• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2017/2018

Научно-исследовательский семинар "Международный технологический обмен и управление интеллектуальной собственностью"

Статус: Курс по выбору (Мировая экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Курапова Анна Геннадьевна, Лавров Сергей Николаевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

На курсе будут рассмотрены способы передачи технологий и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности участников международного бизнеса в современной мировой экономике. Будут рассмотрены коммерческие и некоммерческие формы технологического обмена, также развитие рынка лицензий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • анализировать основные компетенций в области теории и практики международного технологического обмена и управления нематериальными активами компании в период формирования новой экономики.
  • сравнивать стратегические и тактические инструменты формирования конкурентных преимуществ в международном инновационном бизнесе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Распознаёт научно-теоретические основы теории инноваций, ее сущность и значение для формирования конкурентоспособности международном бизнесе;
  • Распознает научно-теоретические основы интеллектуальной собственности и особенности ее использования компаниями в условиях формирования новой экономики;
  • Формулирует задачи и выбирает направления их решения в области проблем технологического обмена между субъектами бизнеса в международной инновационной бизнес-среде в условиях формирования новой экономики;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел I. Основы теории инноваций. Инновации и конкурентоспособность компа-ний. Жизненный цикл инновационного товара (услуги).
    Тема 1.1. История инновационной деятельности. Становление и эволюция теории инно-ваций в науке. Понятие инновация. Суть инновации. Шумпетер о предпринимательстве. Роль теории длинных волн в теории инноваций Тема 1.2. Понятие национальная инновационная система (НИС). НИС в США, Германии, Изра-иле и России. Структурные элементы НИС. Роль «инфраструктуры» в НИС. Экономика знаний (новая экономика). Тема 1.3. Инновации и конкуренция. Инновации, как предпосылка формирования долго-срочной конкурентоспособности. Инновационные «провалы» и возможности их избежания. Основные факторы конкурентоспособности инновационной компании. Дифференциация. Тема 1.4. Основные инновационные стратегии. Основные проблемы конкурентных дей-ствий инновационного бизнеса, пути и возможности их преодоления. Партнерские взаимоот-ношения и сотрудничество. Государственно-частное партнерство (ГЧП). Тема 1.5. Жизненный цикл инновационного товара (услуги) и инновационной компании. Разработка нового продукта. Выход на рынок. Стадия быстрого роста. Насыщение рынка. Па-дение продаж. Уход с рынка. Взаимосвязь инновационной стратегии и жизненного цикла ком-пании.
  • Раздел 2. Интеллектуальная собственность в новой экономике. Маркетинговые исследования в сфере инноваций и интеллектуальной собственности.
    Тема 2.1. Управление инновациями и спросом на инновации. Государственное стимули-рование спроса. Госзаказ. Субсидирование. Тема 2.2. Интеллектуальная собственность – движущая сила экономического развития. Авторское право. Патенты, Товарные знаки. Промышленные образцы. Географические указа-ния. Экономические отношения и необходимость правовой охраны интеллектуальной соб-ственности. Тема 2.3. Маркетинговые исследования, как инструмент формирования конкурентных преимуществ инновационных компаний. Инновации в сопутствующих услугах. Организацион-ные инновации. Инновации, инициируемые пользователями
  • Раздел 3. Современные институты интеллектуальной собственности.
    Тема 3.1. Возникновение и развитие основных институтов интеллектуальной собствен-ности. Становление мировой системы интеллектуальной собственности. Тема 3.2. Международные институты интеллектуальной собственности и их развитие Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) как основной инсти-тут международной охраны прав интеллектуальной собственности. Международные соглаше-ния в области промышленной собственности. Международные соглашения в области авторских и смежных прав. Всемирная торговая организация. Соглашение по торговым аспектам прав интеллекту-альной собственности (соглашение ТРИПС). Евразийский экономический Союз. Охрана и использование интеллектуальной соб-ственности в рамках евразийской интеграции. Тема 3.3 Российские институты интеллектуальной собственности и их развитие Конституция РФ. Гражданский кодекс РФ, часть четвертая «Права на результаты интел-лектуальной деятельности и средства индивидуализации». Российский рынок интеллектуальной собственности.
