• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Магистратура 2017/2018

Методология научных исследований в менеджменте: теория логистической интеграции и методы исследований в логистике

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Инновационные технологии управления цепями поставок
Язык: русский
Кредиты: 9

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Методология научных исследований в менеджменте: теория логистической интеграции и методы исследований в логистике» являются: 1. Формирование у студентов устойчивого понимания роли интеграции в процессе сквозного управления материальным потоком в цепи поставок 2. Формирование у студентов знаний методов исследования и навыков применения современных инструментальных средств при моделировании и проектировании интегрированных логистических систем 3. Формирование у студентов навыков исследований интегрированных логистических систем и цепей поставок на основе экономико-математических методов В результате освоения дисциплины студент должен: знать: • логику развития интеграционных процессов в логистике • основные практики логистической интеграции • основы системного моделирования логистических систем; • базовые модели и методы анализа и синтеза логистических систем; • основные этапы имитационного моделирования логистической системы и их содержание; • наиболее существенные приложения имитационного моделирования в менеджменте и управлении цепями поставок; • методы и модели для принятия оптимальных решений в формате задач оптимизации логистических процессов и соответствующих проектов, в том числе,  методы векторного представления процессов «движения» работ проекта и их «синхронизации»;  методы представления структуры связи между работами проекта на основе «векторов связи»;  методы формализации задач оптимизации логистических проектов как задач линейного программирования;  методы многокритериальной оптимизации работ проекта. • методы исследования потоков доходов/издержек для принятия наилучших решений при анализе и управлении логистическими проектами, в том числе,  методы исследования цепей поставок с учетом временной стоимости денег;  методы формализации и оптимизации интенсивности потока доходов в цепях поставок;  методы оптимизации комплексов проектов на основе индексного подхода;  методы учета случайных воздействий в таких моделях принятия решений. • основные узкие места бизнеса, которые можно расширить за счёт развития интеграции разных уровней уметь: - уметь использовать при управлении цепями поставок методы и модели для принятия оптимальных решений в формате задач анализа и управления экономическими рисками в цепях поставок; - идентифицировать проблемы управления рисками в логистике и цепях поставок и формализовать их на основе системного подхода; - ориентироваться в сущности и принципах управления рисками в рамках исследований логистики; владеть: • навыками разработки системно-динамических моделей интегрированных логистических систем • навыками решения задач оптимизации интегрированных логистических процессов и проектов • навыками исследования потоков доходов/издержек в цепях поставок Изучение дисциплины «Методология научных исследований в менеджменте: теория логистической интеграции и методы исследований в логистике» базируется на следующих дисциплинах: • Теоретические основы логистики и управления цепями поставок Для освоения учебной дисциплины студенты должны предварительно освоить следующие базовые разделы из цикла математических курсов: Математический анализ; Линейная алгебра; Векторная алгебра Теория вероятностей и математическая статистика Системный анализ в логистике; Линейное программирование; Методы многокритериальной оптимизации; Методы финансовой математики. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Управление и оптимизация финансовых ресурсов в логистике Управление межфункциональными конфликтами и координация в логистике Обоснование инвестиционных решений в логистике Моделирование цепей поставок Интегрированное планирование в цепях поставок Информационное обеспечение стратегического управления цепями поставок Модели оптимизации принятия решений в логистике и управлении цепями поставок Компьютерное имитационное моделирование для решения задач логистики и управления цепями поставок
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов устойчивого понимания роли интеграции в процессе сквозного управления материальным потоком в цепи поставок
  • Формирование у студентов знаний методов исследования и навыков применения современных инструментальных средств при моделировании и проектировании интегрированных логистических систем и цепей поставок
  • Формирование у студентов навыков исследований интегрированных логистических систем и цепей поставок на основе экономико-математических методов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основы системного моделирования логистических систем и цепей поставок;
  • знать базовые модели и методы анализа и синтеза логистических систем и цепей поставок;
  • идентифицировать проблемы в управлении цепями поставок на основе системного подхода;
  • применять прикладной системный анализ при декомпозиции и анализе логистических систем и цепей поставок;
