после Аристотеля. Философия Древнего Рима. Конец древнего (языческого) мира. Обзор античной философии
    Греческий мир после 4-го в. до н.э (эллинистическая эпоха). Основные представители и направления античной философии эллинистической эпохи. Дальнейшее развитие древнегреческой медицины и математики и их отношение с философией. Евклид, Архимед и философия. Академия и Ликей. Спевсипп, Ксенократ и развитие пифагореизма внутри платоновской школы. Стоики. Эпикурейцы. Скептики. Эклектики. Неоплатонизм — последняя великая система античности; философия Плотина. Философия Древнего Рима. Римские интерпретации стоицизма, греческого атомизма и скептицизма (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Лукреций, Энезидем, Секст Эмпирик). Цицерон. Политические учения в Древнем Риме. Возрождение пифагореизма в поздней античности (неопифагореизм). Обзор античной философии. Политическая философия Древней Греции и Рима как зачаток современной. Вопрос существования «науки» в Античности. Атеизм и религия в античной философии. Конец языческой античности (обстановка в мире с 1 до 6 вв. н.э., великие рекапитуляции медицинских и астрономический учений, великие библиотеки древнего мира и их судьба)
  • Формирование «христианской философии»
    Религиозная обстановка в поздней античности и появление христианства. Гностицизм. Роль античной философии в формировании христианской теологии от 2 до 5 в н.э. (Юстин, Ориген, Тертуллиан, Августин, Василий Великий, Григорий Нисский). Философствование в рамках христианской религии между греческим и латинским языком. Разработки религиозных идей средствами философии: сотворение мира богом «из ничего»; троичности бога (формирования христианской триадологии — теологической интерпретации новозаветного концепта Отца, Сына и Святого духа); никейский «символ веры»; концепты «слова» (переосмысление древнегреческого понятия «логоса»), «личности», «любви» и «сердца»; новое понимание времени, вечности и мировой истории; христианская эсхатология. Анализ происхождения первых «официальных» и «еретических» интерпретаций христианства.
  • Философия Средних веков до 12 в.
    Конец античного мира и обстановка в Европе от 5 до 8 века н.э. Западная Европа и Византия. Влияние событий 5–8 вв. на будущее западной цивилизации. Почему Средние века — «средние», и что в Возрождении — «возрождается»? Особенности средневекового мира и место философии в нем. Средневековый интеллектуал. Средневековые университеты. Средние века называют «темными»; оправдано ли такое название? Главные темы и представители средневековой философии. Спор об универсалиях: номинализм, концептуализм, реализм. «Святители» и «еретики». Схоластика как новый тип философствования. Рациональное знание и вера. Представители средневековой философии до 12 в.: Боэций, Исидор Севильский, Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Росцелин, Абеляр, философы шартрской и сенвикторской школ.
  • Философия Средних веков с 13 в.
    Арабская исламская философия и ее историческая роль. Авиценна (Ибн Сина) и Авероэс (Ибн Рушд). Еврейская философия Средних веков. Библия, Коран, Талмуд и философия. Представители средневековой философии с 13 в.: Альберт Великий, Раймунд Луллий, Фома Аквинский, Бонавентура, Сигер Брабантский, Дунс Скот, Уильям Оккам. Философская основа конца Средневековья. Мистики позднего Средневековья и зачатки Реформации.
  • Конец средневековой философии и культуры в контексте последующей эпохи Возрождения
    Возвращение светской литературы. Зачатки идей эпохи Возрождения. Исчезновение Византии и влияние этого события на западную Европу. Конец Средневековья в контексте Возрождения («за» Античность и «против» Средневековья); влияние этого положения на формирование ключевых элементов современного мировоззрения. Влияние мистических учений Средних веков на мыслителей Возрождения и попытки создания альтернативных версий христианской теологии. Пифагореизм, оккультизм и магия. Трансформация рецепции античной философии на переходе из Средневековья в Возрождение.
  • Примеры рецепции античной и средневековой философии в последующей философии, литературе, поэзии, музыке, живописи и кино Влияние античной и средневековой философии на формирование философских систем от Возрождения до нашего времени.
    Важные рецепции античной и средневековой философии внутри дальнейшей истории философии. Гегель и новая классика. Маркс и вопрос бытия. Кьеркегор и Сократ (ирония как метод познания, Сократ и Авраам). Шопенгауер и Индия: против главных течений античной философии? Ницше против Сократа (почему Сократ «злодей» в истории мысли и цивилизации и «антигрек»?; почему платоновская формула «разум = добродетель = счастье» плохая?). Ницше и досократики. Ницше и античная трагедия. Хайдеггер и древнегреческая философия. Хайдеггер и возобновление древнего вопроса бытия в 20 веке. Экзистенциализм и вопрос бытия. Антиплатонизм Деррида. Витгенштейн и досократики. Рецепции античной философии в живописи и музыке 20 века (де Кирико, Стравинский)
  • Примеры применения идей античной и средневековой философии в анализе важных вопросов, занимающих современного человека.
    Итоговый обзор курса Примеры применения философских рассуждений Античности и Средневековья на некоторые вопросы, занимающие современного человека (экология, глобальное потепление, искусственный интеллект, права сексуальных меньшинств, влияние СМИ на жизнь человека, глобализация, большое влияние международных корпораций на все сферы жизни, вопрос прогресса, открытия современной фундаментальной науки). Примеры применения не выживших идей древней философии в конструировании альтернативных мировоззрений в наше время и в поиске ответов на перечисленные волнующие современного человека вопросы. Примеры применения знания из истории античной и средневековой философии в анализе произведений искусства (живопись, поэзия, музыка, кино). Итоговый обзор курса: место античной и средневековой философии в истории.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Лекции
  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Контрольные работы
  • неблокирующий Домашнее задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Активность на занятиях + 0.3 * Домашнее задание + 0.3 * Контрольные работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Собрание сочинений. Т.1 (1): Апология Сократа, Платон, ., 2000