  • Раздел 4. Международный рынок объектов интеллектуальной собственности. Распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности.
    Тема 4.1. Международный рынок объектов интеллектуальной собственности. Развитие международного рынка интеллектуальной собственности: масштабы, тенден-ции, динамика, сегменты. Виды взаимодействий на международном рынке интеллектуальной собственности. Альянсы на международном рынке интеллектуальной собственности. Тема 4.2. Распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности в между-народном бизнесе. Лицензионная торговля в международном бизнесе. Экономическая и правовая сущность лицензионного договора. Классификация лицензионных договоров. Лицензионные платежи. Современный мировой рынок лицензий. Международная внутрифирменная торговля ли-цензиями. Франшиза. Экономическая и правовая сущность договора франшизы. Договор коммер-ческой концессии. Современный мировой рынок договоров франшизы. Договора отчуждения прав на объекты интеллектуальной собственности в международ-ном бизнесе. Тема 4.3. Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности Конъюнктура и конъюнктурообразующие факторы международного рынка интеллекту-альной собственности. Маркетинговые исследования объектов интеллектуальной собственно-сти. Анализ условий конкуренции и тенденций развития рынка продукции. Маркетинговые ис-следования на основе патентной информации. Маркетинговый анализ деловой репутации ком-пании.
  • Раздел 5. Интеллектуальная собственность и конкурентоспособность в междуна-родном бизнесе
    Тема 5.1. Интеллектуальная собственность компании – фактор повышения конкуренто-способности в международном бизнесе. Влияние интеллектуальной собственности на масштабы бизнеса компании. Интеллектуальная собственность как бизнес-актив компании. Аудит интеллектуальной собственности компании. Внесение интеллектуальной собственности в уставный капитал. Взаимодействие компании с государственными структурами в целях защиты ее интел-лектуальной собственности. Тема 5.2. Формирование портфеля интеллектуальной собственности компании и страте-гии защиты инноваций в международном бизнесе. Принципы формирования портфеля интеллектуальной собственности компании. Патент-ная политика и стратегии защиты инноваций компании в международном бизнесе. Патентные споры. Тема 5.3. Недобросовестная конкуренция в современном международном бизнесе. Парижская конвенция по охране промышленной собственности о недобросовестной конкуренции. Формы недобросовестной конкуренции на современных рынках. Методы борьбы с недобросовестной конкуренцией.
  • Раздел 6. Инновационных компании в условиях нестабильности мировой экономики. Смена технологических укладов. Экономические кризисы как стимул для развития инноваций
    Тема 6.1. Выход национального инновационного бизнеса на мировые рынки. Методы финансовой и нефинансовой поддержки. Дифференциация инновационных товаров для разных стран. Кастомизация. Тема 6.2. Нестабильность мировой экономики и ее влияние на инновационную актив-ность в компаниях, а также на фундаментальные исследования. Экономические кризисы как стимулирующий и сдерживающий фактор инновационного развития. Тема 6.3. Проблемы повышения конкурентоспособности инновационного бизнеса в Рос-сии. Дефицит спроса на инновации и нехватка финансирования. Перспективы развития иннова-ционного бизнеса в России
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Защита проекта
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Работа в аудитории
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Работа в аудитории + 0.5 * Реферат
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История экономического анализа. Т.1: ., Шумпетер, Й., 2001
  • История экономического анализа. Т.2: ., Шумпетер, Й., 2001
  • История экономического анализа. Т.3: ., Шумпетер, Й., 2001
  • Конкурентная стратегия : методика анализа отраслей и конкурентов, Портер, М., 2007
  • Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность : учеб. пособие для вузов, Философова, Т. Г., 2008
  • Маркетинг новых товаров : современные модели управления: учеб. пособие, Философова, Т. Г., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Модернизация экономики России. Кн.2: ., Яковлев, А. А., 2004
  • Научная политика: глобальный контекст и российская практика, Гохберг, Л. М., 2011
  • Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия, Шумпетер, Й., 2007