• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2017/2018

Научно-исследовательский семинар "Время петровских реформ глазами современников и потомков"

Статус: Курс по выбору (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 66

Программа дисциплины

Аннотация

Главной целью научно-исследовательского семинара «Время петровских реформ глазами современников и потомков» является формирование у студентов тех профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для того, чтобы вести самостоятельную научную деятельность, а также представлять результаты этой деятельности устно и письменно в различных жанрах (будь то курсовая работа, научная статья или доклад на конференции). Как правильно сформулировать актуальную проблему научного исследования? Как осуществить самостоятельный поиск литературы и источников по теме в библиотеках и архивах? Как правильно работать с научной литературой, используя при этом современные библиографические программы? Как писать рецензии и делать историографические обзоры? Как анализировать исторические источники и создавать базы данных? Как представить результаты научного исследования в курсовой работе? Как подготовиться к докладу? Всему этому и учатся студенты, работая с материалами о времени Петра I. Выбор данного периода определен не только личными интересами преподавателя, но также и тем, что петровское время аккумулирует большое количество сложных и по сей день неразрешенных проблем, которые ждут молодых исследователей, новых подходов, свежих и нестандартных решений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение первичными навыками академической работы и научной деятельности.
  • Знакомство с принятыми в академическом сообществе практиками письменного и устного общения.
  • Знакомство с основными принципами научной этики.
  • Знакомство с принципами самостоятельной постановки исследовательских задач.
  • Овладение навыками поиска научной литературы с использованием библиотечных каталогов и электронных ресурсов.
  • Знакомство с различными жанрами исторического письма.
  • Освоение технологии работы с научной литературой; овладение навыками конспектирования научной литературы и написания историографических обзоров.
  • Овладение навыками библиографического описания и правилами цитирования.
  • Знакомство с основами архивной эвристики.
  • Знакомство с принципами качественного и количественного анализа исторических источников.
  • Знакомство с отдельными методами и методиками исторических исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает, как отличить научное историческое исследование от ненаучных работ по истории
  • Знает, как определяется "объект", "предмет" и "цель" исторического исследования
  • Знает отличия "источников" от "историографии" (или "первичных" и "вторичных" источников)
  • Характеризует понятия "исторический факт" и "историческое событие"
  • Знает жанры исторического письма и их особенности
  • владеет навыками конспектирования и реферирования научной литературы.
  • Умеет самостоятельно осуществлять поиск исторической информации.
  • Знает правила цитирования и оформления библиографических ссылок, умеет применять эти правила на практике
  • Владеет первичными навыками качественного и количественного анализа исторических источников.
  • Знает, как определяется "объект", "предмет" , "цель" и "актуальность" исторического исследования.
  • Знает правила построения введения, основной части и заключения исторического исследования
  • Владеет первичными навыками представления результатов собственного исследования в письменном виде.
  • Владеет первичными навыками представления результатов собственного исследования в устном виде.
  • Владеет первичными навыками обсуждения научных докладов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Научное исследование по истории
    Критерии научности исследования по истории. Исторический источник как объект исторического исследования. «Первичные» и «Вторичные» источники («источники» и «историография»). Понятия «исторический факт» и «историческое событие». Исторический факт как реконструкция исследователя.
  • Жанры работ по истории
    Монография. Научная статья. Научный доклад. Тезисы. Рецензия. Учебная литература. Квалификационная работа
  • Историческая эвристика и научно-справочный аппарат.
    Стратегии поиска литературы и источников по теме исторического исследования. Основы библиотечной и архивной эвристики. Научно-справочный аппарат исторического исследования. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Библиографическая ссылка.
  • Методы и методики исторического исследования.
    «Метод» и «методика» исторического исследования. Количественные и качественные методы. «Контент-анализ» и «кейс-стади». Техника составления информационных баз данных. Понятие репрезентативности исследования.
  • Структура исторического исследования
    Основные структурные части научной работы. Функции введения и заключения. Основные структурные части введения научной работы («актуальность», «историография», «предмет», «объект», «цель», «задачи», «источниковая база»). Принципы построения исторического нарратива. Терминологический аппарат научной работы. Правила оформления иллюстративного материала, таблиц и графиков.
  • Методика подготовки к устной презентации результатов исследования
    Особенности научных мероприятий: конференция, научный семинар, защита квалификационной работы и пр. Жанры устных выступлений. Письменная и устная речь. Подготовка текста устного выступления. Подготовка презентации. Подготовка ответов на вопросы. Правила ведения научной полемики.
  • Презентация рефератов и их обсуждение
  • Обсуждения докладов старшекурсников и аспирантов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выполнение домашних задание, работа на семинарах
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Выполнение домашних задание, работа на семинарах + 0.4 * Реферат + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Байбородова Л. В., Чернявская А. П. - МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 221с. - ISBN: 978-5-534-06257-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-i-metody-nauchnogo-issledovaniya-437120
  • Источниковедение : учеб. пособие, , 2019
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849
  • Риторика, или Ораторское искусство: Учеб. пособие для студентов вузов / Автор-составитель И.Н. Кузнецов. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 431 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-00696-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028578

