• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2017/2018

Академическое письмо (на русском языке)

Статус: Курс обязательный
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина посвящена формированию у студентов навыков написания академических текстов, таких как реферат, эссе, аннотации, обзор литературы и пр., навыков создания и редактирования докладов и презентаций и навыков корректного составления библиографического описания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов-филологов с основными разновидностями научного дискурса;
  • Изучение особенностей научного стиля речи, его основных жанров;
  • Формирование навыков создания письменных и устных академических текстов;
  • Овладение базовыми принципами коммуникации в академической среде.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент различает характерные особенности риторического искусства и академических жанров
  • Студент использует приемы сжатия информации при устном изложении материала
  • Студент различает основные жанры научного стиля
  • Студент различает основные речевые фигуры и тропы
  • Студент анализирует устные выступления с риторической точки зрения
  • Студент использует нормы речевого этикета в дискуссии
  • Студент учитывает правила аргументации и логику изложения в устных и письменных выступлениях
  • Студент составляет аннотации и рефераты в соответствии с правилами академического письма
  • Студент различает литературное, философское и академическое эссе
  • Студент разрабатывает тему научного исследования, коррелирующую с содержанием исследования
  • Студент работает с источниками, ищет необходимую для исследованию информацию в каталогах и интернет-ресурсах, составляет библиографию, различает правила цитирования
  • Студент делает доклады и презентации, а также учитывает правила оформления при подготовке текстов
  • Студент разрабатывает структуру исследования, учитывая требования, предъявляемые к академическим работам
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет «Академическое письмо», его место среди других предметов гуманитарного цикла.
    Возникновение и развитие риторики. Роль риторики в академическом дискурсе. Исторический обзор западноевропейской и отечественной риторики.
  • Формирование образа ритора.
    Ученый-оратор. Основы речевого мастерства и научный дискурс. История русского ораторского искусства. «Риторика» М. В. Ломоносова и реформа русской словесности. Основные навыки речевого мастерства. История формирования научного стиля русского литературного языка. Прагматика научного дискурса. Риторика научного стиля. Ораторское мастерство в ученом диспуте.
  • Мышление и речь. Навыки речевого выражения мысли
    Вопрос о связи языка и мышления. Значение языка в процессе порождения и восприятия мысли. Мысль и язык в трудах В. фон Гумбольдта и А. А. Потебни, современные представления о связи мышления и языка (американская лингвистика). Умение выражать мысль. Приемы упрощения и усложнения при изложении. Лаконичность речи.
  • Стилистика.
    Функциональные стили русского языка. Общие свойства научного и научно-публицистического стиля. Жанры научного стиля(обзор, резюме, эссе, проект, доклад, курсовая работа, научная презентация)
  • Средства выразительности в тексте. Речевые фигуры и тропы. Правильность речи
    Использование специальных стилистических средств. Употребление интонационных конструкций. Использование адекватной лексики. Правильное употребление синтаксических конструкций и фразеологических оборотов. Поиск синонимов и адекватных лексических замен. Правила лексической сочетаемости. Основные фигуры речи. Основные тропы: метафора и метонимия. Употребление фигур речи и тропов. Прагматика образной составляющей научного дискурса. Разработка специальной лексики, создание собственной терминологии. Метафоричность и метонимичность научных терминов. Значений научных терминов и способы их толкования. Научный жаргон. Формирование подстиля и подъязыка в той или иной научной отрасли. Ученый и его идиостиль.
  • Анализ устных и письменных образцов «идеального» научного дискурса.
    Аналитическое чтение научных и научно-популярных статей с установкой на выявление риторической составляющей текста. Анализ научных выступлений известных ученых с риторической точки зрения. Установка на создание «идеального» научного дискурса. Характерные признаки научного дискурса «высокого класса»
  • Полемика. Искусство дискуссии.
    Структура и цель ученого диспута. Основные правила ведения дискуссии. Речевой этикет. Способы достижения признания отстаиваемой точки зрения.
  • Особенности академического письма. Способ подачи материала в разных научных традициях. Аргументация и композиция. Логика изложения.
    Особенности академического дискурса. Способ подачи материала в разных научных традициях: «объективированный» стиль изложения или влияние личности исследователя, авторизация. Стилистический шов – научно-популярные тексты. Формирование структуры научного текста. Правила логики, действующие при создании текста. От идеи к структуре. Аргументация и композиция в научном дискурсе. Логика изложения.
  • Особенности реферирования и аннотирования в рамках научного дискурса.
    Порядок чтения статьи при беглом просмотре и так называемое аналитическое (медленное) чтение. Анализ удачных и неудачных сторон той или иной научной публикации. Опыт составления литературного обзора. Структура аннотации. Выбор ключевых понятий. Краткий пересказ статьи. Особенности редактирование научных текстов. Умение воспринимать текст «как читатель». Формирование и выражение собственной позиции по поводу прочитанного. Составление научного реферата.
  • Научная эссеистика и научно-популярный очерк. Эссе как учебная письменная работа.
