• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2017/2018

Проблемы переходных обществ

Статус: Курс по выбору (Международные отношения)
Направление: 41.03.05. Международные отношения
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Дамье Вадим Валерьевич
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину "Проблемы переходных обществ", учебных ассистентов и студентов 2 курса направления подготовки 41.03.05 «Международные отношения», обучающихся по образовательной программе «Международные отношения». Изучение данной дисциплины связано со следующими дисциплинами: Политическая и экономическая история  Введение в мировую экономику и международные отношения  История международных отношений  Теория международных отношений  Конфликты в мировой политике  Международные экономические отношения  Постсоветское пространство: политико-экономические проблемы  Глобализация и международные экономические организации
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины "Проблемы переходных обществ" являются: формирование систематических представлений о сущности феномена переходного общества и основных его признаках, о его исторических типах, о социально-экономическом, политическом и социокультурном измерениях общественной модернизации и её региональных вариантах в эпоху глобализации, а также о специфике переходных обществ в странах, прежде находившихся под управлением компартий (в первую очередь, России).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иллюстрирует основные признаки и характерные черты общества "модерна" и направления переходов к нему в социальной, экономической, политической и социокультурной сферах
  • Отличает основные теории модернизации как инструмент анализа "переходных обществ"
  • Аргументирует роль войны в модернизационных процессах
  • Иллюстрирует основные социальные трансформации и модернизации 20 века
  • Иллюстрирует трудности модернизации на периферии мировой системы
  • Выявляет основные рецепты экономической модернизации на современном этапе
  • Оценивает влияние политической модели на модернизационные процессы
  • Описывает антимодернистские реакции и их политические последствия в переходных обществах
  • Разрабатывает общеструктурные, экономические, политические, социальные и культурные факторы как возможности и препятствия для модернизации старой России
  • Дает оценку преобразованиям в экономической, политической, социальной и культурной сферах и их социальным последствиям
  • Дает оценку перспективам российской модернизации на современном этапе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Происхождение, история и содержание понятий "переходное общество", "социальная трансформация" и модернизация
    Определение понятия "переходное общество". Возникновение понятия, его история. Основные признаки и характерные черты общества "модерна" и направления переходов к нему в социальной, экономической, политической и социокультурной сферах.
  • Теории модернизации как инструмент анализа "переходных обществ"
    Теории модернизации. Формирование представления о "модерне", его характерных признаках и переходе к нему. Теории модернизации 1950-х–1960- гг., их дефициты. Теории модернизации 1970-х–1980-х гг.: отказ от европоцентризма и жесткого универсализма. Консервативное и диберальное направления. Вопрос о возможности и сценариях "альтернативной модернизации". Новейший этап в развитии теорий модернизации после падения режимов компартий. Проблема соотношений "традиций" и "модерна". Внимание к социокультурным факторам. Понятия "конца истории", "догоняющей модернизации", "контрмодернизации". Дискуссии вокруг проблем модернизации и перехода к модерну: за и против. Издержки и "цена" модернизации. Позитивные и негативные оценки модернизации.
  • "Мир-системный" анализ социальных трансформаций
    Попытки преодолеть дефициты теорий модернизации. Понятия "центра", "полупериферии" и "периферии" мира. "Мир-системные" теории; их виды и особенности. Фактор противоборства государств и элит за положение в "мир-системе" как движущий фактор модернизации. Роль войны в модернизационных процессах. Возвышение в "мирсистеме" или выход из нее?
  • Социальные трансформации и модернизации 20 века
    Технологические изменения и их воздействие на общество и образ жизни. Фордизм / тейлоризм и постфордизм / тойотизм. Глобальная урбанизация и ее социальные последствия. От "классового общества" – к социальной атомизации. Проблема "догоняющего развития" и "форсированной модернизации". "Бегство от свободы", антимодерн и тоталитарные тенденции. Модернизация как "вестернизация".
  • Модели модернизации и социального перехода
    Модели перехода к модерну: Япония, "новые индустриальные страны", Китай. Трудности модернизации на периферии мировой системы. Модернизационные интересы элит. Общественные и политические движения как фактор модернизации и социального транзита.
  • Преобразование экономики в современных "переходных" обществах
    Смена парадигм в экономической модернизации. От импортозамещения и форсированной индустриализации к десарольизму и "открытию рынков". Влияние глобализации. Основные рецепты экономической модернизации на современном этапе. Приватизация и проблемы капиталовложений. Вопрос об "эффективном собственнике" и "эффективном менеджменте". Социальные последствия "рыночного перехода"
  • Переход к модели представительной демократии как фактор модернизации на современном этапе
    Утверждение моделей представительной демократии. Влияние политической модели на модернизационные процессы. Соотношение представительной демократии и традиционных институтов принятия общественных решений в переходных обществах. Границы внедрения "классической западной" модели демократии и проблемы, связанные с ее утверждением в переходных обществах.
  • Социокультурные и социально-психологические особенности переходных обществ
    Секуляризация культуры, материализм и продуктивизм как социокультурные и социопсихологические черты модерна. Соотношение политических действий "сверху" и общественной реакции "снизу" Утверждение ценностных ориентиров модерна. Сопротивление против модернизации. Антимодернистские реакции и их политические последствия в переходных обществах.
  • Проблемы модернизации в дореволюционной России
    Дореволюционная Россия как переходное общество? Общеструктурные, экономические, политические, социальные и культурные факторы как возможности и препятствия для модернизации старой России. Упущенный шанс или цивилизационный тупик? Какие социальнополитические силы могли возглавить российскую модернизацию и по какому пути они могли ее повести
  • Советское общество как переходное: специфика советской модели форсированной модернизации
    Модернизационные планы и амбиции советской правящей элиты. "Догоняющее развитие" по-советски. Преобразования в экономической, политической, социальной и культурной сфере и их социальные последствия. Цена советской модернизации. Создание индустриального общества в СССР и новые модернизационные рывки 1960-х гг. Противоречия советской модернизации и ее коллапс.
  • Современная Россия как переходное общество
    Падение режима КПСС. Постперестроечные преобразования в экономической, политической и социальной сферах, их социальное содержание и акторы. Социальные последствия реформ и реакция на них российского общества. Ценностные ориентиры сегодняшнего россиянина. Поиск легитимирующей идеологии элитами и зигзаги политического курса. Перспективы российской модернизации на современном этапе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Работа на семинарах + 0.7 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бегство от свободы; Человек для самого себя : пер. с англ., Фромм, Э., 2004
  • Кудинова, Г., & Розенберг, Г. (2012). Экологические Аспекты Модернизации По-Китайски И По-Нашему (Обзорный Доклад О Модернизации В Мире И Китае [2001-2010] / Под Ред. Хэ Ч. И Лапина Н.И. – М.: Весь Мир, 2011. – 256 С.). Самарская Лука: Проблемы Региональной и Глобальной Экологии, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15173784
  • Максименко, М. (2010). Понятие И Характеристика Переходного Периода В Обществе: Философское Осмысление. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7B4CFBC4
  • О демократии, Даль, Р., 2000
  • О разделении общественного труда, Дюркгейм, Э., 1996
  • Политология : учебник, Мельвиль, А. Ю., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Воробьева Елена Сергеевна. (n.d.). Россия и Япония: опыт культурной модернизации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2frossiya-i-yaponiya-opyt-kulturnoy-modernizatsii
  • ЗАВАЛЬКО Г.А. (2002). И. Валлерстайн. Анализ Мировых Систем И Ситуация В Современном Мире. Перевод С Английского. Под Общей Редакцией Б. Ю. Кагарлицкого. Спб., 2001. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.183E4EA8