• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2017/2018

Академический русский язык

Статус: Дисциплины для иностранных студентов
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 12
Контактные часы: 288

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина создана для иностранных студентов НИУ ВШЭ, обучающийся по любым направлениям и владеющими русским языком на уровне B1, В1+. Она позволит сформировать у студентов языковой и речевой компетенции в объеме, обеспечивающем возможность осуществлять учебную деятельность на русском языке в рамках уровня B1+/В2
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студентов языковой и речевой компетенции в объеме, обеспечивающем возможность осуществлять учебную деятельность на русском языке в рамках уровня B1+/В2 (ТРКИ-1+/ТРКИ-2)
  • заложить основы для дальнейшей академической деятельности на русском языке
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Осваивают такие разделы грамматики, как: Грамматические структуры для квалификации и классификации предмета. Наименование предмета, явления, лица. Качественная характеристика предмета. Безличные конструкции. Выражение модальных значений и различных состояний человека. Активные и пассивные конструкции
  • Овладевают следующими умениями и навыками: Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Краткие формы страдательных причастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Замена придаточных предложений деепричастным оборотом
  • Овладевают следующими грамматическими темами: Выражение определительных отношений в простом и сложном предложении. Выражение изъяснительных отношений. Прямая и косвенная речь. Выражение целевых отношений в простом и сложном предложении. Выражение причинно- следственных отношений в простом и сложном предложении. Выражение условных отношений в простом и сложном предложении. Выражение уступительных отношений в простом и сложном предложении.
  • Владеет грамматическими темами: Числительные количественные, порядковые, собирательные. Склонение числительных. Может говорить на следующие темы: Проблемы мегаполиса. Миграция населения. Интеллектуальная миграция Проблемы демографии Проблемы глобализации. Движение антиглобалистов. Социальное неравенство: богатые и бедные. Средний класс. Проблемы безработицы. Проблемы образования. Наука и мораль. Кризис культуры в современном мире. Досуг граждан как показатель развития общества.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Особенности академической (письменной) речи на русском языке
  • Тема 2. Обороты и конструкции, характерные для русской письменной речи
  • Тема 3. Синтаксис академической речи
  • Тема 4. Формирование лексического запаса: термины, глагольные выражения, профессиональные особенности речи
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий экзамен 1
  • неблокирующий экзамен 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.125 * домашнее задание + 0.125 * контрольная работа + 0.125 * работа на семинарах + 0.1 * экзамен 1 + 0.4 * экзамен 2 + 0.125 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алефиренко, Н. Ф. (2012). Когнитивная лексикология русского языка: pro et contra. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.34ABF130
  • Лапшина, О. (2008). Стилистика русского языка как учебная дисциплина в неязыковом вузе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5D9D61E1
  • ТОНКОВА ЕЛЕНА ГЕОРГИЕВНА. (2014). О влиянии речевого субстандарта на современный русский литературный язык. Вестник Марийского Государственного Университета, (3 (15)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16057826
  • Щетинина, А. В., & Стурикова, М. В. (2018). Русский язык и культура речи: практический курс для подготовки к тестированию : учебное пособие. Russia, Europe: РГППУ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.647C76D8

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Krylova, L. (2013). Историческая стилистика русского языка как функциональная стилистика и стилистика ресурсов : (на примере анализа морфологических средств стилистического употребления в учительных произведениях XVI в.) ; Istoričeskaja stilistika russkogo jazyka kak funkcional’naja stilistika i stilistika resursov : (na primere analiza morfologičeskich sredstv stilističeskogo upotreblenija v učitel’nych proizvedenijach XVI v.) ; Historical stylistics of the Russian language : functional stylistics and stylistics of resources. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C430DBFF
  • Кульгавова, Л. (2010). Лексикология Английского Языка. Учебно-Практические Материалы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3FB04B94
  • Нарушевич, А. (2012). О Новой Электронной Образовательной Программе «Современный Русский Литературный Язык». Международный Научно-Исследовательский Журнал, (7–2 (7)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15754536
  • Русский язык и культура речи. (2017). Russia, Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.492640CC