• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2017/2018

Психологический практикум

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент будет: Знать основные типы измерительных шкал и способы их построения, особенности основных видов психологической беседы. Уметь оценивать тип и качество измерения в исследованиях, планировать, проводить психологическую беседу. Иметь навыки (приобрести опыт) измерения свойств и состояний, характеристик психических процессов, ведения беседы, интерпретации данных полученных в ходе беседы. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Математические методы в психологии, Общая психология (введение), Философия (логика) Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: понятие психических процессов, свойств и состояний; знать определения ощущения, восприятия, порогов ощущения и восприятия, основные теории ощущения и восприятия; понятие измерения; основные математические способы анализа данных: меры средней тенденции, меры связи, меры различия; знать понятие переменной, понятие распределения случайной величины. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Общая психология (другие разделы), Психологический практикум: разделы «экспериментальная психология, психодиагностика. Курсовая и выпускная квалификационная работа
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины Психологический практикум является формирование основ профессионального опыта у студентов посредством осуществления ими особым образом организованной профессиональной деятельности. Тем самым формируется культура мышления профессионала, обладающего практическими навыками решения широкого круга задач.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Сравнивает типы измерительных шкал, ориентируется в основной терминологии измерений.
  • Знание процедуры метода констант, области использования метода, умение анализировать психометрическую кривую.
  • Знание процедуры метода констант.
  • Знание основных положений Теории обнаружения сигнала. Знание процедуры метода ДА-НЕТ и ее вариантов. Сравнение метода ДА-НЕТ с методом Констант. Анализ d и С.
  • Знать виды реакций, регистрируемых в хронометрических методах. Знать о балансе точности и скорости. Ориентироваться в выборе длительности предъявления стимулов и количестве проб для измерения. Применять метод вычитания для анализа данных. Знать метод анализа углов наклона функции ВР.
  • Освоение методов обработки протокола сравнительных суждений, построения частотной матрицы и матрицы z-оценок. Знакомство с алгоритмом обработки неполной матрицы. Сравнительный анализ шкалы порядка и шкалы интервалов, построенных студентами на одинаковом материале.
  • Знать виды беседы и отличительные особенности применения метода.
  • Умение выбрать тип интервью для ситуации консультирования
  • Умение выделять этапы психотерапевтической беседы
  • Знать особенности интервью при оценке персонала
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Специфика психологических измерений. Типы шкал.
    Понятие измерения. Четыре типа измерительных шкал: наименований, порядка, интервалов, отношений.
  • Пороговые психофизические методы.
    Метод констант. ( В данный класс входят методы, применяемые при измерении абсолютной и дифференциальной чувствительности, а также при локализации на психологической шкале точки субъективного равенства.).
  • Методы обнаружения сигнала.
    Метод ДА-НЕТ. (Исследование динамики чувствительности и критерия принятия решения в условиях неопределенности локализации целевого сигнала в поле зрения).
  • Методы умственной хронометрии.
    Виды задач: измерение времени реакции, задачи с подсказкой, метод краткого предъявления стимулов. . Методы анализа данных: метод вычитания, метод аддитивных факторов,
  • Методы ранжирования.
    Метод балльных оценок: графические, числовые шкалы. Основные проблемы при их использовании. Знакомство с законом сравнительных суждений Терстоуна. Освоение вычислительного алгоритма одного из вариантов закона Терстоуна для построения групповой шкалы.
  • Метод беседы в психологии
    Значение метода беседы. Метод беседы и проблема общения в психологии. Анализ ситуации проведения беседы. Основные типы бесед в исследовании личности. Структура беседы. Вербальное общение в процессе беседы. Невербальное общение в процессе беседы.
  • Беседа в психологическом консультировании. Метод интервью в исследовании личности.
    Цели и задачи психологического консультирования. Определение и построение эффективной модели консультативного процесса. Классификация видов психологического консультирования в зависимости от задач, числа клиентов, числа консультантов, решаемых проблем. Диагностическое интервью. Нарративное интервью. Степень структуризации интервью в зависимости от задач психолога.
  • Психотерапевтическая беседа.
    Особенности психотерапевтической беседы в зависимости от направления психотерапии. Этапы психотерапевтической беседы.
  • Интервью как метод оценки профессиональных компетенций
    Виды интервью в отборе и оценке персонала: структурированное интервью, автобиографическое интервью, интервью по компетенциям, панельное интервью. Ограничения метода интервью в оценке профессиональных компетенций. Сравнительный анализ результатов интервью и других методов оценки персонала.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание представляет собой письменный отчет с анализом результатов собственноручно проведенного измерения
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    В самостоятельную работу включается выполнение письменных отчетов по темам проведенных измерений и метода беседы.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Домашнее задание + 0.3 * Самостоятельная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Хрестоматия по курсу "Метод наблюдения и беседы в психологии" : учеб. пособие для вузов, , 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Общая психология. Т.2: Ощущение и восприятие, , 2007
  • Общая психология. Т.4: Внимание, , 2006