• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2017/2018

Научно-исследовательский семинар "Грамматика немецкого языка в синхронии и диахронии"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения данной дисциплины будут рассмотрены историко-культурные факторы, напрямую или косвенно влиявшие на формирование грамматического строя немецкого национального языка (политическая и конфессиональная раздробленность немецкоязычных земель и статус диалектов, нормализаторская деятельность языковых обществ, развитие классической литературы и т.д.).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель дисциплины «Грамматика немецкого языка в синхронии и диахронии» состоит в изучении грамматического строя, лексической системы и фонетического строя немецкого языка в разные периоды его истории.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент анализирует соотношение внешних и внутренних факторов в развитии языка.
  • Студент формулирует критерии периодизации истории немецкого языка, характеризует традиционно выделяемые периоды древневерхненемецкого, средневерхненемецкого, нововерхненемецкого (включая ранненововерхненемецкий) языка.
  • Студент анализирует особенности словарного состава разных периодов истории немецкого языка; выделяет "слои" словарного состава, различающиеся по времени и происхождению
  • Студент анализирует два вида фонетических изменений в истории языка: изменение состава фонем языка и изменения в фонетическом облике морфем и слов
  • Студент описывает специфику морфологических законов и их проявление в языке; анализирует влияние фонетических изменений на морфологические; воспроизводит законы аналогии.
  • Студент прослеживает развитие средств синтаксической связи и отдельные синтаксические конструкции в истории немецкого языка
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Связь истории языка с другими дисциплинами о языке и обществе.
    Понятие историзма в развитии языка. Язык как продукт истории общества. Неравномерность развития разных сторон языка. Традиции и инновации в языке. Накопление элементов нового качества. Методы исторического анализа. Сравнительно-исторический метод и его роль в описании дописьменных периодов развития немецкого языка. Освещение дописьменного состояния языка ("Vordeutsch") как исторического периода в трудах германистов (А. Бах, Х. Мозер и др.). Проблема периодизации истории немецкого языка: выделение трех и более периодов в трудах Я. Гримма, В.М. Жирмунского, О.И. Москальской и др. Проблема ранненововерхненемецкого периода. Соотношение внешних и внутренних факторов в разитии языка. Критерии периодизации. Краткая характеристика традиционно выделяемых периодов: древневерхненемецкого, средневерхненемецкого, нововерхненемецкого, включая ранненововерхненемецкий.
  • Общая характеристика периодов развития немецкого языка.
    Древневерхненемецкий период (VII-XI века). Формирование и консолидация немецкой народности в эпоху раннего феодализма. Размещение западногерманских племен в доисторический период на территории Европы. Образование первых феодальных государств и перестройка племенных языков в новых территориальных границах средневековых герцогств. Империя Карла Великого и ее распад. Древненемецкие диалекты. Различия между ними и черты общности, унаследованной и развивающейся. "Излучения" диалектов и их нивелировка. Классификация древних диалектов на основе II передвижения согласных и возможности ее критического осмысления. Проблема франкских диалектов. Причины появления письменности. Развитие письменности и проблема соотношения письменного языка и устных диалектов. Роль монастырей в создании первых письменных памятников (Сан-Галлен, Райхенау, Мурбах, Фрайзинг, Фульда и деятельность Рабана Мавра). Глоссарии - древнейшие памятники древненемецкой эпохи. Общий характер памятников (клерикальные, деловая проза, остатки древнего народного творчества). Важнейшие прозаические клерикальные памятники. Древневерхненемецкий Исидор, Тациан, переводческая деятельность Ноткера Немецкого, переводы аббата Виллирама фон Эберсберга. Оригинальные поэтические клерикальные памятники. "Муспилли", "Песня о Людвиге", "Евангельская гармония" Отфрида. Особенности древнегерманского аллитерационного стиха. Первое