• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2017/2018

Социальная история

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Лавринович Майя Борисовна, Польской Сергей Викторович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Социальная история» вводит студента в широкую проблематику развития человечества за последние пять столетий, и предоставляет ему возможность ретроспективно изучить и осмыслить процесс возникновения современного общества. На лекциях и семинарах будут обсуждаться основные подходы к изучению общества в исторической науке, рассматриваться тенденции развития различных социальных институтов и движений в Новое и Новейшее время, изучаться социальные структуры и иерархии, формализованные и неформальные социальные группы, фреймы и культурные практики. В результате освоения дисциплины студент сможет не только разбираться в истории становления современного человека и «общества модерна», но использовать в своих исследованиях первичные навыки сравнительно-исторического метода, историко-антропологического подхода, методов истории идей и понятий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - сформировать общие представления о предмете, задачах, методах социальной истории, ее основной проблематике, а также месте дисциплины в общей системе социально-гуманитарных наук.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основы фактического материала по социальной истории Нового и Новейшего времени
  • Уметь использовать данные о социальных аспектах истории при решении самостоятельно поставленных задач в исторических исследованиях
  • Владеть методами исследования социальной структуры и динамики в исторической ретроспективе
  • Знать основную проблематику исследований в области социальной истории
  • Уметь обобщать и формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, высказывать критические суждения, необходимые при работе со словесными продуктами интеллектуальной деятельности человека, прежде всего политическими текстами разного уровня
  • Владеть навыками использования сравнительно-исторического метода, историко-антропологических подходов, методов истории идей и понятий при работе с источниками по социальной истории
  • Владеть навыками использования сравнительно-исторического метода, историко-антропологических подходов, методов истории идей и понятий при работе с источниками по социальной истории.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение. Предмет и методы социальной истории
    Основные определения социальной истории. Социальная история в широком и узком смыслах слова. Традиции изучения социальных структур и социальных иерархий. Проблема реификации исследовательских категорий. Классические и новые источники по социальной истории.
  • Тема 2. «Старый порядок» в Европе и его падение
    Классы или сословия? Проблема конфессионализации. Новые формы социальной классификации Иерархии и виды социальных общностей: приход, сельская община, городской квартал. корпорация, коммуна, королевство. Линьяжи, кланы и семьи. Эволюция положения женщин. Маргинальные слои. «Великое закрытие» Мишеля Фуко – изобретение тюрем, работных домов, больниц для умалишенных Новые формы социальности: салоны, клубы, кофейни.Тайные общества: компаньонажи, масонские ложи, конгрегации. Образовательная революция. Социальный протест: протестующая толпа и организованная оппозиция.
  • Тема 3. Российское общество XVII–XVIII вв.
    Социальная структура российского общества XVII века. Местничество и государев двор. Боярские роды. Холопы, черные и белые слободы, стрельцы купеческие сотни. Патриаршество и раскол. Интеграция иноземцев в российское общество. Положение крестьян. Казаки. Население окраин. Инородцы. Изменения и преемственность в принципах организации общества после петровских преобразований. Табель о рангах. Формирование официальной сословной структуры российской империи. Крестьяне в XVIII веке. Перемены екатерининского времени.
  • Тема 4. «Долгий девятнадцатый век» в Европе и Америке
    Общества как главный объект исследования социальной истории. Движение населения в Центральной и Западной Европе в 1750–1920 гг. Эволюция типов семьи. Демографический переход, миграции, урбанизация. Изменение материальной среды обитания человека: городское жилье, транспорт, изменение ландшафта, появление массового производства и концентрированной продажи товаров повседневного спроса. Гражданское общество как социально-исторический феномен. Политические партии и неполитические ассоциации как формы добровольной организации людей по убеждениям и по интересам.
  • Тема 5. Социальные трансформации России (1800–1914)
    Классы, сословия и иные социальные категории в Российской империи. Динамика социальных изменений. Военная служба и российский социальный порядок. Разночинцы от социального разряда до интеллигенции. Концептуализация российской истории: проблема гражданского общества. Элиты и контрэлиты. Формы протеста: дискурсивный анализ. Конфессиональный состав российской империи. Еврейский вопрос. Женский вопрос и женское движение. Студенты. Рабочие и рабочий вопрос. Город и деревня в российской империи.
  • Тема 6. Мир в XX веке. Основные тенденции и итоги
    Массы. Война и общество. Проблема понятий «тоталитаризм», «авторитаризм», «демократия». Демографические сдвиги. Изменение социо-профессиональной структуры. Депопуляция деревни в Западной Европе. Образование. Студенческие революции. Социальная структура и ее изменение. Общество потребления. «Государство всеобщего благоденствия». Национализм и глобализм. Теория «глокальности». Постиндустриальное общество – революция участия.
  • Тема 7. Социальная история России в ХХ веке
    Демографическое развитие России (СССР) в XX веке. Социальная сторона гражданской войны. Социальная структура советского общества и ее изменения. Возможности социальной динамики в СССР. Номенклатура. Рабочий класс. Сельское население. Урбанизация и порождаемые ею проблемы. Интеллигенция в СССР. Споры о «Большом терроре». Коллективизация и голод. Армия в советском обществе. Социальная цена войны и ее влияние на социальные процессы. Повседневная жизнь в СССР. Национальный вопрос в СССР.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Письменная работа (реферат и аннотация)
  • неблокирующий Письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Активность на семинарах + 0.2 * Письменная работа (реферат и аннотация) + 0.4 * Письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Историческая социология : учеб. пособие / В.В. Афанасьев. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 181 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/772507
  • Миронов Б. Н. - ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 295с. - ISBN: 978-5-534-08315-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-sociologiya-rossii-v-2-ch-chast-1-437344
  • Миронов Б. Н. - ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 274с. - ISBN: 978-5-534-08317-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-sociologiya-rossii-v-2-ch-chast-2-437722

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Воображаемые сообщества : размышления об истоках и распространении национализма, Андерсон, Б., 2001