• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2017/2018

Психологический практикум. Наблюдение. Анатомия

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на: знакомство с основными методами наблюдения в психологии; получение практических навыков организации и проведения наблюдения; формирование аналитических навыков соотнесения наблюдаемых особенностей поведения с особенностями психической регуляции; знание основных разделов, классификации, строения и относительного расположения основных отделов головного и спинного мозга; нахождение заданных структур на материальных или виртуальных муляжах головного мозга и описание их функциональной роли и взаимосвязи между ними; формирование навыков чтения научной и научно-популярной литературы, использующей анатомическую номенклатуру.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными методами наблюдения в психологии
  • Получение практических навыков организации и проведения наблюдения
  • Формирование аналитических навыков соотнесения наблюдаемых особенностей поведения с особенностями психической регуляции
  • Знакомство с основными отделами центральной нервной системы
  • Получение практических навыков ориентации в структурах головного мозга
  • Формирование понимания структурной организации нервной системы как основы формирования психологических функций
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает особенности метода наблюдения. Может самостоятельно оценить ресурсы для его организации
  • Студент может спланировать наблюдение с учетом особенностей объекта и предмета наблюдения.
  • Студент может оценить влияние наблюдателя на субъекта наблюдения. Выделить и описать эффекты возникающего у наблюдателя в процессе наблюдения.
  • Студент может провести сравнительный анализ различных методов наблюдения и выбрать наиболее релевантный для предложенной ситуации.
  • Студент может самостоятельно спланировать все этапы наблюдения.
  • Студент может самостоятельно оценить базовые эмоции по результатам наблюдения.
  • Студент может по результатам наблюдения выявить признаки лжи.
  • Студент может по результатам наблюдения описать основные личностные черты человека.
  • Студент может по результатам наблюдения за работой группы выявить и описать основные групповые закономерности поведения, а также отдельные личностные черты членов группы.
  • Студент может по результатам наблюдения за интервью при приеме на работу оценить основные профессиональные компетенции.
  • Понимание структурной организации нервной системы как основы формирования психологических функций.
  • Нахождение заданных структур на материальных или виртуальных муляжах головного мозга и описывание их функциональной роли и взаимосвязи между ними
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Наблюдение как метод психологического исследования
    Достоинства и ограничения метода наблюдения в сравнении с другими методами сбора эмпирических данных. Непроизвольное и произвольное наблюдение. Трудности на различных этапах наблюдения: планирование, получение эмпирических данных (фиксация), интерпретация данных. Особенности научного наблюдения: целенаправленность, систематичность, планомерность, аналитичность, регистрация результатов, четкий понятийный аппарат. Практическая цель наблюдения. Этика психологического наблюдения.
  • Объект и предмет наблюдения
    Разведение понятий объект и предмет наблюдения. Организация наблюдения в зависимости от особенностей предмета наблюдения. Наблюдение за поведением другого человека как социальная перцепция.
  • Наблюдатель и наблюдаемый в процессе наблюдения
    Наблюдатель и его культура. Влияние наблюдателя на результаты исследования. Наблюдатель и наблюдаемый, их взаимоотношения. Реактивность наблюдаемого. Привыкание наблюдаемого к процессу наблюдения.
  • Общая характеристика видов наблюдения
    По отношению к объекту наблюдения: скрытое, открытое. В зависимости от объекта наблюдения: внешнее, интроспекция. Относительно времени исследования: однократное, периодическое, лонгитюдное. По процессу: сплошное, выборочное. По типу используемых критериев: знаковые системы, системы категорий, рейтинговые шкалы. По характеру регистрации данных: констатирующее, оценивающее. По степени стандартизованности процедур: свободное (поисковое), структурированное (стандартизированное).
  • Этапы наблюдения
    Определение цели наблюдения. Выбор объекта исследования. Уточнение предмета исследования. Составление схемы наблюдения (включая наблюдаемые дескрипторы); Планирование ситуации наблюдения. Подбор способа наблюдения. Установление продолжительности времени наблюдения и числа общего наблюдений. Выбор способов регистрации исследуемого материала. Прогнозирование возможных ошибок наблюдения. Осуществление предварительного (пробного) наблюдения. Корректировка программы наблюдения. Проведение наблюдения. Обработка и интерпретация полученных данных.
  • Оценка эмоций с использованием метода наблюдения
    Выражение эмоций во внешности и деятельности человека. Проявление физиологических особенностей эмоций. Уровень саморегуляции наблюдаемого и проявления эмоций в деятельности. Индивидуальные особенности выражения эмоций. Точность распознавания эмоций по выражению лица. Кодирование мимических выражений –Facial Action Coding System (FACS), Pictures of Facial Affect (PFA), JACFEE.
  • Использование метода наблюдения для определения лжи
    Физиологические особенности эмоций в ситуации лжи. Представления Пола Экмана о внешнем проявлении эмоций в ситуации лжи. Анализ мимических и жестовых дескрипторов лжи. Недостатки и ограничения детекции лжи методом наблюдения.
