• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2017/2018

Концепции современного востоковедения

Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Consepts of Contemporary Asian Studies. Prerequisites: Basic knowledge of World History, Geography, English level B2. Course Overview: The aims of the course 'Concepts of Contemporary Asian Studies’ are: • broaden students' understanding of oriental studies as a multidisciplinary field; • to acquaint students with the basic concepts and theoretical concepts of the disciplines included in the system of oriental knowledge; • form students' ability to understand and analyze special texts and work with academic literature in English • develop skills in participating in academic discussions, preparing reports and public speaking in English.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. Ознакомление слушателей курса с современным состоянием востоковедной науки как комплексной научной дисциплины, имеющей в своем составе наряду с фундаментальным научным ядром значительный набор прикладных научных направлений.
  • 2. Изучение основ современной парадигмы востоковедного научного знания, включающей в себя такие принципы как преобладание истины факта над истиной мнения, принцип опоры на свидетельства языка и текста, преобладание фаллибилизма над верификационизмом и др.
  • 3. Системное ознакомление слушателей с базовыми понятиями основных направлений востоковедного научного знания: лингвовостоковедных и текстологических исследований, востоковедного обществознания и регионоведения, азиатских и африканских исследований в области истории, культурологии, политических исследований, международных отношений и т.д.
  • 4. Подготовка слушателей курса к восприятию более сложных по своей структуре курсов, сориентированных на изучение отдельных регионов, стран, аспектов культуры, в частности, локальных особенностей этнорелигиозного и этнопсихологического характера, особенностей генезиса общественной и философской мысли.
  • 5. По итогам освоения курса обучающиеся получают знания о востоковедении как области научного знания надотраслевого уровня и направлении образовательной деятельности «востоковедение и африканистика».
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Востоковедение как комплексная научная дисциплина.Лекция 1: Современная парадигма востоковедного научного знания.
    Междисциплинарность как форма перехода от отраслевого к надотраслевому знанию. При-меры надотраслевых наук, базовые признаки надотраслевого научного знания. Востоковедение как надотраслевая научная дисциплина. Место востоковедения по отношению к гуманитарным и обще-ственным наукам. Роль востоковедного образования в контексте обострения противоречий между различными «культурно-историческими ареалами» и глобализацией локальных конфликтов. «Во-стоковедение и африканистика» - направление образовательной деятельности в РФ. Понятие «ис-торико-культурный ареал» и его применение в востоковедных исследованиях. Понятия «востоковедение», «ориентализм», «африканистика», «азиатские и африканские исследования» (Asian and African studies) как важные аспекты понимания современного состояния изучения Азии и Африки. «Поликультуральность» - базовый принцип современного востоковедного образования. Бинарная оппозиция «модернизм-традиционализм» в контексте теории ценностей. Значение «иерархии традиционных ценностей» в организации восточных обществ. Феномен «вестернизации». Классическое и прикладное востоковедение: генезис и современное состояние. Парадигма востоковедного научного знания. Языкознание и текстология как важнейшие компоненты современного востоковедного образования.
  • Раздел 1. Востоковедение как комплексная научная дисциплина.Семинар 1. Востоковедное как комплексная дисциплина
    Вопросы для обсуждения: 1. Востоковедение в ряду других наук. Темы докладов: 1. Типичные геокультурные образы в востоковедении. 2. «Востоковедение» и «Ориентализм»: общие черты и различия. 3. Цивилизации: война или диалог. 4. Методы точных наук в востоковедении
  • Раздел 2. Аспект языкознания в современном востоковедении.Лекция: Современные направления в востоковедном языкознании
    Традиционное филологическое востоковедение (особое отношение к изучаемой культуре и языку). Национальные филологические традиции и их разновидности. Текстология, папирология. Сравнительно-историческое языкознание и его ответвления. Функционализм. Краткая характеристика, анализ его влияния на изучение языков Азии и Африки. Структурализм (европейский, американский). Основные достижения востоковедного язы-кознания. Генеративная лингвистика. Краткая характеристика, основные принципы, приоритетные направления исследований. Основные достижения. Постструктурализм. Основные принципы и направления. Сравнительно-исторические и генетические исследования. Лингвистическая типология. Компьютерная лингвистика. Корпусная лингвистика.