использование конечной рифмы Отфридом. "Страсбургские клятвы" и отрывки из "Салической правды" - важнейшие памятники деловой прозы. Остатки древнего народного творчества "Мерзебургские заклинания". "Песня о Хильдебранте" - единственный эпический памятник древневерхненемецкого периода. Древнесаксонская поэма "Хелианд" ("Спаситель"). Средневерхненемецкий период (ХП-ХШ века). Развитие диалектов в эпоху расцвета феодализма. Углубление диалектных границ в связи с процессом распада государства на мелкие феодальные владения и выравниванием диалектов внутри этих территорий. Восточная колонизация. Расцвет феодальной культуры. Проблема существования единого, стоящего над диалектами, литературного языка в этот период. Нововерхненемецкий период (XIV-XVII вв.). Образование нации и понятие национального языка. Особенности процесса образования национального языка в Германии в связи с замедленным темпом капиталистического развития, поздним сохранением феодальной раздробленности и отсутствием объединяющего в экономическом и политическом отношении центра страны. Первые шаги в деле национального и языкового объединения. Ранненововерхненемецкий период и проблема его датировки. Передовая роль восточнонемецких княжеств в экономической и политической жизни Германии и значение восточно-средненемецких диалектов в образовании немецкого национального языка. Тенденции к ареальному объединению в литературном языке. Смешанный диалектальный характер немецкого национального языка в отношении фонетики, лексики. Факторы, влияющие на становление нормы немецкого языка. Значение канцелярий в распространении складывавшихся норм немецкого национального языка. Роль письменной деловой речи в выработке и закреплении норм немецкого национального языка. Роль книгопечатания и языковая политика печатников. Публицистическая литература периода крестьянских войн и Реформации. Значение Лютера в формировании единой нормы литературного языка. Особенности языка городских и княжеских канцелярий. Первые грамматики немецкого языка. Деятельность языковых обществ. Роль грамматистов (Шоттель, Готшед, Аделунг и др.). Развитие грамматической мысли в Германии XVII -XVIII вв. Сдерживание в развитии национального языка в Германии XVII в. в связи с процессом рефеодализации и Тридцатилетней войной. Значение языковых обществ XVII в. Расцвет немецкой классической литературы и подъем немецкой науки в XVII в. Окончательное закрепление нормы немецкого национального языка в ее письменном форме. Становление немецкой орфографической нормы. Выработка единой произносительной нормы немецкого национального языка. Научное описание немецкого языка (деятельность младограмматиков; роль В. и Я. Гриммов). Национальный язык и диалекты в современных немецкоязычных странах.
  • Формирование словарного состава и словообразовательных моделей.
    Проблема устойчивости словаря. Особенности словарного состава древневерхненемецкого периода. "Слои" словарного состава, различающиеся по времени и их происхождение. Пути развития словарного состава. Словотворческая деятельность автора "Исидора", создание новой абстрактной терминологии Ноткером. Особенности словообразования в древневерхненемецкий период. Особенности словарного состава в средневерхненемецкий период. Отражение в языке новой социальной структуры общества: переосмысления, новообразования, заимствования. Пути развития словарного состава в данный период. Особенности лексики ранненововерхненемецкого периода. Обогащение лексики в связи с ростом промышленности и развитием буржуазных отношений в XIV-XVI вв. Характер лексики бюргерской литературы. Гуманизм и Реформация, развитие научной терминологии. Заимствования и пуристическая деятельность языковых обществ. Значение языка писателей и философов XVIII в. (Кант, Клопшток, Гердер, Гете, Шиллер и др.) для развития словарного состава немецкого языка. Обогащение словаря в XIX в. в связи с бурным развитием промышленности и науки. Языковой пуризм периода фашистской диктатуры; воскрешение древненемецких слов; отражение фашистской идеологии в лексике. Особенности развития и обогащения словарного состава в послевоенной Германии. Роль советизмов и американизмов. Тенденции развития словарного состава в современном немецком языке.