  • знать основы системного моделирования цепей поставок;
  • знать методы и парадигмы имитационного моделирования;
  • знать наиболее существенные приложения имитационного моделирования в менеджменте и управлении цепями поставок;
  • уметь применять методы и технологии имитационного моделирования в исследовании логистических систем и цепей поставок;
  • владеть навыками разработки и обоснования управленческих решений с применением имитационного моделирования;
  • знать содержание деятельности системного аналитика на всех этапах консультационного проекта, связанного с разработкой и исследованием имитационной модели логистической системы;
  • владеть навыками управления и ведения, выстраивания коммуникаций в консультационном проекте;
  • знать наиболее существенные приложения методов системной динамики в менеджменте и управлении цепями поставок;
  • владеть навыками разработки системно-динамических моделей интегрированных логистических систем и цепей поставок;
  • демонстрировать системное и стратегическое мышление в решении слабоструктурированных стратегических проблем и задач в сфере стратегического менеджмента и управлении цепями поставок;
  • уметь применять сценарный и экспериментальный подход в модельном исследовании логистических систем и цепей поставок, интерпретировать результаты моделирования;
  • иметь навыки разработки и обоснования управленческих решений с применением современных технологий компьютерного моделирования бизнес-систем;
  • Перечислять факторы развития логистической интеграции и объяснять механизм их влияния на данный процесс
  • Приводить примеры реализации разных типов логистической интеграции на разных уровнях
  • Определять вид и уровень логистической интеграции, существующие в выбранной организации
  • Формулировать и объяснять разницу в ожидаемых результатах от различных видов и уровней логистической интеграции
  • Демонстрировать влияние видимости (прозрачности) цепи поставок на результаты её деятельности
  • Соотносить задачи логистической интеграции с поддерживающими их информационными системами и технологиями
  • Определять и объяснять интегрирующую роль планирования продаж и операций в общей структуре планов предприятия
  • Перечислять этапы планирования продаж и операций и их ожидаемые результаты
  • Анализировать способы проявления различных видов и уровней логистической интеграции при внедрении планирования продаж и операций
  • Понимать и объяснять роль внутренних политик по управлению отношениями в формировании межорганизационной интеграции в цепи поставок
  • Анализировать и объяснять причины выбора различных подходов к организации отношений с партнёрами в цепи поставок
  • Выделять основные факторы успешного сотрудничества в цепи поставок
  • Перечислять и сравнивать формализованные практики интеграции в цепи поставок по выбранным критериям
  • Анализировать способы проявления различных видов логистической интеграции в формализованных практиках сотрудничества в цепи поставок
  • Определять ожидаемые результаты внедрения практик межорганизационной интеграции для каждого из их участников
  • Умение конструировать модели цепей поставок при управлении запасами и формализовать представление соответствующими уходящими и приходящими денежными потоками.
  • Владеть методами учета временной ценности денег в исследованиях цепей поставок в формате задачи максимизации интенсивности потока доходов в моделях управления запасами
  • Владеть методом перестановки аргументов и его модификациями применительно к задачам оптимизации портфеля заказов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1.1. Развитие логистических концепций и системные принципы управления цепями поставок
    Интегрированный характер логистической деятельности. Методологические основы интегрированного планирования ЦП. Системный подход к интегрированному планированию и управлению ЦП. Экономические постановки задач проектирования и управления ЦП. Управление взаимосвязанными материальными, информационными и финансовыми потоками, как основное содержание логистической деятельности. Интеграция логистических бизнес-процессов по всей протяженности цепи создания добавленной стоимости, основы процессного подхода. Координация и взаимодействие участников цепи поставок – разработка стратегии сотрудничества. Согласованное взаимодействие всех элементов логистической системы (ЛС) и целостная синхронизация и оптимизация логистических сущностей в масштабе ЦП. Понятие устойчивости ЦП и изучение колебательных процессов в ЦП в условиях возмущающих воздействий нецеленаправленного и целенаправленного характера. Системные принципы управления цепями поставок. Формирование стратегии, интегрированное планирование, реинжиниринг бизнес-процессов – согласование процедур управленческой деятельности на основе единых методологических принципов. Балансирование стратегических, тактических и операциональных решений. Методики формирования стратегии (BSC), принятие оптимальных решений в функциональных областях логистики, многоуровневые референтные модели процессов ЦП (SCOR) и их аналитическое обеспечение. Развитие единых методов и согласование моделей управления цепями поставок.