  • Раздел 2. Аспект языкознания в современном востоковедении.Семинар 1. Востоковедное языкознание
    Вопросы для обсуждения: 1. Различия между национальными филологическими традициями восточных культур и сравнительно-историческим языкознанием. 2. Основные достижения структуралистских подходов в изучении языков Азии и Африки.. Темы докладов: 1. Филологическая традиция 2. Сравнительно-историческое языкознание 3. Функционализм 4. Структурализм 5. Генеративизм
  • Раздел 2. Аспект языкознания в современном востоковедении.Семинар 2. Востоковедное языкознание-2
    Вопросы для обсуждения: 1. Типологические исследования в языках Азии и Африки. 2. Информационные и экспериментальные исследования в восточном языкознании. Смежные дисциплины и потребители. Темы докладов 1. Лингвистическая типология в востоковедении 2. Компьютерная лингвистика 3. Корпусная лингвистика
  • Раздел 3. Политические науки в современном востоковедении. Лекция: Роль и место политических наук в современном востоковедении
    Развитие политологических исследований в рамках востоковедения, разница в подходах к исследованию политических процессов в странах Азии и Африки профессиональных политологов и востоковедов-политологов. Особенности изучения политических систем стран Азии и Африки: методологические подходы, теоретическая и концептуальная основы. Рассмотрение наиболее значимых концепций, применяемых по отношению к политическим процессам стран Восточной и Юго-Восточной Азии: азиатские ценности, восточноазиатская модель развития (East Asian developmental state), Пекинский консенсус, азиатский регионализм.
  • Раздел 4. Антропологические востоковедные исследования. Лекция: Антропология и востоковедение
    Антропология как научная дисциплина, ее предмет, методы и связи с другими научными дисциплинами. Традиционные общества и культуры, локализованные вне Европы и Северной Америки (за исключением американских индейцев), – основные объекты исследования европейских и американских ученых на этапе зарождения антропологии как науки. Интерпретация полевых исследований этих культур как основа для формирования школ и методов в истории антропологии (эволюционизм, мифологическая школа, функционализм, диффузионизм и теория культурных кругов, культурный релятивизм, этнопсихологическая школа, структурализм). Основополагающие работы, появившиеся на материале изучения культур народов Востока, и их создатели. Современные тенденции антропологических исследований культур Азии и Африки (иссле-дования религии, этничности и национализма, малых социальных групп, детства, гендерной про-блематики, сексуальности, городских пространств, современных коммуникационных технологий и др.).
  • Раздел 5. Религиоведение в системе востоковедного знания . Лекция 1: Религиоведческий аспект современного востоковедения -1.
  • Раздел 5. Религиоведение в системе востоковедного знания.Лекция 2: Религиоведческий аспект современного востоковедения -2.
    Проблема происхождения религии. Естественные религии. Религии откровения (этические) и понятие «осевого времени». Авраамические религии. Монотеизм – закономерный этап в религиозной истории человечества или региональная особенность? Миссионерство и религиоведение Востока. Современное исламоведение, его актуальность. Конфуцианство как основа дальневосточной цивилизации, его сущностные отличия от авраамических религий.
