• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2017/2018

Японский язык

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Костыркин Александр Вячеславович
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 164

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями о японском языке. В результате освоения данного курса студент должен владеть лексико-грамматическим материалом предлагаемых текстов, уметь переводить и анализировать тексты. Ввиду особой сложности системы письма ЯЯ в программе курса данного учебного этапа особое внимание и время уделяется освоению иероглифики, навыкам чтения и письма. По окончании данного курса студенты должны уметь составлять монологические высказывания на пройденные темы, вести по этим темам дискуссии и применять в ходе этих дискуссий полученные в ходе курса знания, уметь составлять письменные тексты, переводить.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • подготовка специалистов-лингвистов, владеющих современным ЯЯ в его устной и письменной форме в объеме, позволяющем использовать его как средство общения в бытовом, учебном и исследовательском контексте для самостоятельного решения базовых коммуникативных задач, что соответствует «Базовому уровню» А1 в общеевропейской классификации компетенций владения иностранным языком
  • формирование у студентов представления о ЯЯ как: а) прикладном средстве решения профессиональных задач, б) средстве непрофессионального, бытового общения, в) объекте лингвистического исследования
  • формирование у студентов специфических лингвистических знаний и переводческих навыков, позволяющих профессионально работать с текстами на японском языке базового уровня сложности
  • подготовка студентов к участию в международных образовательных программах
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает фонетические и просодические особенности ЯЯ, правила морфонологических чередований
  • знает особенности и состав письменности современного ЯЯ; принципы смешанной азбучно-иероглифического письма
  • использует ЯЯ как средство общения в бытовых, учебных и исследовательских коммуникативных задачах базового уровня сложности
  • делает устные сообщения с опорой на письменный текст или средства задания ситуативности на заранее заданную общественно-бытовую тему
  • различает различные регистры и стили речи
  • знает лексический состав современного ЯЯ, связь заимствований с отдельными подсистемами письма
  • читает и переводит тексты базового уровня сложности на ЯЯ и с ЯЯ
  • проводит грамматический и синтаксический анализ текста на ЯЯ
  • пользуется ЯЯ как средством исследовательской деятельности, в частности, использует справочную литературу на ЯЯ
  • понимает речь носителей стандартного ЯЯ (токийский диалект) среднего темпа на различные общественно-бытовые темы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1
    1. Основы фонетики ЯЯ. Классификация фонем, их артикуляционные свойства. Противопоставлениие гласных по долготе. Удвоение согласных. Ассимиляция согласных. Ударение. Утвердительная и вопросительная интонация. 2. Основы письма ЯЯ. Происхождение слоговых азбук. Азбука хирагана. Азбука катакана. Функциональное распределение двух азбук. 3.Лексика. Лексические классы. Китайские и европейские заимствования. Связь с графикой. Личные, указательные, предметные, наречные местоимения. Части речи в ЯЯ. Изменяемые и неизменяемые ЧР. 4. Синтаксис простого предложения. Порядок слов. Падежные показатели. Тематический показатель wa. Связочное предложение. Глагольная связка. Утвердительное, отрицательное предложение.
  • Тема 2
    1. Основы письма ЯЯ. Введение в иероглифику. Происхождение иероглифов. Классы иероглифов. Структурный состав иероглифов. Понятие идеограммы и фонограммы. Ключи, детерминативы, фонетики. Базовые иероглифические элементы. 2. Лексика. Количественные числительные. 3. Морфология. Спряжение глаголов. Тип спряжения. Фузия и агглютинация в системе показателей глагольных грамматических категорий. Грамматика порядков. Спряжение предикативных прилагательных. Грамматические категории глаголов и предикативных прилагательных: время, отрицание, модальность. Словоизменение связки. Грамматические категории связки. 3. Синтаксис простого предложения. Вопросительное предложение. Прилагательное и глагол в атрибутивной и предикативной позиции. Сочинение именных групп. 4. Лексические темы. Числительные. Дни недели. Дни месяца. Счет времени. Японские фамилии.
  • Тема 3
    1. Морфология и синтаксис. Падежная система. Именная группа. Группа подлежащего и дополнений. Тематическая группа. Вытеснение падежных показателей. Императив первого и второго лица. Эвиденциальные показатели. Желательное наклонение. Словообразование. Словообразовательные функции i-формы глаголов. Синтаксис определительных именных конструкций. Деепричастные формы как средство глагольного сочинения. Синтаксические функции показателя no. Экзистенциальные предложения. 2. Лексические темы. Путешествие. Еда.
  • Тема 4
    1. Лексика. Средства выражение пространственных от ношений. Категория счетных слов (классификаторов). 2. Морфология и синтаксис. Словообразование. Аффиксация. Китайские словообразовательные модели. Основосложение. Редупликация. Средства выражения хабитуального, результативного значения. Порядковые числительные. Синтаксис конструкций со счетными словами.«Формы вежливости». Адресив. Бенефактивные глаголы. Императив. Прохибитив. Сложное предложение. Союзы. 3. Лексические темы. Одежда. Больница.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий экзамен
    На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль, если она ниже 4 баллов. В этом случае студент может получить дополнительный вопрос (дополнительное задание), ответ на который оценивается в 1 балл.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * аудиторная работа + 0.2 * домашнее задание + 0.2 * контрольная работа + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Японский язык для всех. Функциональный подход к ежедневному общению : учебник / С. Нагара. - [и др.]. — [2-е изд., испр.]. — Токио: GAKKEN Co Ltd. - Санкт-Петербург : КАРО, 2016. - 512 с. - ISBN 978-5-9925-0138-4. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048705

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Смирнова, Н.В. 1000 базовых иероглифов. Японский язык : иероглифический минимум : учебное пособие / Н. В. Смирнова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2016. - 344 с. - ISBN 978-5-9925-1015-7. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048699