• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2017/2018

Безопасность жизнедеятельности

Статус: Курс обязательный
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 1
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах (в рамках школьной программы): Основы безопасности жизнедеятельности, История, Обществознание, а также курсы по информационным технологиям. В результате освоения дисциплины студент будет знать основные подходы к определению, изучению и пониманию содержания, роли и значения безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о государственной системе защиты населения и её правовых рамках; об обязанностях, правах и возможностях студентов в процессе обучения в Санкт-Петербургском филиале НИУ ВШЭ, включая нормативные акты, регулирующие учебный процесс, основные бизнес-процессы студента. Сможет участвовать в образовательном и исследовательском процессах, безопасно используя ресурсы НИУ ВШЭ и личные ресурсы в т.ч. психологические; распознавать и оценивать опасные для жизни и общества ситуации и риски; действовать и использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказать первую помощь пострадавшим. Студент овладеет навыками построения безопасных отношений в учебном заведении; развития черт личности, необходимых для безопасного поведения, как в чрезвычайных ситуациях, так и повседневной жизни в большом городе; соблюдения здорового образа жизни.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студентов целостное представление о современных механизмах воздействия на важнейшие сферы безопасности в общественной и образовательной жизни;
  • содействовать овладению студентами основных концепций и методов обеспечения безопасности жизнедеятельности человека;
  • способствовать получению практических навыков в аспектах обеспечения безопасности студентов в рамках жизнедеятельности в университете, в большом городе (Санкт-Петербург), а также навыков соблюдения личной безопасности в информационной и психологической сферах;
  • приобретение студентами знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности, необходимых для социальной и профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные подходы к определению, изучению и пониманию содержания, роли и значения безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Создает и поддерживает безопасные условия жизни, в том числе в чрезвычайных ситуациях.
  • Знает о здоровье и здоровом образе жизни, способах обеспечения информационной и психологической безопасности личности; государственной системе защиты населения и её правовых рамках.
  • Знает об обязанностях, правах и возможностях студентов в процессе обучения в Санкт-Петербургском филиале НИУ ВШЭ, включая нормативные акты, регулирующие учебный процесс.
  • Умеет выявлять важные компоненты и сферы обеспечения безопасности жизнедеятельности; формулировать требования, предъявляемые к безопасности общества и среды обучения/проживания в большом городе.
  • Участвует в образовательном и исследовательском процессах, безопасно используя ресурсы НИУ ВШЭ и личные ресурсы (включая психологические).
  • Умеет осуществлять отбор источников информации, верифицировать полученную информацию и обрабатывать ее, комплексно оценивая проблемные ситуации или процессы, соблюдать адекватные нормы и правила безопасности при осуществлении последующей профессиональной деятельности.
  • Распознает и оценивает опасные для жизни и общества ситуации и риски; действует и использует средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывает первую помощь пострадавшим.
  • Владеет навыками (приобрел опыт) применения научно-обоснованных технологий соблюдения информационной безопасности; использования психологических техник релаксации и построения безопасных отношений в учебном заведении; развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения, как в чрезвычайных ситуациях, так и повседневной жизни в большом городе; соблюдения здорового образа жизни.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Безопасность студента в мегаполисе
    Тема 1. Безопасность в пространстве большого города. Безопасность жизни студента, как жителя Санкт – Петербурга. Санкт-Петербург - современный многоконфессиональный мегаполис. Правила личной без-опасности в городе: квартире/общежитии, в общественном транспорте, на метрополитене. Безопасность поведения во время культурно-массовых мероприятий в Санкт-Петербурге. Меры безопасности при уличных беспорядках Правила поведения при пожаре. Правила обращения с представителями правовых и официальных структур. Тема 2. Криминогенные факторы опасности: экстремизм и терроризм, как факторы риска и методы противостояния им. Характеристика терроризма и вопросы обеспечения безопасности населения. Общая характеристика, цели и задачи терроризма. Методы террористической деятельности. Силы и средства террористической деятельности. Профилактические меры антитеррористической направленности. Особенности и правила поведения в ситуации жертв терроризма. Правовые основы самообороны. .