  • Тема 1.2. Системно-теоретический подход к исследованию логистических систем
    1.2.1. Основы системного анализа логистических процессов. Теоретико-методологический базис управления и моделирования ЦП: системный анализ, теория систем, экономическая кибернетика, синергетика. Прикладной системный анализ – методология исследования сложных логистических систем. Целеполагание, базовые цели управления ЦП. Базовые логистические функции и процессы как основа формирования единого модельного фрейма. Подходы к концептуализации и структурированию логистических систем. Анализ (декомпозиция) и синтез (композиция) сложной системы. Границы системы (принцип замкнутости), уровень детализации моделируемых процессов. Объектный и процессный принцип декомпозиции ЛС. Подсистемы как функциональные области логистики. Материальный поток, как основной объект исследования и управления в логистике, его характеристики, временные параметры. Управление финансовыми потоками и ситуационный финансовый анализ в контексте интегрированной логистики. Способы представления взаимодействия потоков (на основе циклов, логические схемы, по событиям). Сетевая структура и способы графического представления логистических сетей. Модели конфигураций сетевой структуры цепей поставок. Процессный способ декомпозиции ЛС. SCOR-многоуровневая референтная модель, как прототип моделирования логистических процессов на различных уровнях детализации. Анализ системообразующих связей объекта (внутренних и внешних). Анализ динамики объекта, функционирования и развития. Структурная динамика. Выбор уровня детализации логистических сущностей. Кибернетика. Кибернетический подход в исследовании логистических систем: динамика, вероятностный характер параметров ЛС, управленческие аспекты, принципы обратной связи, интерпретации потоков. Синергетика. Нелинейные динамические системы и механизмы самоорганизации в ЛС. Синергетические эффекты и механизмы адаптации. Развитие в организационных системах. 1.2.2. Моделирование цепей поставок. Структурная и динамическая сложность логистических систем, как объектов моделирования Свойства сложных систем. Сложная система (ЛС), как объект моделирования. Структурная и динамическая сложность логистических систем. Виды неопределенности и риски в исследовании ЦП. Особенности исследования стохастических процессов в ЦП. Количественные и качественные (знания, экспертные суждения и др.) методы исследования ЛС. Многокритериальность в решении задач управления и оптимизации ЦП. Динамические аспекты исследования ЦП. Время и динамика в моделях ЦП. Время как измеритель логистических процессов и существенный фактор исследования ЛС. Интеграция бизнес-процессов на основе цикла исполнения заказа. Движение и состояние материальных и финансовых потоков. Устойчивость и колебания в цепях поставок. Фактор конкуренции и изменяющаяся внешняя среда. Адаптивные и динамические цепи поставок. Развитие ЦП и их структурная динамика и реконфигурация (трансформация). Взаимосвязи с жизненным циклом продукта.
