• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2017/2018

Социология

Статус: Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Социология представляет собой одну из фундаментальных учебных дисциплин в системе подготовки специалистов в области гуманитарных наук. Курс носит вводный характер и предназначен для студентов, приступающих к изучению социологии. Он знакомит студентов с основными социологическими понятиями, с законами организации и развития общества.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Учебная задача дисциплины состоит в формировании у студентов базовых знаний по основным разделам социальной теории (усвоение ключевых понятий, категорий, терминов, составляющих методологическую основу современного социологического знания), а также умения применять эти знания к анализу различных сторон социальной жизни, процессов, институтов и ситуаций.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знание теоретического смысла социальной стратификации, исторических типов стратификации. Понимание процессов социальной мобильности.
  • Знание подходов к определению социального института, особенностей функционирования базовых институтов в современном и традиционном обществе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социология как наука, социологическое знание.
    Специфика социологического знания. Место социологии в современной системе социальных и гуманитарных наук. Соотношение субъективного и объективного в социальном познании. Социальные и социологические проблемы. Макро- и микро- социология, теоретическая и эмпирическая социология. Зачем нужна социология, функции социологии. Социологическое воображение.
  • Традиции социологического теоретизирования.
    Предпосылки возникновения социологии. О. Конт и основные принципы его социологии. Позитивизм в социологии. Социологическая концепция Г.Спенсера. Традиции социологического теоретизирования: функционализм (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Р.Мертон), марксистская традиция в социологии (К.Маркс, А.Грамши, Л.Альтюссер, М.Фуко, П.Бурдье), «понимающая» неокантианская социология (Г.Зиммель, М.Вебер), социология повседневности (А.Шюц), социальный конструктивизм (П.Бергер, Т.Лукман), драматургическая социология (Э.Гоффман).
  • Культура и общество.
    Биологическое, социальное и культурное в человеке. Понимание культуры в социологии. Антропология и исследование культур. Знак, символическое поведение. Компоненты культуры (ценности, верования, формальные и неформальные нормы, материальные носители, язык). Воспроизводство культурных образцов. Обычаи и традиции. Понятия доминирующей культуры, субкультуры и контр-культуры.
  • Социализация и социальный контроль.
    Человек и личность. Теории социализации в социальных науках. Чарльз Кули и Джордж Герберт Мид: структура Я. Социализация личности: стадии, формы, агенты. Инструменты социализации (семья, группа, школа, средства массовой информации). Соотношение воспитания и социализации. Социальные роли личности. Ролевая напряженность и ролевой конфликт. Особенности социализации в традиционном и современном обществе. Социальные нормы и ценности. «Нормальное» и девиантное (отклоняющееся) поведение. Конформность. Понятие аномии (Э.Дюркгейм, Р.Мертон). Механизмы социального контроля. Формальный и неформальный социальный контроль. Социальные санкции. Роль девиации в развитии общества. Концепция стигматизации.
  • Социальные институты
    Понятие социального института. Институты и социальные функции. Явные и латентные функции институтов. Т.Парсонс и его теория общества как системы. Социальные потребности как основа появления институтов. Семья как социальный институт. Функции семьи в обществе. Семья в традиционном и современном обществе. Гендер как социологическая категория. Религия и церковь. Основные типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ. Образование как социальный институт, воспроизводство общества. Политика, экономика, право как социальные институты.
  • Социальная стратификация и мобильность
    Понятие стратификации. Теоретический смысл социальной стратификации (М.Вебер, функционалистский подход, теория конфликта, П.Бурдье). Исторические типы стратификационных систем: рабовладельческая, кастовая, сословная, классовая системы. Социоэкономический статус (доход, социальный престиж, образование, богатство). Социальная мобильность: вертикальная и горизонтальная мобильность. «Предписанный» и «достигаемый» статус. Групповая и индивидуальная мобильность. Скорость мобильности. Каналы вертикальной циркуляции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Работа на семинарских занятиях
    В рамках аудиторной работы на семинарских занятиях студент должен продемонстрировать знание содержания обязательной литературы, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы. Оценивается активность студента на семинарских занятиях, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь, грамотное использование понятийного аппарата социологической теории.
  • неблокирующий Created with Sketch. Эссе
    При оценке эссе проверяется усвоение пройденного материала и приобретенные навыки, в том числе: знание источников; способность к восприятию, обобщению, анализу информации; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; умение логически верно, аргументированно и ясно строить письменную речь, навык академического письма (содержание, структура текста).
  • неблокирующий Created with Sketch. Тест
    Итоговый контроль в форме письменного теста, включающего вопросы трех типов: закрытые и открытые вопросы, позволяющие судить о степени знакомства студента с теоретическим содержанием курса, и вопросы, основанные на описании проблемных ситуаций, ответы на которые позволяют судить о сформированности основных навыков.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.49 * Работа на семинарских занятиях + 0.3 * Тест + 0.21 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социология, Гидденс Э., Бердсолл К., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социология : учеб. пособие для вузов, Смелзер Н., Ядов В. А., 1998