  • Раздел 2. Информационная среда НИУ ВШЭ
    Тема 1. Электронная образовательная среда НИУ ВШЭ. Корпоративная почта НИУ ВШЭ. Работа в LMS и его особенности. Сайты Департамента востоковедения и африканистики, Центра азиатских и африканских исследований и НИУ ВШЭ. Компьютерные классы. Сайт НИУ ВШЭ – hse.ru. Памятка для студентов-востоковедов. Тема 2. Библиотека НИУ ВШЭ Санкт-Петербург и библиотеки Санкт-Петербурга. Общие положения ФЗ РФ «Об информации». Библиотека НИУ ВШЭ Санкт-Петербург. Правила пользования библиотекой. Поисковый аппарат библиотеки: каталог, поиск, формирование заказа. Электронные полнотекстовые ресурсы библиотеки. Медиатека и удаленный доступ. Профильные библиотеки для студентов-востоковедов и особенности работы с каталогами в них. Специализированные базы данных.
  • Раздел 3. Студенты в академическом пространстве НИУ ВШЭ
    Тема 1. Регламенты учебного процесса НИУ ВШЭ. Болонская система образования. Модули. Зачетные недели. Кредиты. 10-балльная система оценивания. Рейтинговая система. Образовательные стандарты. Положение о контроле знаний. Положение о рейтинговой системе. Положение о стипендиальном обеспечении. Положение об организации международной академической мобильности студентов. Положение о скидках и др. Базовый учебный план и рабочий учебный план. Курсы по выбору и факультативы. Специальный учебный план и повторное изучение дисциплин. Расписание НИУ ВШЭ, расписание студентов программы «Востоковедение». Тема 2. Внутренний распорядок в НИУ ВШЭ. Правила внутреннего распорядка НИУ ВШЭ СПб. Научная жизнь Департамента востоковедения и африканистики и Центра азиатских и африканских исследований. Направления научной работы Департамента и Центра Преподаватели Департамента и сотрудники Центра. Участие студентов в научной работе и внеучебной жизни студентов.
  • Раздел 4. Правила выживание в Университете как сложной системе
    Тема 1. Научная жизнь Департамента востоковедения и африканистики и Центра азиатских и африканских исследований. Особенности учебного процесса студентов-востоковедов. Основные учебно-методические материалы для студентов-востоковедов. Особенности и правила написания научных работ студентами – востоковедами. Информационные ресурсы востоковеда. Тема 2. Научная жизнь Департамента востоковедения и африканистики и Центра азиатских и африканских исследований. Электронные архивы и сайты с публикациями источников. Электронные энциклопедии и справочники. Специализированные поисковики академической информации. Библиографические правила.
  • Раздел 5. Корпоративная культура и волонтерство
    Тема 1. Внеучебная жизнь студентов в НИУ ВШЭ. Особенности внеучебной жизни студентов НИУ ВШЭ СПб. Студенческий совет. Творческие и спортивные мероприятия, проводимые в течение года в НИУ ВШЭ. Волонтерство. На занятие приглашается начальник Отдела по внеучебной работе со своими коллегами, организуется лекция-беседа со студентами. Тема 2. Адаптационные семинары. Моделирование различных учебных и внеучебных ситуаций со студентами. Знакомство с работой Учебного офиса: получение справок, запись на курсы и факультативы по выбору, обращение за материальной помощью и проч. Решение спорных вопросов и конфликтных ситуаций. Оказание само- и взаимопомощи.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа: точное соответствие подготовленной работы заданию.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, Сычев, Ю.Н., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Петров С. В., Кисляков П. А. - ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 179с. - ISBN: 978-5-534-09774-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obespechenie-bezopasnosti-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-437787