  • Наблюдение в оценке личностных черт
    Личностная черта как устойчивая особенность поведения субъекта. Факторы проявления личностных черт в поведении при реализации различных видов деятельности. Благоприятные и неблагоприятные условия диагностики личностных черт методом наблюдения.
  • Наблюдение за группой
    Особенности группы как объекта наблюдения. Наблюдение групповой динамики. Дескрипторы наблюдаемых групподинамических процессов. Поведение отдельных участников группы как предмет наблюдения. Акты внутригрупповой коммуникации как предмет наблюдения.
  • Наблюдение в оценке персонала
    Профессионально важные качества. Наблюдение за деятельностью работника как способ оценки профессионально-важных качеств. Симуляция решения профессиональных задач в искусственных (лабораторных условиях). Деловые игры как технология наблюдения поведения субъекта в группе в ситуации решения профессиональных задач. Проектирование деловых игр. Ошибки в проектировании деловых игр. Организация наблюдения в процессе деловой игры. Особенности анализа видеоматериалов деловых игр.
  • Общие представления о строении нейронов и нервной системы.
    Разнообразие клеток формирующих нервную систему: нейроны и нейроглиальные клетки. Общая арактеристика основных отделов ЦНС и их функций. Кора больших полушарий. Микро- и макростроение. Терминология. Поля Бродмана.
  • Структурная организация и функции спинного мозга.
    Сегменты спинного мозга и спинномозговые ганглии. Серое и белое вещество спинного мозга. Связи спинного и головного мозга.
  • Вегетативная нервная система. Черепные нервы.
    Симпатическая и парасимпатическая системы, их функциональный антагонизм. Черепные нервы: классификация и функции.
  • Продолговатый мозг, мост.
    Основы структурной организации продолговатого мозга и моста: ядра и проводники. Дыхательный центр, центры сна и бодрствования.
  • Средний мозга, промежуточный мозг.
    Четверохолмие. Таламус как информационный фильтр мозга, ядра таламуса. Функции гипоталамуса.
  • Проводящие пути спинного и головного мозга. Локализация функций в коре полушарий большого мозга. Общие представления.
    Типы проводящих путей головного и спинного мозга. Принципы функциональной организация коры головного мозга: противостояние парадигм локализационизма и холизма.
  • Зрительная система.
    Зрительные пути. Подкорковые зрительные центры. Зрительная кора (первичная, вторичная и третичная).
  • Соматосенсорная система.
    Соматосенсорные пути. Соматосенсорные области коры. Последствия стимуляции и нарушений. Соматосенсорный гомункулюс.
  • Слух
    Внутреннее ухо. Подкорковые слуховые центры. Слуховая кора (первичная, вторичная и третичная). Слуховые пути.
  • Двигательные системы мозга.
    Моторные области ЦНС: двигательные области коры, мозжечок и базальные ганглии. Двигательные проводящие пути. Неинвазивная стимуляция и картирование двигательных областей коры.
  • Речь в мозге.
    Основные области мозга, связанные с продукцией и восприятием речи. Зоны Брока и Вернике. Эволюция представлений об организации речи в мозге человека. Неинвазивная стимуляция речевых зон.
  • Зоны мозга, связанные с обработкой эмоций. Мозг и боль.
    Лимбическая система. Структуры ЦНС, связанные с восприятием боли.
  • Память и мозг.
    Модификация синапсов как основа процессов обучения. Гиппокамп. Префронтальная кора. Теменная кора.
  • Практикум на виртуальных моделях
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Отчет
  • неблокирующий Отчет
  • неблокирующий Отчет
  • неблокирующий Отчет
  • неблокирующий Отчет
  • неблокирующий Отчет
  • неблокирующий Отчет
  • неблокирующий Отчет
  • неблокирующий Отчет
  • неблокирующий Отчет
  • неблокирующий Оценка аудиторной активности (наблюдение)
  • неблокирующий Письменный тест
  • неблокирующий Письменные задания, выполняемые на занятиях
    Письменные задания организованы в виде тестов, включающихся в себя как выбор одного варианта ответов среди нескольких предложенных, так и вопросы без вариантов ответа. Все ответы оцениваются одинаково. Оценка вычисляется как пропорция правильных ответов от общего числа вопросов (в процентах).
  • неблокирующий Оценка аудиторной активности (Анатомия)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.025 * Отчет + 0.025 * Отчет + 0.025 * Отчет + 0.025 * Отчет + 0.025 * Отчет + 0.025 * Отчет + 0.025 * Отчет + 0.025 * Отчет + 0.025 * Отчет + 0.025 * Отчет + 0.075 * Оценка аудиторной активности (Анатомия) + 0.25 * Оценка аудиторной активности (наблюдение) + 0.175 * Письменные задания, выполняемые на занятиях + 0.25 * Письменный тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в анатомию центральной нервной системы: Учебное пособие / Дыхан Л.Б. - Ростов-на-Дону:Издательство ЮФУ, 2016. - 116 с.: ISBN 978-5-9275-1973-6 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/989874

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Martina Vicianova. (2015). Historical Techniques of Lie Detection. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1A1771D5
  • Zagrean, L. (2014). Principles of Neural Science. Acta Endocrinologica (1841-0987), 10(3), 529. https://doi.org/10.4183/aeb.2014.529
  • Центральная нервная система: анатомия и физиология: Учебник / Бабенко В.В. - Ростов-на-Дону :Южный федеральный университет, 2016. - 214 с.: ISBN 978-5-9275-2031-2 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/991882