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Александров Д.Н. - Основы ораторского мастерства, или В погоне за Цицероном: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 488с. - ISBN: 978-5-89349-296-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109518
  • Афанасьев В. В., Грибкова О. В., Уколова Л. И. - МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 154с. - ISBN: 978-5-534-02890-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-i-metody-nauchnogo-issledovaniya-438292
  • Володихин Д. М. - ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ. ВЫДАЮЩИЕСЯ ИСТОРИКИ XVIII—XX ВЕКОВ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 126с. - ISBN: 978-5-534-07303-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriografiya-istorii-rossii-vydayuschiesya-istoriki-xviii-xx-vekov-433147
  • Горелов Н. А., Круглов Д. В., Кораблева О. Н. - МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 365с. - ISBN: 978-5-534-03635-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-nauchnyh-issledovaniy-433084
  • Гребенюк А. В., Колосова И. В. - ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ЦИВИЛИЗАЦИОГРАФИЯ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 266с. - ISBN: 978-5-534-08011-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-metodologiya-istorii-civilizaciografiya-424100
  • Иконников В.С. - Опыт русской историографии - Издательство "Лань" - 2013 - 549с. - ISBN: 978-5-507-12790-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10775
  • Каган М. С. - ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 321с. - ISBN: 978-5-534-06176-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/problemy-metodologii-gumanitarnogo-poznaniya-izbrannye-trudy-438872
  • Кохтев Н.Н. - Основы ораторской речи: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 328с. - ISBN: 978-5-9765-1180-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119387
  • Лаппо-Данилевский А.С. - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 315с. - ISBN: 978-5-534-07072-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-istorii-v-2-ch-chast-2-metody-istoricheskogo-izucheniya-420752
  • Мокий В. С., Лукьянова Т. А. - МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 170с. - ISBN: 978-5-534-05207-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-nauchnyh-issledovaniy-transdisciplinarnye-podhody-i-metody-441285
  • Основные категории эвристического мышления: Монография / Донченко Н.А. - Краснояр.:СФУ, 2016. - 232 с.: ISBN 978-5-7638-3579-3
  • Печенёва Т.А. - Ораторское искусство - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 183с. - ISBN: 978-5-9765-2455-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/72676
  • под науч. ред. Купцова В.И. - ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 394с. - ISBN: 978-5-534-05730-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-i-metodologiya-nauki-441278
  • Под ред. Липского Б.И. - ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 373с. - ISBN: 978-5-534-08323-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-i-metodologiya-nauki-432168
  • Раскин Д. И., Соколов А. Р. - АРХИВОВЕДЕНИЕ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 383с. - ISBN: 978-5-534-00870-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/arhivovedenie-432131
  • Русина Ю. А. - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 203с. - ISBN: 978-5-9916-9805-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-istochnikovedeniya-438076
  • Соколова М. В. - ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 113с. - ISBN: 978-5-534-10089-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-metodologiya-istorii-istoricheskaya-pamyat-437272
  • Теория исторического знания : учеб. пособие, Савельева, И. М., 2008
  • Цеменкова С. И. ; под науч. ред. Мазур Л.Н. - АРХИВОВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ АРХИВОВ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХ ВЕКА. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 153с. - ISBN: 978-5-534-10241-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/arhivovedenie-istoriya-arhivov-rossii-s-drevneyshih-vremen-do-nachala-hh-veka-442483
  • Яскевич Я.С. - ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 352с. - ISBN: 978-5-534-05191-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-i-metodologiya-nauki-v-2-ch-chast-1-421461
  • Яскевич Я.С. - ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 315с. - ISBN: 978-5-534-05194-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-i-metodologiya-nauki-v-2-ch-chast-2-421602