  • Раздел 5. Религиоведение в системе востоковедного знания. Семинар 1: Источники по истории религий Востока
    Вопросы для обсуждения: 1. Христианство на Ближнем Востоке в узком и широком смысле. Гностицизм и манихейство как формы нецерковного христианства: подтверждение этого тезиса материалом источников. 2. Коран как основной источник по изучению ислама: проблемы интерпретации. Реконстру-киция истории ислама через призму арабо-мусульманской традиции. Темы докладов: 1. Гностики и манихеи как носители традиции позднеантичного интеллекутального свобо-домыслия в христианской среде 2. Коран и тафсиры: многозначность священной книги мусульман 3. Нарративные источники по изучению ислама
  • Раздел 5. Религиоведение в системе востоковедного знания. Семинар 2: Изучение религий Востока отечественными востоковедами
    Вопросы для обсуждения: 1. История исламоведения в нашей стране как отражение противостояния беспристрастных адептов чистой науки и ангажированных идеологов (миссионеров и пропагандистов «научного» атеизма). 2. Актуальность конфуцианства: атаки на Конфуция в XX в. (от Мао Цзе-дуна до «ревните-лей марксистско-ленинского благочестия» в советской науке). Чем же он им мешал? Темы докладов: 1. Основные тенденции развития исламоведения в царской России: миссионеры и ученые академической школы 2. Советский период в истории отечественного исламоведения: вульгарно-атеистический наскок на фундаментальную науку 3. Отечественная школа изучения конфуцианства и неоконфуцианства
  • Раздел 6. Роль и место источниковедения в востоковедном научном знании.Лекция: Основные направления востоковедного источниковедения на примере ближне- и средневосточных исследований
    Основные источники изучения истории стран Востока: письменные (эпиграфические, нарративные), археологические, этнографические. Вспомогательные исторические дисциплины в востоковедении (эпиграфика, сфрагистика, дипломатика и пр.). Решающая роль письменных источников в изучении истории Ближнего и Среднего Востока. Особенности мусульманской традиционной историографии: опора на иснады (в ранний период), непрерывность летописания, появление региональных и национальных особенностей в позднесредневековый период. Ближне- и средневосточные рукописи как исторические источники: единство формы и содержания. Местная пресса как уникальный по истории Османской империи на рубеже средневековья и нового времени. Поддельные исторические источники и их выявление.
  • Раздел 7. Классическое востоковедение в России (в дореволюционный период и в советский и постсоветский периоды).Лекции
    Попытки создать востоковедение в России в XVIII в.: причины неудач. С.С. Уваров и его детище – Азиатский музей. Вклад «русских немцев» в развитие отечественного востоковедения. Факультет восточных языков от возникновение до наших дней. Академическое и университетское российское востоковедение в Санкт-Петербурге – Петрограде – Ленинграде и за его пределами. Миссионерское востоковедение в царской России. Советский период в истории отечественного востоковедения: достижение и утраты. Противостояние советской идеологии и академической науки. «У развалин»: постсоветское востоковедение: есть ли перспективы.
  • Раздел 8. Литературоведческий аспект востоковедения.Лекция: Литературоведческий аспект востоковедения
    Понятие «литература». Различные критерии литературности/художественности и их критика. Понятие «литературоведение» и его составляющие: теория литературы, история литературы и литературная критика. Две модели теории литературы: поэтика и герменевтика. Основные исторические типы художественного творчества: эпоха синкретизма/неразличения, риторическая эпоха, индивидуально-творческая эпоха. Восточная словесность/литература. Два подхода к изучению восточных литератур: «экзо-тизм» и «унификаторство». Понятие «зональных литературных общностей». Зональные литератур-ные общности на Востоке: арабо-исламская, китайско-дальневосточная, индийско-юго-восточная. Восточные литературы в условиях глобализации.
  • Раздел 9. Культура и искусство азиатско-африканского ареала. Лекция 1: Искусство в зеркале востоковедения.
    Формирование основных центров мировых культур. Исторические и географические особенности развития истории искусств древних культур. Виды и жанры изобразительного искусства. Понятия "эпоха" и "стиль". "Образ мира" в искусстве народов Востока. Культовое зодчество в искусстве стран Востока: эволюция храмового сознания. Светское искусство в Средние века и в искусстве Нового времени в азиатско-африканском ареале. История изучения истории искусств и культур стран Востока: ученые и археологи XVIII-XIX веков. Восточные коллекции памятников искусства и их исследования в конце XIX -начале ХХ века. Атрибуция и знаточество в изучении памятников Востока в начале ХХ века. Вопросы периодизации истории искусств: особенности периодизации европейской истории искусств и периодизации искусств народов Востока.