  • Тема 1.3. Базовые модели и методы анализа и синтеза логистических систем
    1.3.1. Методы системного анализа и моделирования логистических систем Ограниченные возможности традиционных аналитических методов в комплексном моделировании сложных ЛС. Анализ и синтез логистических систем: экономико-математическое моделирование. Причины кризиса исследования операций. Типология моделей. Понятие о компьютерном моделирования. Общая классификация основных видов моделирования. Требование согласованности и непротиворечивости моделей. Методы искусственного интеллекта (онтологии, многоагентные системы, генетические алгоритмы, экспертные и нечеткие системы, качественные методы экспертного суждения) и смысловое единство моделей логистических систем. Системное моделирование и полимодельное описание предметной области. Интегрированное моделирование логистических систем. Проблематика многомодельности и гетерогенных моделирующих сред. Системы поддержки принятия решений. Компьютерное моделирование. Метод имитационного моделирования. Отличительные особенности моделей различных классов и их возможности в исследовании ЛС. Сущность метода имитационного моделирования. Статическое и динамическое представление моделируемой системы. Понятие о модельном времени. Механизм продвижения модельного времени. Дискретные и непрерывные имитационные модели. Экспериментальная природа имитации, сценарный подход в проектировании. Возможности, область применения имитационного моделирования. 1.3.2. Базовые концепции структуризации имитационных моделей Моделирование процессов. Методологические подходы к построению дискретных (процессных) имитационных моделей. События, действия, процессы. Моделирование систем массового обслуживания общего типа, стохастические сети. Методы описания логистических сетей и процессов. Анализ эффективности функционирования логистических систем и оптимизация. Модели системной динамики: общая структура моделей системной динамики. Содержание базовой концепции структуризации. Взгляд на логистическую систему (предприятие), как совокупность взаимосвязанных потоков различной природы. Основные понятия: потоковая стратификация; диаграммы причинно-следственных связей и потоковые диаграммы моделей; механизмы обратных связей. Основные этапы технологии разработки моделей системной динамики. Методы описания базовых объектов логистики и их взаимодействия. Агентное моделирование. Агентный подход: новая парадигма и инновационные инструменты компьютерного моделирования. ABMS: базовая концепция, принципы и логика построения многоагентных компьютерных моделей. Понятие агента и его характеристики (атрибуты, правила поведения, память, ресурсы, правила принятия решений, эволюция и обучение). «Возникающее» поведение как результат взаимодействия элементов сложной системы между собой и внешней средой. Агенты обучающиеся и оптимизирующие свое поведение. Особенности программной реализации агентных моделей и поддерживающие среды компьютерного моделирования. Основы практического подхода по созданию многоагентных моделей в инструментальной среде AnyLogic. Стейчарты (диаграммы состояний). Кооперация, координация, взаимодействие, конкуренция – как основные формы взаимодействия в многоагентных системах. Задача взаимодействия и кооперации – как ключевая категория в ЛС. Оптимизация межорганизационного взаимодействия. Стратегическое взаимодействие. Методы координации и взаимодействия предприятий, формирования стратегий сотрудничества. Механизмы компенсационного сочетания моделей разных классов в динамических моделях предприятий и интегрированных аналитических системах.
  • Тема 1.6. Наиболее существенные приложения системной динамики. Динамические модели цепей поставок предприятия. Системная динамика и управленческий консалтинг в сфере логистики и стратегического планирования.
    Историческое развитие основополагающих проектов. Дж. Форрестер и его фундаментальная работа: «Индустриальная динамика». Динамика предприятия. Дж. Форрестер «Индустриальная динамика»: Системно-динамическая модель предприятия: структура, базовые потоки динамической модели предприятия. Пример производственно-сбытовой системы: организационная структура и потоковая диаграмма. Реакция и колебания производственно-сбытовой системы. Особенности применения. Динамические модели адаптивной цепи поставок. Интерактивные имитационные игры как эффективная методика управленческого образования. «Пивная игра» Дж. Стермана. Методологический и системологическийсмысл деловой игры как способа формирования стратегии сотрудничества участников ЦП. Кейс «Управление ЦП», формирование информационной сети и управленческих решений, механизмы обратных связей в динамической модели ЦП. Механизмы корпоративного роста в работах Стермана. Когнитивные карты менеджеров: управленческий консалтинг и системное мышление менеджеров. Стратегическая архитектура и теория динамической стратегии по Уоррену. Динамическая система сбалансированных показателей. Кейс и деловая игра «Стратегическая архитектура предприятия». Расширение области применении динамических моделей в корпоративном управлении. От системного мышления менеджеров – к реализации корпоративных аналитических приложений на основе имитационных моделей. Применение системной динамики в сфере управленческого консалтинга и стратегического менеджмента. Разработка методик управленческого консультирования. Преимущества использования системной динамики в стратегическом управлении. Основные шаблоны корпоративных решений: Стратегическая архитектура и динамика предприятия; Бюджетинг и управление финансовыми потоками; Управление производственной программой. Комплексное управление логистическими процессами на предприятии; Управление общефирменной сбытовой сетью. Формирование маркетинговой стратегии. Анализ динамики рынка; Моделирование и анализ поведения бизнес-процессов. Реинжиниринг. Управление персоналом; Отраслевые и межотраслевые проекты. Кейсы «Маркетинг. Жизненный цикл продукта. Логистика. Управление персоналом. Финансовые потоки предприятия» Стратегическое планирование ЦП, оценка перспектив стратегического развития ЦП на основе методов системной динамики. Адаптивные динамические цепи поставок.