    Эссе как жанр академического письма. Эссе в российской и американской научной традиции. Краткий обзор истории эссе как научного и литературного жанра. Прототипы научного текста в истории жанра эссе. Конфликт точного научного письма и философской эссеистики. Жанр научно-популярного очерка. Жанр историко-культурного очерка. Обращенность к широкой аудитории читателей. Специфика жанра автобиографического эссе. Структура и типология эссе. Эссе в контексте художественной критики.
  • Опыт создания текста научно-исследовательской работы: выбор темы, формулировка названия
    Корреляция между содержанием и темой научного исследования. Тема исследования и название (заглавие) научной работы. Два компонента в заглавии: тема и рема. Понятие ключевых слов. Формулировка темы. Типичные ошибки при формулировании темы. Трудности при работе над заглавием статьи, доклада, презентации, курсовой работы.
  • Опыт создания текста научно-исследовательской работы: материал и библиография. Обзор литературы. Правила цитирования. Метод исследования
    Отбор материала для научной работы. Специфика литературоведческого и лингвистического материала. Работа с источниками (архивы, библиотеки, полевые наблюдения, звучащая речь, грамматики и словари, компьютерные корпуса, правила формирования собственного корпуса или подкорпуса). Электронные библиотечные ресурсы. Опасность плагиата. Компьютерные программы в исследовании текстов. Обзор научной литературы. Цитирование источников и принципы оформления справочно-библиографического аппарата по ГОСТу, «оксфордской системе» и др. Предыстория исследования. Метод исследования и научная традиция, школа, научная парадигма.
  • Опыт создания текста научно-исследовательской работы: структура работы (введение – основная часть – заключение)
    Навык создания научного текста (обзор, эссе, резюме, проект, доклад). Роль и структура введения к научной работе. Главное правило: введение пишется уже тогда, когда готова вся работа целиком. Ракурс представления всей работы. Тема исследования, подход к теме, формулировка проблемы исследования, организация текста статьи. Тема исследования: апелляция к известным фактам, создание общей с читателем базы знания. Подход к теме: обозначение собственного места в существующих научных парадигмах. Новизна и актуальность работы. Упоминание наиболее важных научных источников, обозначение используемых методов. Сужение темы. Формулировка основной проблемы исследования. Основная часть: материал и методы исследования; основные гипотезы; их испытание; результаты исследования. Изложение результатов, выводы и последовательность их аргументации. Разделы и подразделы исследования: нумерация подразделов и допустимая глубина нумерации. Роль заключения в тексте работы: квинтэссенция работы. Компоненты заключения: переход от основной части, формулировка результатов, последствия исследования и перспективы, финал. Научная этика. Благодарность.
  • Приемы оформления научной работы в письменной и устной форме. Опыт формирования презентации-доклада на тему научного исследования. Визуальное представление данных. Логически оправданное расположение материала и его наглядность
    Основные приемы подачи исследовательского материала в письменной и устной форме. Различие этих двух форм представления научной работы. Суть письменной формы научного дискурса. Особенности устной презентации (в форме доклада). Различные типы визуальной презентации: таблицы и графики. Разнообразие типов графиков. Выбор типа графика в зависимости от характера представляемых данных. Подписи к иллюстрациям и таблицам как самостоятельный элемент научного текста. Визуальное сопровождение устных докладов. Основные принципы составления презентаций, типичные ошибки. Логика отбора материала и порядок формирования слайдов. Разнообразие стратегий презентации. Визуальная риторика: связь графической презентации и текста выступления. Составление презентации в PowerPoint: отбор материала, структура слайдов. Составление хэндаутов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории. На написание контрольной работы отводится 160 минут. Не разрешается пользоваться никакими источниками. Контрольная работа состоит из трех частей: - исправление логических ошибок в тексте; - написание аннотации к статье; - реферирование предложенной преподавателем статьи.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Выполняется письменно и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в аудитории устно по билетам. Студенту требуется ответить на 3 вопроса (в билете). Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, источниками на экзамене пользоваться не разрешается. На подготовку студенту отводится не более 30 минут. На устный ответ не более 15 минут. Пользоваться дополнительными материалами не разрешается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.062 * Аудиторная работа + 0.113 * Контрольная работа + 0.125 * Самостоятельная работа + 0.7 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Константинова Л.А. — Русский язык и культура речи - Издательство "ФЛИНТА" - 2014 - ISBN: 978-5-9765-1865-0 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/48319
  • Методология научного исследования: Учебник / А.О. Овчаров, Т.Н. Овчарова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 304 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (Высшее образование: Магистратура). (переплет) ISBN 978-5-16-009204-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/427047

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Гетманская Г.И., Родионова Л.Ф. — Русский язык и культура речи: Комплексный анализ текста: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-2913-7 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/92901
  • Reading, Translation and Style: лингвостилистический и предпереводческий анализ текста: Учеб. Пособие: Монография Учебное пособие / Шуверова Т.Д. - М.:Прометей, 2012. - 146 с.: ISBN 978-5-7042-2443-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/524609