  • Раздел 9. Культура и искусство азиатско-африканского ареала. Лекция 2: Исторические и теоретические проблемы изучения искусства азиатско-африканского ареала.
    Основные проблемы изучения искусства стран Востока. Художественные традиции и худо-жественные формы в истории искусств. Особенности эстетических представлений и художествен-ных достижений культур Востока. Традиционные, объединяющие и своеобразные черты, присущие искусству Востока. Канон в искусстве стран Востока. Современная методология истории искусства и этапы изучения произведения изобразитель-ного искусства азиатско-африканского ареала. Восточные общества: художник и рецепция искус-ства в нем. Развитие искусства и культур Востока и Западав Новое и Новейшее время: взаимные влияния. Визуальная культура и восприятие в современном мире.
  • Раздел 9. Культура и искусство азиатско-африканского ареала. Семинар 1: Проблемы формы и визуальности в истории искусств стран Ближнего Во-стока.
    Вопросы для обсуждения: 1. Особенности изучения памятников искусства стран Ближнего Востока. Темы докладов: 1.Архитектурное пространство мечети. 2. Эстетические особенности исламского орнамента. 3. Особенности средневековой персидской миниатюры.
  • Раздел 9. Культура и искусство азиатско-африканского ареала. Семинар 2: Проблемы формы и визуальности в истории искусств стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.
    1. Канон в искусстве стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Темы докладов: 1. Канон в буддийском искусстве. 2. Храмовый комплекс Ангкор-Ват. 3. Типы буддийских пагод в Китае.
  • Раздел 9. Культура и искусство азиатско-африканского ареала. Семинар 3: История искусств стран Востока XVIII-XX вв.
    Вопросы для обсуждения: 1. Влияние искусства Востока на западноевропейское искусство. 2. Проблемы современного искусства стран Востока.. Темы докладов: 1. Ориентализм в Европе. 2. Современное искусство Китая/Японии/Кореи/ Ирана/Турции/Индии в контексте мирового художественного процесса. 3. Эстетика традиционного японского театра Но/ или Кабуки.
  • Раздел 10. Исторические исследования в востоковедении на примере Восточной Азии Лекция 1: Страны Восточной Азии в мировой истории.
    О понятии «история». О роли Восточной Азии в мировой истории. Историописание в Во-сточной Азии. Исторический источник как базовая категория исторической науки. Источники, первоисточники и их соотнесение. Виды исторических источников. Историография. Историческая методология. Становление и развитие методологии исторической науки, и ее роль в изучении истории стран Восточной Азии. Принцип историцизма как главный методологический принцип исторической науки. Виды вспомогательных исторических дисциплин и их роль в изучении истории стран Восточной Азии. Идея безальтернативности исторического пути развития и формационный подход. Цивилизационный подход. Новейшие тенденции в изучении истории стран Восточной Азии.
  • Раздел 10. Исторические исследования в востоковедении на примере Восточной Азии Лекция 2: Исследования истории Китая
    Об изучении китайской истории. Зарождение синологии. Сведения о Китае из древнерим-ских источников. Зарождение синологии. Миссионеры и купцы – как первые источники разверну-тых сведений об истории Китая. Ранняя европейская синология и ее развитие. Синология в XIX веке. Становление российской синологии. Формирование и развитие в России центров по изучению истории Китая. Изучение истории Китая в советское время и проблема объективности. Изучение истории Китая на современном этапе в России и за рубежом.
  • Раздел 10. Исторические исследования в востоковедении на примере Восточной Азии Лекция 3: Специфика изучения истории Китая
    Непрерывность исторического развития Китая. Появление концепции «Небесного мандата» и ее суть. Мифологизация истории. Династические циклы в истории Китая. Династическое государство и его институты. Монархия как единственная форма правления. Основные субъекты историко-политического процесса в Китае. Некоторые особенности династических государств. Политическая борьба и ее описание в источниках. Типология династических кризисов. Взаимосвязь исторических процессов в Китае и географических особенностей страны.