  • Тема 1.4. Технология разработки комплексных моделей сложных логистических систем
    Технологические этапы создания и использования имитационных моделей: основные этапы имитационного моделирования и их содержание. Процедурно-технологическая схема построения и исследования концептуальных моделей сложных систем. Формулировка проблемы, определение целей моделирования. Системный подход к решению проблем. Разработка концептуальной модели объекта моделирования. Элементы, параметры и переменные модели, функции критерия. Анализ (декомпозиция) и синтез (композиция) сложной системы. Границы системы (принцип замкнутости), уровень детализации моделируемых процессов. Объектный и процессный принцип декомпозиции ЛС. Методология разработки имитационных моделей логистических процессов. Методология разработки концептуальных моделей логистических систем и цепей поставок. Генерирование альтернатив и сценариев развития; Сбор и анализ исходных данных; Программирование имитационной модели; Испытание и исследование свойств имитационной модели. Направленный вычислительный эксперимент на имитационной модели и его содержание. Итеративные имитационно-оптимизационные процедуры принятия решений. Сценарное планирование и ситуационное управление. Методы разработки сценариев. Анализ результатов моделирования и принятие решений. Методики управленческого консультирования с применением методов имитационного моделирования.
  • Тема 1.5. Наиболее существенные приложения дискретного имитационного моделирования
    Методологии и технологии моделирования бизнес-процессов. Имитационное моделирование бизнес-процессов. Имитационное моделирование дискретных производственных систем. Стратегическое, тактическое, оперативное и календарное планирование производственных систем и задачи, решаемые с помощью имитационного моделирования. Концептуальные основы имитационного моделирования дискретных производственных систем: общая концептуальная схема модели производственной системы, основные параметры производственных процессов, критерии эффективности, моделирование случайности в производственных системах. Специализированное программное обеспечение моделирования производственных систем. Методология разработки концептуальных моделей процессов внутренней и внешней логистики производственного предприятия. Наиболее существенные приложения дискретного имитационного моделирования в операционном и производственном менеджменте, логистике. Логистика складских комплексов. Склад, как объект моделирования. Проблемы складской логистики и их решение с помощью имитационного моделирования. Проектирование инфраструктуры складского комплекса. Общая постановка задачи по проектированию и инжинирингу складских комплексов. Комплексный подход к управлению логистическими процессами на предприятии на основе SimulationSoftware. Управление цепочками поставок: типичная структура логистической цепи и ее стохастическая сеть. Основные задачи проектирования логистической сети. Моделирование логистических процессов в управлении цепями поставок на стратегическом, тактическом и операционном уровне. Комплексный подход к постановке и решению задачи оптимизации цепи поставок. Методология разработки концептуальных моделей ЦП. Цифровое производство: имитационные и графические VR-модели процессов внутренней и внешней логистики в рамках концепции e-Manufacturing. Виртуальная среда проектирования производственных и логистических систем.
