• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2017/2018

Медицинская этика и деонтология

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Прогр. обучения: Управление и экономика здравоохранения
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Медицинская этика и деонтология» предлагается студентам второго курса магистратуры по выбору. Изучение этой дисциплины позволит существенно расширить представления магистров второго года обучения об основных принципах медицинской этики и деонтологии, необходимости соблюдения моральных норм в клинической деятельности медицинского персонала; дать представление об этических дилеммах при оказании медицинской помощи пациентам и методологических аспектах возможных вариантов их решения; сформировать практические навыки коммуникации в процессе оказания медицинской помощи. Главная форма оценивания работы магистра - письменный экзамен по итогам курса. Дополнительная форма – выставление оценок за работу на семинарах (по итогам выполнения заданий преподавателя), контрольная работа и рефераты.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью дисциплины является получение студентами магистратуры знаний и практических умений в области медицинской этики и деонтологии.
  • Задачами освоения дисциплины «Медицинская этика и деонтология» являются: – сформировать у студентов магистратуры целостное представление об основных принципах медицинской этики и необходимости соблюдения моральных норм и профессионального долга в клинической деятельности медицинского персонала; -дать представление об этических дилеммах при оказании медицинской помощи пациентам и методологических аспектах возможных вариантов их решения; -познакомить студентов с современным этапом развития медицинской этики, биоэтики и медицинской деонтологии в Российской Федерации и за рубежом
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студент знает основные принципы медицинской этики и биоэтики
  • Студент знатет основные принципы медицинской этики и биоэтики
  • студент применяет полученные знания при решении основных этических проблем, возникающих при оказании медицинской помощи пациентам
  • Студент применяет полученные знания при решении основных этических дилемм, возникающих при оказании медицинской помощи пациентам
  • Студент владеет навыками аналитического анализа влияния профессиональной этики врача на качество и доступность оказания медицинской помощи пациентам
  • Студент умеет решать практические задачи по формированию культуры профессионального общения врача с пациентами, коллегами и руководством
  • Студент владеет навыками подготовки предложений по отдельным вопросам совершенствования моральных норм и культуры профессионального общения медицинских работников с пациентами в деятельности медицинских организаций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Медицинская этика как научная дисциплина: истоки, предмет, структура и круг основных проблем.
    Истоки медицинской этики как научной дисциплины. Причины и условия возникновения медицинской этики. Общечеловеческие моральные ценности в здравоохранении. Предмет и структура медицинской этики. Основные теоретические и прикладные вопросы медицинской этики. Круг основных проблем медицинской этики. Медицинская этика и социальные проблемы системы здравоохранения. Соотношение медицинской этики, биоэтики, биомедицинской этики и деонтологии. Общее и особенное.
  • Основные принципы медицинской этики и биоэтики. Международные принципы медицинской этики
    Основные принципы и нормы медицинской этики и биоэтики. Специфика высших моральных ценностей в медицинской этике и биоэтике. Проблемы жизни и смерти в биомедицинской этике. Жизнь и смерть как этико-философская проблема в традиционных обществах и современном мире. Представления о ценности жизни и отношение к смерти в различных культурах и религиозных концессиях. Международные принципы медицинской этики. Международный кодекс медицинской этики.
  • Ситуативные проблемы медицинской этики
    Право человека на жизнь. Безусловная ценность человеческой жизни как основополагающий принцип медицинской этики. Проблема качества и ценности жизни пациента: вопросы приоритетности. Этические аспекты насильственного продления жизни пациента в клинической практике. Критерии окончания жизни: этические проблемы определения момента и диагностики смерти. Острая и хроническая боль: этические аспекты. Неадекватное обезболивание. Наркотическое обезболивание. Обезболивание как профессионально-этическая проблема. Ситуативные проблемы медицинской этики при оказании медицинской помощи психически больным. Специфика этических проблем в психиатрии, связанная с особенностями обследования, диагностики и лечения пациентов, особенностями их отношения к своей болезни и процессу лечения, социальным статусом психически больных и отношением к ним в обществе, спецификой врачебной тайны в психиатрии. Этико-правовое регулирование в сфере психиатрии: гуманность, уважение человеческого достоинства и защита законных прав и интересов душевнобольных, недопустимость их дискриминации и социального остракизма. Принудительная госпитализация и добровольное информированное согласие психически больного, его право на согласие или отказ от психиатриче¬ской помощи. СПИД и ВИЧ-инфекция: этические проблемы диагностики и лечения. Две модели в борьбе со СПИДом: модель обязательного государственного учета и ме¬дицинского наблюдения; модель, основанная на приорите¬те автономии пациента. Дискриминация и социальный остракизм, насилие по отношению к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом. Значение сохранения врачебной тайны. Критерии и проблема справедливого «распределения» и доступности бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи и лекарственной терапии среди пациентов: этические и правовые аспекты. Право пациента на умирание с достоинством. Хосписное движение и паллиативная помощь. Этические принципы сопровождения терминальных больных и их родственников. Профессиональная подготовка медицинского персонала для оказания паллиативной помощи.
