• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2017/2018

Старославянский язык

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Суториус Константин Владимирович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Старославянский язык, созданный на базе южнославянских (болгаро-македонских) диалектов братьями Кириллом и Мефодием в середине IX в., являлся общим письменным языком Slavia Christiana, на который осуществлялись переводы с греческого языка христианских текстов (прежде всего Евангелие, Псалтырь и др.). Курс знакомит с представлением о родстве славянских языков, о понятии «праславянский язык», с основными понятиями сравнительно-исторического метода, с помощью которого, на основе письменных источников и данных живых славянских языков реконструируется исходная система старославянского языка. Обсуждаются дефиниции «старославянский язык», «церковнославянский язык», «древнерусский язык», их генезис и функции. Курс также предполагает: 1.Обзор древнейших старославянских рукописей и памятников эпиграфики (X – XI вв.) т.н. «старославянский канон»; 2. Знакомство с основными понятиями палеографии и текстологии; 3. Усвоение материала в результате чтения и анализа старославянских текстов (как в аудитории, так и самостоятельно); 4. Знакомство с актуальными исследованиями в области палеославистики и кирилло-мефодиевистики; 5. Знакомство с древнеславянскими (в т.ч. древнерусскими рукописями) в хранилищах Санкт-Петербурга (РНБ, ИРЛИ РАН, БРАН).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить слушателей курса с современным состоянием теоретического знания о старославянском языке и написанных на нём текстах;
  • Дать навыки применения теоретических знаний к анализу написанных на старославянском языке фольклорных и массовых текстов;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент распознаёт место и роль славянского языка в ходе исторического и языкового развития.
  • Студент оперирует фактами развития старославянского языка.
  • Студент различает деятельность и роль Кирилла и Мефодия в развитии старославянской письменности.
  • Студент опознаёт глаголическую и кириллическую письменность, характеризует и сравнивает их.
  • Студент имеет представление о методологических импликациях тех или иных концепций литературного текста
  • Студент различает систему гласных и систему согласных старославянского языка.
  • Студент способен сформулировать «закон» открытого слога и «закон» слогового сингармонизма.
  • Студент осведомлен об основнополагающих текстах, в которых вводятся те или иные категории теоретического знания о литературе
  • Студент описывает систему имени существительного, и имени прилагательного.
  • Студент называет и формулирует грамматические категории и формы глагола.
  • Студент распознаёт характерные черты причастий, отличает принципы их образования, способен разотождествить краткие и полные формы
  • Студент аргументированно обосновывает понимание принципов лексического заимствования.
  • Студент способен формулировать целостное представление о синтаксисе старославянского языка.
  • Студент показывает умение анализировать произведения, используя обсуждавшиеся на курсе теоретические работы
  • Студент высказывает аргументированную точку зрения о лексических проблемах старославянского языка.
  • Студент формулирует собственную, научно обоснованную позицию об основных словообразовательных моделях и их продуктивности.
  • Студент демонстрирует знание основных категорий современной рефлексии о литературе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Старославянский язык как объект лингвистического и культурно- исторического изучения. (1)
    Место старославянского языка в системе славянских и индоевропейских языков. Старославянский язык как первый письменный язык славян.
  • История возникновения и развития старославянской письменности. (2)
    Основные этапы деятельности Кирилла и Мефодия. Источники. Славянские азбуки - глаголица и кириллица: вопрос об их происхождении. Характеристика кирилловского письма. Важнейшие памятники глаголического и кирилловского письма.: эпиграфика и рукописи. Краткая их характеристика.
  • Основы сравнительно-исторического метода. Понятие «Праславянский язык». Фонетика. (3)
    Система гласных и согласных старославянского языка. Праславянские реконструкции. Основы сравнительно-исторического метода. «Закон» открытого слога, «закон» слогового сингармонизма.
  • Морфология. (4)
    Грамматические категории. Имя существительное. Система именного склонения. Имя прилагательное. Местоимение.
  • Глагол.(5)
    Грамматические категории и формы глагола. Наклонения глагола. Функции глагольных форм в тексте. Разряды, именные и полные формы, склонение.
  • Причастия.(6)
    Образования причастий, их функция в тексте. Краткие и полные формы.
  • Лексика и словообразование.(7)
    Греческие заимствования, кальки, общеславянская лексика. Основные словообразовательные модели и их продуктивность в современном русском языке.
  • Важнейшие особенности старославянского синтаксиса. (8)
    Способы передачи греческих синтаксических конструкций в старославянских текстах.
  • Общая характеристика старославянской лексики.
    Общеславянская лексика. Основные словообразовательные модели и их Продуктивность в современном русском языке
  • Структура простого предложения.(9)
    . Способы выражения сказуемого. Конструкции с двойными падежами, выражение отрицания.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории без вариантов. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала. Во время написания работы разрешается пользоваться только указанными в варианте источниками.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает письменное выполнение заданий студентами. Задания направляется студентам по электронной почте. При необходимости студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам по факту выполнения задания, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Экзамен
    Выполняется письменно в аудитории по вариантам. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала. Во время написания работы разрешается пользоваться только словарем.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.32 * Аудиторная работа + 0.48 * Контрольная работа + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • ПОПОВ МИХАИЛ БОРИСОВИЧ. (2015). К вопросу о падении редуцированных гласных в древнерусском языке: хронология, фонологический механизм, отражение в памятниках. Ученые Записки Казанского Университета. Серия Гуманитарные Науки, (5). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16375024
  • Шулежкова С.Г. - Старославянский язык, древнерусский язык и историческая грамматика русского языка: опыт сопоставительного изучения - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 128с. - ISBN: 978-5-9765-0842-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84330

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jakobson, R., & Rudy, S. (1985). Comparative Slavic Studies. The Cyrillo-Methodian Tradition. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=559428
  • Бондалетов В.Д., Самсонов Н.Г., Самсонова Л.Н. - Старославянский язык: Таблицы. Тексты. Учебный словарь: для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 295с. - ISBN: 978-5-89349-408-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/106824