  • Тема 1.7. Многоагентное имитационное моделирование ЦП и поведенческая экономика
    Бихевиоризм и поведенческие аспекты в исследовании организационных систем. Критика рациональности в поведении экономических агентов. Практическое применение многоагентных моделей (ABMS) и систем (MAS) в сфере экономики и управления. Потребительские рынки и модели поведения клиентов. Агентные модели конкуренции и сотрудничества. Агент-ориентированные модели в логистике и управлении цепями поставок. Основные организационные уровни в многоагентной имитационной модели логистической системы: микро – поведение агентов; мезо – образование организационных структур; макро- общая структура системы и ее развитие. Ограниченно рациональные агенты, агенты обучающиеся и оптимизирующие свое поведение. Применение агент-ориентированных моделей в сфере логистики и управления цепями поставок, координация участников цепи поставок и стратегии сотрудничества.
  • Тема 2.1. Интеграция как вектор развития логистики и управления цепями поставок.
    Интернационализация и глобализация мировой экономики и их влияние на конкурентоспособность цепей поставок. Усиление экономической взаимозависимости, диверсификация предпочтений потребителей, сокращение срока жизни товаров как факторы усиления интеграции бизнес-процессов. Динамичная организация и цепь поставок как ответ на изменение внешней экономической среды. Инфраструктурная, информационная и организационная логистическая интеграция. Роль логистических провайдеров в развитии логистической интеграции. Логика развития логистической интеграции от операционного до межорганизационного уровня.
  • Тема 2.2. Технологии логистической интеграции в цепях поставок и их IT- поддержка
    Задачи работы с информацией в цепи поставок. Основные группы информационных технологий. Поддержка интеграционных процессов со стороны ИТ для технической инфраструктуры цепи поставок. Прозрачность цепей поставок и ИТ для передачи данных. ИТ для внутрифирменного планирования как опора межфункциональной интеграции. ИТ для планирования и оперативного управления на уровне цепи поставок. Интернет вещей и физический интернет как варианты технологического развития логистической интеграции.
  • Тема 2.3. Планирование продаж и операций как инструмент межфункционального интегрированного планирования
    Внутренняя интеграция и согласованность планов организации. Ключевые точки согласования планов. Основные участники, последовательность и правила согласования. Определение планирования продаж и операций (S&OP). Место планирования продаж и операций в структуре планов компании. Важность тактического уровня планирования для успешного исполнения оперативных задач. Цели и основные параметры процесса S&OP. Люди и образ действия. Инструменты и технологии. Логика развития интеграции по мере внедрения планирования продаж и операций.
  • Тема 2.4. Принципы межорганизационной интеграции в цепи поставок. Управление отношениями с клиентами и поставщиками.
    Сотрудничество, интеграция и доверие в цепи поставок.. Интеграция данных, интеграция процессов, интеграция людей. Критерии выбора партнёров для сотрудничества. Расчёт экономической эффективности проектов сотрудничества. Факторы успеха и неудачи проектов сотрудничества в цепи поставок. Политики управления отношениями с поставщиками (SRM) и клиентами (CRM) как основа для формирования задач межорганизационной интеграции. Жизненный цикл клиента, жизненный цикл товара и CRM стратегия. От традиционных закупок к стратегическому снабжению. Факторы создания успешных отношений с поставщиками. Критерии выбора целевых групп клиентов и поставщиков для построения интегрированных процессов и определения необходимого уровня интеграции с ними.
  • Тема 2.5. Основные формализованные практики интегрированного планирования и исполнения в цепях поставок (VMI, ECR, CPFR)
    Предпосылки для использования практики VMI. Типы логистической интеграции, задействованные в VMI и ожидаемые результаты для каждого из участников. Ограничения и рекомендации по области применимости данного подхода в цепи поставок.Последовательность этапов внедрения. Обязанности сторон на каждом этапе. Критерии оценки эффективности внедрения VMI. Содержание концепции быстрого реагирования. Технологии и инструменты QR. Выгоды от организации взаимодействия на основании QR. Развитие ECR. Основные направления применения технологии ECR: категорийный менеджмент, управление наличием товара на полке магазина, унификация мастер-данных. Анализ кейсов по разработке и внедрению рекомендаций ECR. Логика развития идеи совместного планирования, прогнозирования и пополнения в цепи поставок. Модель CPFR верхнего уровня: последовательность цикла. Задачи поставщика. Задачи покупателя. Общие задачи сотрудничества. Преимущества и риски внедрения CPFR. Трудности на пути внедрения. Особенности сценирев CPFR: планирования акций в точке продаж, пополнения дистрибьюторского центра, пополнения точки продаж и совместного планирования ассортимента. Ограничения применимости данной модели.