  • Раздел 10. Исторические исследования в востоковедении на примере Восточной Азии Лекция 4: Исследования истории Кореи и Японии
    Особенности изучения истории Японии и Кореи. Изучение истории Кореи и Японии в Рос-сии. Археологические изыскания и проблемы соотнесения европейских хронологических рамок с историческими процессами, проистекавшими в Корее и Японии. Вопросы периодизации. Явление «удлинения» истории в Корее. Формально-хронологический подход к периодизации истории Кореи. Периодизация истории Японии. Особенности исторического развития Японии и Кореи.
  • Раздел 10. Исторические исследования в востоковедении на примере Восточной Азии Семинар 1: Специфика изучения истории Китая
    Вопросы для обсуждения: 1. Субъекты и объекты историко-политических процессов в Китае Темы докладов: 1. Император и власть императора в Китае 2. Государственная администрация и местные органы власти в Китае 3. Отбор чиновников в Китае 4. Общественные классы в Китае
  • Раздел 10. Исторические исследования в востоковедении на примере Восточной Азии Семинар 2: Исторические процессы в Китае и их взаимосвязь с культурной парадигмой
    Вопросы для обсуждения: 1. Влияние культурных кодов на исторический процесс в Китае Темы докладов: 1. Понятие «судьбы» и отношение к историческому наследию. 2. Синоцентризм и взаимоотношения с варварами 3. Циклические элементы в китайской историко-культурной сфере 4. Конфуцианство и легизм.
  • Раздел 11. Прикладное востоковедение Лекция: Прикладное востоковедение в России
    Характеристика прикладного востоковедения. Прикладное востоковедение и внешнеполитическая служба. Первые дипломатические контакты с Востоком. Прикладное востоковедение на службе Коллегии иностранных дел. История департамента азиатских дел. Прикладное востоковедение в истории военной службы. Первые шаги русского военного востоковедения. Прикладное востоковедение в истории миссионерской службы. Русская православная миссия в странах Дальнего Востока. Прикладное востоковедение в СССР. Прикладное востоковедение сегодня. Перспективы прикладного востоковедения в России.
  • Раздел 12. Отрасли востоковедного знания. Лекция 1: Тюркология как отрасль востоковедения
    Этногенез турок и эволюции тюркских языков. Современные подходы к определению гене-тического родства различных этнических сообществ через установление генетического родства языков. Языковое родство, обусловленное происхождением языков от одного общего языка-предка или праязыка. Языки как результат различных путей эволюции одного праязыка, понятие «род-ственные языки» и характерные для них регулярные соответствия на различных уровнях, объясняе-мые общностью происхождения, а не случайным совпадением или заимствованием. Сравнительно-исторический метод (гло́ттохроноло́гии (от др.-греч. γλῶττα «язык», χρóνος «время» и λόγος «слово», «учение»), основанный на гипотезе, что скорость изменения базового словаря языка остается при-мерно одинаковой (с поправкой Старостина - 5-6 «родных» замен за тысячелетие). Эта гипотеза была предложена Моррисом Сводешом (1909 – 1967), как лингвистическая аналогия с радиоуглеродным методом измерения возраста органических веществ. Этим методом определяет-ся период времени, за который два или более языка разошлись от общего праязыка, путем подсчёта количества заменённых слов в каждом языке. Затем вычисляется приблизительное время появления этих языков. Глоттохронология основана на гипотезе, согласно которой в каждом языке особой стабильностью и устойчивостью к изменениям во времени обладает некоторое количество одинаковых для всех языков понятий, т.н.«ядерной лексике». Использувание списка Сводеша для «ядерной лексики»: 200-словный, 100-словный и 30-словный.
  • Раздел 12. Отрасли востоковедного знания. Лекция 2: Регион Юго-Восточной Азии как объект востоковедного изучения
    Представление о Юго-Восточной Азии (ЮВА) как об историко-культурном регионе, сло-жившееся после Второй мировой войны. Выявление признаков древней культурной общности народов, традиционных региональных связей, схожих путей исторического развития народов ЮВА в период позднего средневековья и нового времени,. Перспективы региональной интеграции ЮВА в новейшее время. Геополитическая и геокультурная структура региона, основные географические и культурные зоны, характеристика современного состояния стран региона, тенденций их экономического и политического развития.