  • Формирование фонетического строя немецкого языка.
    Два вида фонетических изменений в истории языка: изменение состава фонем языка и изменения в фонетическом облике морфем и слов. Согласные в древневерхненемецком. Второе передвижение согласных и его проявления в различных диалектах. Явления, примыкающие ко второму передвижению согласных. Западногерманское удвоение согласных. Долгие согласные в древневерхненемецком. Отпадение h и w в начале слова, исчезновение j в середине слова. Гласные в древневерхненемецком. Особенности гласных древневерхненемецкого по сравнению с гласными германского языка-основы и их проявления в системе кратких гласных, долгих и дифтонгов. Преломление гласных в древневерхненемецком. Умлаут и его проявление в древненемецких диалектах. Аблаут и его история. Ряды аблаута, проблема их классификации. Чередование согласных по закону Вернера, сопровождающее чередование гласных по аблауту. Расширение состава фонем языка в средневерхненемецкий период. Изменения в фонемном составе слов. Развитие умлаута в средневерхненемецком. Редукция безударных гласных. Образование новонемецкой звуковой системы. Монофтонгизация и связанное с ней сокращение числа дифтонгов в языке. Расширение дифтонгов. Дифтонгизация, расширение перед носовыми и другие качественные изменения, приведшие к изменению фонемного состава языка. Перестройка дистрибуции кратких и долгих гласных. Проблема развития новых согласных фонем. Распространение sch, изменение произношения h, ассимиляция и другие фонетические явления в области консонантизма, приведшие к изменениям в фонемном составе слов.
  • Развитие морфологии немецкого языка.
    Специфика морфологических законов и их проявление в языке. Влияние фонетических изменений на морфологические. Законы аналогии. Имя существительное. Особенности развития имени существительного в древний период. Грамматические категории существительного и их разряды. Категории рода, числа, падежа. Категория соотнесенности. Типы склонения существительных. Понятие основы. Специфические черты склонения существительных. Диалектальные особенности окончаний в древневерхненемецком. Особенности развития имени существительного в средневерхненемецкий период. Перестройка системы склонения в связи с редукцией окончаний. Тенденция к унификации сильного и слабого типов склонения. Тенденция к четкому выражению множественного и единственного числа. Грамматикализация артикля и развитие категории соотнесенности. Развитие омонимии падежных форм в связи с редукцией безударных гласных и тенденцией к монофлексии. Особенности развития имени существительного в нововерхненемецкий период. Тенденции в развитии склонения в зависимости от рода. Установление трех типов склонения имени существительного. Размежевание категорий числа и падежа в системе имени существительного. Происхождение суффиксов множественного числа. Появление и распространение нового показателя множественного числа -s. Местоимение. Этимология местоимений. Архаичные черты их склонения. Морфологические типы склонения местоимений в древневерхненемецком. Изменения в склонении местоимений в средневерхненемецком. Тенденция к омонимии падежей у личных местоимений. Неразграничение рода во множественном числе. Развитие двусложных форм местоимений на месте односложных (потенцирование форм). Имя прилагательное. Особенности развития имени прилагательного. Этимологическая связь прилагательного и существительного. Именные и местоименные элементы в системе склонения прилагательных. Типы склонения прилагательных в древний период. Употребление сильной и слабой форм прилагательных. Образование степеней сравнения. Изменения в склонении прилагательных в средне- и нововерхненемецкий периоды. Диффренциация различных склонений прилагательного в связи с развитием монофлексии. Нормы употребления краткой формы прилагательного. Степени сравнения прилагательных. Умлаут как показатель степеней сравнения. Супплетивные формы сравнительной и превосходной степеней. Глагол. Грамматические категории глагола и их разряды. Категория времени в древневерхненемецком и ее связь с категорией вида. Развитие сложных временных форм. Категория наклонения. Именные формы глагола. Морфологические типы глаголов. Сильные глаголы и их классификация по рядам аблаута. Спряжение сильного глагола. Слабые