  • Раздел 3. Математические методы исследования в логистике Тема 3. 1. Методы учета временной ценности денег в исследованиях цепей поставок: новый формат формул EOQ для задачи минимизация издержек в моделях управления запасами
    Модели цепей поставок при управлении запасами и их представление соответствующими уходящими и приходящими денежными потоками. Специфика исследований логистики, обусловливаемых требованиями учета действующих процентных ставок. Атрибуты концепции учета временной стоимости денег. Эффект временной ценности денег: скрытый резерв повышения эффективности работы цепей поставок. Особенности традиционного формата моделей оптимизации систем управления запасами (СУЗ). Моделирование издержек СУЗ с учетом временной ценности денег: 1) на интервале повторного заказа; 2) суммарных годовых издержек. Понятие интенсивности потока издержек с учетом атрибутов финансового менеджмента и финансового анализа. Простейшие детерминированные модели оптимизации СУЗ, которые минимизируют издержки с учетом временной ценности денег. Новый формат для формулы экономичного размера заказа - EOQ. Различные ее модификации: специфика учета издержек хранения; специфика учета моментов их оплаты и т. д. Обобщения для многономенклатурных моделей СУЗ.
  • Тема 3.2. Методы учета временной ценности денег в исследованиях цепей поставок: задача максимизации интенсивности потока доходов в моделях управления запасами
    Специальные методы и подходы к моделированию цепей поставок при управлении запасами с учетом показателей доходов и прибыли. Понятие интенсивности потока доходов, соотносимых с работой цепи поставок. Его формализация для простейших моделей СУЗ. Специальный формат моделей оптимизации систем управления запасами с учетом временной ценности денег: максимизация интенсивности потока доходов. Соответствующие обобщения формулы (Харриса-Уилсона) экономичного размера заказа для простейшей модели СУЗ. Различные модификации для обобщений такого типа: специфика учета издержек хранения; специфика учета моментов их оплаты, специфика учета и задания момента времени, с которым соотносится, в среднем, получение прибыли и т. д. Максимизация интенсивности потока доходов для многономенклатурных моделей СУЗ. Атрибуты понятия рентабельности работы цепей поставок при управлении запасами. Новый формат задач оптимизации для СУЗ. Возможности повышения рентабельности работы цепи поставок за счет учета временной стоимости денег. Рентабельность оборотного капитала и ее зависимость от показателя процентной ставки, которая характеризует денежные потоки цепи поставок при управлении запасами. Формализация такой зависимости в виде итерационных процедур оптимизации рентабельности оборотного капитала для простейшей модели управления запасами. Специфика преобразования показателя процентной ставки для учета фактора временной стоимости денег на основе итерационных процедур. Моделирование и оптимизация рентабельности в формате многономенклатурных моделей СУЗ.