  • Раздел 12. Отрасли востоковедного знания. Лекция 3: Тибетология как отрасль востоковедения
    Возникновение и становление тибетологии как науки. Первые контакты западных ученых с Тибетом. Католические миссионеры в Тибете: описания Тибета Ипполито Дезидери, Горацио делла Пенна. Миссия Джона Богля. Путешествие Чома де Кереши. Современная тибетология: проблемы и достижения. Роль особого географического положения в развитии Тибета. Понятие «зомия». Уникальность изучаемого региона: тибетское представление о мироустройстве, различия понятийного аппарата тибетцев и зарубежных исследователей. Система отношений «лама – милостынедатель» в истории Тибета. Проблемы применения к изучению восточных культур подходов, основанных на европейских представлениях о мироустройстве и принципах отношений с соседями. Трактовки итогов визита Далай-ламы Пятого в Тибет. Дискуссии о независимости Тибета: исторический фон и предпосылки конфликта, деятельность «Правительства в изгнании».
  • Раздел 1. Востоковедение как комплексная научная дисциплина.Лекция 2: Геокультурный аспект востоковедной парадигмы научного знания.
    Дихотомия «Восток-Запад» и ее интерпретации. Востоковедная парадигма научного знания: генезис и современное состояние. Востоковедение как комплексная наука – амальгама отраслевых наук. Пространственный фактор в современных востоковедных исследованиях. Сближение науч-ной парадигмы востоковедного знания с макросоциальными исследованиями. Мир-системый ана-лиз и его эволюция. Понятие «геокультура» в трактовке Иммануила Валлерстайна. Значение и смысловое содержание «гео» в контексте геокультурного метода в востоковедении. Соотношение геокультуры и геополитики в рамках научной парадигмы современного востоковедного знания и вне его. Культура, геокультура, цивилизация, империя как объекты комбинаторного анализа. Теория геокультурного поля. Понятие геокультурного кода и ансамбля геокультурных кодов: выявление ментатипичного и архетипичного в восточных культурах. Геокультурные образы, концептуальные универсалии, кодовые понятия, ключевые слова в контексте основных культурно-религиозных си-стем народов Азии и Африки. Конвергентный и дивергентный векторы культурогенеза народов Азии и Африки. Тезаурус ключевых слов и концептуальных универсалий «семантического мета-языка» как метод востоковедного исследования. Гуманитарный научный образ мира – содержание понятия и его применение в востоковедных исследованиях.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Тесты по обязательной литературе
    Тесты по обязательной литературе представляют собой тесты на знание содержания обязательной литературы и включают 5-10 вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопрос с открытым ответом.
  • неблокирующий Created with Sketch. Работа на семинарах
    Работа на семинарах представляет участие в устном опросе по обязательной литературе и дискуссия на семинарских занятиях. Подготовка к семинарам представляет подробное знакомство с обязательной литературой к семинару, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции. Для получения наивысшей оценки по данному типа контроля требуется: предварительное знакомство с рекомендуемой литературой к семинару, участие в обсуждениях и групповой работе, критическое осмысление текстов и высказывание собственного мнения, правильное использование понятийного аппарата, четкие и логичные формулировки комментариев, соблюдение стиля и этики академического общения.
  • неблокирующий Created with Sketch. Экзамен
    Итоговый контроль представляет собой письменный экзамен, состоящий из 20 тестовых вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопрос с открытым ответом. Время ответа – 60 минут. Экзамен содержит вопросы по терминологии и фактическому материалу.
  • неблокирующий Created with Sketch. Доклад
    Продолжительность доклада 20-25 минут; Презентация в Power Point.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.18 * Доклад + 0.24 * Работа на семинарах + 0.18 * Тесты по обязательной литературе + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • С блокнотом по Корее: записки востоковеда / Курбанов С.О., - 2-е изд. - СПб:СПбГУ, 2017. - 480 с.: ISBN 978-5-288-05744-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/999732