  • Этические дилеммы в медицине и фармакологии
    Этические дилеммы начала человеческой жизни. Права новорожденного и права эмбриона. Отношение к новорожденным с дефектами развития. Этические дилеммы пренатальной диагностики. Проблема обоснованного риска при выборе диагностической процедуры. Морально обоснованный выбор в условиях неопределенности диагноза плода. Вспомогательные репродуктивные технологии: этические аспекты воспроизводства человеческой жизни. Искусственная инсеминация. Феномен донации репродуктивных клеток мужчин и женщин. Экстракорпоральное оплодотворение. Манипулирование эмбрионами, проблема «лишних» эмбрионов, риск многоплодной беременности и редукция эмбрионов, здоровье детей. Анонимность и право ребенка знать своих родителей. Этические дилеммы суррогатного материнства. Репродуктивный туризм, коммерциализация материнства и моральная ответственность врача. Этико-правовое регулирование новых репродуктивных технологий и суррогатного материнства в России. Социальный и правовой статус ребенка, родившегося с помощью вспомогательных репродуктивных технологий. Искусственный аборт: основные моральные позиции. Отношение к аборту в разных культурах и религиозных концессиях. Автономность и права беременной женщины, право эмбриона на жизнь. Аборты по медицинским и социальным показаниям. Репродуктивное и терапевтическое клонирование и его этические и социальные последствия. Трансплантация органов и тканей: моральные дилеммы и правовые основания. Этические аспекты пересадки органов и тканей от живых доноров и трупов. Критерии распределения и проблема справедливости «распределения» человеческих тканей и органов для пациентов, нуждающихся в трансплантации органов и тканей. Коммерциализация трансплантологии. Этические и правовые аспекты дарения, пожертвования и приобретения органов и тканей. Этические дилеммы эвтаназии. Эвтаназия как «ассистированное самоубийство» и ее виды. Эвтаназия новорожденных с тяжелыми дефектами развития: этические аспекты. Этические и правовые аспекты эвтаназии. Социально-этические дилеммы вакцинопрофилактики. Морально-этические проблемы эпидемиологии и иммунологии. Медицинские исследования и клинические испытание новых лекарственных препаратов на пациентах: аргументы «за» и «против».
  • Профессиональная этика врача
    Клятва Гиппократа: основные идеи и причины расхождения с современной медицинской практикой. Профессиональные кодексы, хартии, декларации медицинских работников и их влияние на профессиональную этику медицинского работника. Клятва врача Российской Федерации. Медико-социальная хартия медицинских сестер РФ. Этический кодекс медицинской сестры России. Коммерциализация медицины и ее влияние на профессиональную этику врача. Неформальные платежи в здравоохранении как проблема профессиональной.
  • Содержание медицинской деонтологии, ее статус и функции
    Статус и функции деонтологии. Значение деонтологии в системе подготовки медицинских работников и экспертов по управлению и экономике здравоохранения. Основные деонтологические теории. Основные модели взаимоотношений в системе "врач-пациент": патерналистская и партиципаторная. Модель "ослабленного патернализма". Основные правила медицинской деонтологии: право пациентов на получение правдивой информации, право на конфиденциальность и правило "информированного согласия" пациента.
  • Культура профессионального общения врача с пациентами
    Навыки общения с пациентами. «Калгари-кембриджское руководство»: структура и навыки процесса общения с пациентами. Использование основных навыков общения в конкретных ситуациях: сообщение плохих новостей, культурное и социальное разнообразие, пациенты с психическими отклонениями, проблемы, связанные с возрастом пациентов, медицински необъяснимые симптомы. Общение врача с пациентами различных темпераментов, характеров. Особенности общения врача с пациентами в зависимости от их возраста. Общение с пожилыми пациентами. Особенности общения врача с пациентами в зависимости от их отношения к заболеванию. Особенности общения врача со смертельно больными пациентами. Гендерные особенности общения врача с пациентами. Особенности общения врача с пациентами с учетом их этнических, религиозных особенностей и социального статуса
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выполнение домашних заданий и активность на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    итоговая оценка является суммой оценок за посещаемость лекций и активность на лекциях (аудиторная работа), за работу на семинарах, выполнение домашних заданий и подготовку письменных заданий (текущий контроль), а также результатов экзамена. Оитоговый = k1·Оэкзамен + k2·Отекущий + k3·Оаудиторная, где k1= 0,4; k2=0,4; k3=0,2 Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Беляева, В. (2012). Медицинская Этика И Деонтология. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E1CDC439
  • Ушаков Е. В.-БИОЭТИКА. Учебник и практикум для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-306-Высшее образование-978-5-534-01550-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/bioetika-433109

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Саперов, В. (2012). Биоэтика Или Медицинская (Врачебная) Этика? Основные Принципы Медицинской Этики. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.128B1CBF
  • Силуянова И. В.-БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА. Учебник и практикум для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-312-Профессиональное образование-978-5-534-10513-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/biomedicinskaya-etika-430704