  • Тема 3.3 Исследование и оптимизация денежных потоков при обслуживании заказов в цепях поставок: модели на основе штрафных функций; модели на основе контрактных сумм
    Метод перестановки аргументов, его обобщения и приложения к задачам оптимизации портфеля заказов: 1) минимизация суммарных ожидаемых издержек / штрафов; 2) максимизация суммарного ожидаемого дохода. Модификации моделей принятия оптимальных решений с учетом: а) изменения интенсивности / тарифов штрафов; б) изменения структуры потока доходов (отсрочка выплаты доходов, выплата их частями и т.д.).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий защита проекта по Разделу 1
    Объект моделирования в предметной области УЦП студенты выбирают самостоятельно
  • неблокирующий Работа на семинарах по темам Раздела 2
  • блокирующий Письменный тест с открытыми и закрытыми вопросами
  • блокирующий Экзамен по разделу 3
    Экзамен по разделу 3 состоит из письменной части (1 акад. час.) и устной части (они проводятся в один день). При выставлении итоговой оценки за экзамен оценки этих двух указанных частей / этапов учитываются с равными весами. При этом для поощрения более активной работы по изучению дисциплины практикуется следующее. Частично устный этап экзамена может быть зачтен и до его начала (как результат процесса обучения, соотносимого с ответами на специальные вопросы, а также со специально выполненными заданиями или разработками, например, обусловившими выступление студента на научной конференции и т.д.). К обязательным атрибутам таких процедур, связанных с частичным зачетом устной части / этапа экзамена относится выполнение следующих условий. 1) Они должны быть открытыми, т.е. об этом ставится в известность не только конкретный студент, но и делается объявление для всей группы студентов или всего потока. 2) Они должны быть конкретными, т.е. при этом непременно будет уточняться, какая именно часть, относящаяся к устному этапу экзамена, будет зачтена; 3) Они должны быть доступными каждому студенту, желающему использовать такой формат процедур обучения.
  • неблокирующий Работа на семинарах по темам Раздела 3
  • неблокирующий Письменная контрольная работа по разделу 3
  • неблокирующий Аналитическая записка и домашние работы по разделу 3
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.15 * Аналитическая записка и домашние работы по разделу 3 + 0.1 * Письменная контрольная работа по разделу 3 + 0.15 * Работа на семинарах по темам Раздела 3 + 0.6 * Экзамен по разделу 3
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * защита проекта по Разделу 1 + 0.5 * Письменный тест с открытыми и закрытыми вопросами + 0.2 * Работа на семинарах по темам Раздела 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Имитационное моделирование экономических процессов : учеб. пособие для вузов, Лычкина Н. Н., 2012
  • Имитационное моделирование экономических процессов: Учебное пособие / Н.Н. Лычкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 254 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-004675-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/429005
  • Имитационное моделирование, Лоу А. М., Кельтон В. Д., 2004
  • Планирование продаж и операций : практ. рук., Уоллас Т., Сталь Р., 2010
  • Пузанова И. А., Аникин Б. А. ; Под ред. Аникина Б.А.-ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-319-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-9916-3572-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/integrirovannoe-planirovanie-cepey-postavok-425899
  • Сергеев В. И.-УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-480-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-01356-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/upravlenie-cepyami-postavok-432151
  • Управление запасами : учеб. пособие, Бродецкий Г. Л., 2007
  • Управление цепями поставок : пер. с англ., Гатторна Дж. Л., 2008
  • Управление цепями поставок : учебник для бакалавров и магистров, Сергеев В. И., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Buttle, F., & Maklan, S. (2019). Customer Relationship Management : Concepts and Technologies (Vol. Fourth edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1983276
  • Finne, S., & Sivonen, H. (2009). The Retail Value Chain : How to Gain Competitive Advantage Through Efficient Consumer Response (ECR) Strategies. London: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=262772
  • Ireland, R., Crum, C., & APICS——The Educational Society for Resource Management. (2005). Supply Chain Collaboration : How to Implement CPFR and Other Best Collaborative Practices. Boca Raton, Fla: J. Ross Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=158362
  • Joao Heitor De Avila Santos. (2019). Customer Relationship Management : Strategic Approaches in Digital Era. [N.p.]: Society Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2014067
  • O’Brien, J. (2018). Supplier Relationship Management : Unlocking the Hidden Value in Your Supply Base (Vol. 2 edition). New York: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1816013
  • Бродецкий Г. Л., Герами В. Д., Колик А. В., Шидловский И. Г.-УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ: МНОГОФАКТОРНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОСТАВОК. Учебник для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-322-Профессиональное образование-978-5-534-10776-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/upravlenie-zapasami-mnogofaktornaya-optimizaciya-processa-postavok-431509
  • Моделирование логистических систем : оптимальные решения в условиях риска, Бродецкий Г. Л., Андреева И. В., 2006
  • Управление рисками в логистике : учеб. пособие для вузов, Бродецкий Г. Л., Гусев Д. А., 2010