глаголы и их классы. Спряжение слабых глаголов. Происхождение дентального суффикса -t. Глаголы с «обратным умлаутом» (Rückumlaut). Неправильности в слабом спряжении глагола. Претерито-презентные глаголы, их этимология и особенности спряжение. Неправильные глаголы. Атематические глаголы и их специфические черты. Развитие глагола в средневерхненемецкий период. Сохранение сложной системы флексий у сильного глагола. Увеличение группы сильных глаголов с умлаутом в презенсе индикатива. Перестройка системы слабых глаголов в сторону ее унификации. Сближение системы окончаний слабых и сильных глаголов. Рост числа глаголов с «обратным умлаутом». Грамматикализация умлаута при выражении наклонения. Приобретение умлаута претерито-презентными глаголами. Развитие сложных временных форм. Тенденции в развитии глагола в нововерхненемецком. Упрощение системы спряжения сильного глагола: выравнивание единственного и множественного числа претерита, унификация окончаний, сокращение «грамматического чередования», уменьшение и изменение роли преломления. Разрушение системы рядов аблаута у сильных глаголов. Упрощение спряжения слабого глагола, индуцирующее влияние этого типа. Выделение группы смешанных глаголов. Сокращение числа претерито-презентных глаголов. Выравнивание окончаний по индуцирующим типам. Противопоставление презентной и претеритальной основ. Объяснение неправильностей в спряжении глаголов gehen, stehen, tun, sein, werden и др. Дальнейшее развитие системы времен. Развитие футурума I и футурума II. Перестройка системы наклонений. Формы кондиционалиса. Развитие сложных форм наклонения.
  • Исторический синтаксис немецкого языка.
    Влияние латинских синтаксических структур на древневерхненемецкий. Средства связи в древневерхненемецком. Функции беспредложных падежей. Их развитие в другие периоды. Развитие группы существительного в немецком языке. Становление группы глагола. Дифференциация структур сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. Двусоставность предложения. Развитие отрицательных конструкций. Рамочная конструкция и установление фиксированного порядка слов в предложении.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Устное сообщение по материалам обсуждаемых работ и собственного исследования. Тема для проведения исследования выбирается из предложенного перечня. Возможно сформулировать тему самостоятельно, в рамках пройденного материала и по согласованию с преподавателем. Длительность 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Домашняя работа
    Выполняется письменно и состоит из небольших заданий, проверяющих усвоение материала семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Источники подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Экзамен (презентация)
    Экзамен проводится на русском языке и заключается в устной презентации итоговых работ (длительность 7-10 минут), которая включает перевод текстов различных эпох на современный немецкий и русский языки, а также фонетический и грамматический анализ языкового материала из текста. Источники подбираются студентом самостоятельно.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Доклад + 0.3 * Домашняя работа + 0.4 * Экзамен (презентация)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Deutsch im Sprachvergleich : grammatische Kontraste und Konvergenzen. (2012). Germany, Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9939DD50
  • Ernst, P. (2012). Deutsche Sprachgeschichte. [N.p.]: facultas. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1829548

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Яковлева, Э. (2012). История Нормализаторской Деятельности Немецких Фонетистов (Новый Орфоэпический Словарь Немецкого Языка: Авторы Э.М. Крех, Э. Шток, У. Хиршфельд, Л.К. Андерс, 2009). ВЕСТНИК САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, (3.2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14159767
  • Яковлюк Александр Николаевич, Катаева Светлана Владимировна, & Поляничко Мария Владимировна. (n.d.). Сравнительно-исторический метод исследования формирования национального немецкого языка в период XII-XVIII столетий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fsravnitelno-istoricheskiy-metod-issledovaniya-formirovaniya-natsionalnogo-nemetskogo-yazyka-v-period-xii-xviii-stoletiy