Бакалавриат
2017/2018
Психологический практикум
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Антонова Анна Валерьевна,
Вечерин Александр Викторович,
Стакина Юлия Михайловна,
Яголковский Сергей Ростиславович
Язык:
русский
Кредиты:
2
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
В результате освоения дисциплины студент будет: Знать основные типы измерительных шкал и способы их построения, особенности основных видов психологической беседы. Уметь оценивать тип и качество измерения в исследованиях, планировать, проводить психологическую беседу. Иметь навыки (приобрести опыт) измерения свойств и состояний, характеристик психических процессов, ведения беседы, интерпретации данных полученных в ходе беседы. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Математические методы в психологии, Общая психология (введение), Философия (логика) Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: понятие психических процессов, свойств и состояний; знать определения ощущения, восприятия, порогов ощущения и восприятия, основные теории ощущения и восприятия; понятие измерения; основные математические способы анализа данных: меры средней тенденции, меры связи, меры различия; знать понятие переменной, понятие распределения случайной величины. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Общая психология (другие разделы), Психологический практикум: разделы «экспериментальная психология, психодиагностика. Курсовая и выпускная квалификационная работа
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины Психологический практикум является формирование основ профессионального опыта у студентов посредством осуществления ими особым образом организованной профессиональной деятельности. Тем самым формируется культура мышления профессионала, обладающего практическими навыками решения широкого круга задач.
Планируемые результаты обучения
- Сравнивает типы измерительных шкал, ориентируется в основной терминологии измерений.
- Знание процедуры метода констант, области использования метода, умение анализировать психометрическую кривую.
- Знание процедуры метода констант.
- Знание основных положений Теории обнаружения сигнала. Знание процедуры метода ДА-НЕТ и ее вариантов. Сравнение метода ДА-НЕТ с методом Констант. Анализ d и С.
- Знать виды реакций, регистрируемых в хронометрических методах. Знать о балансе точности и скорости. Ориентироваться в выборе длительности предъявления стимулов и количестве проб для измерения. Применять метод вычитания для анализа данных. Знать метод анализа углов наклона функции ВР.
- Освоение методов обработки протокола сравнительных суждений, построения частотной матрицы и матрицы z-оценок. Знакомство с алгоритмом обработки неполной матрицы. Сравнительный анализ шкалы порядка и шкалы интервалов, построенных студентами на одинаковом материале.
- Знать виды беседы и отличительные особенности применения метода.
- Умение выбрать тип интервью для ситуации консультирования
- Умение выделять этапы психотерапевтической беседы
- Знать особенности интервью при оценке персонала
Содержание учебной дисциплины
- Специфика психологических измерений. Типы шкал.Понятие измерения. Четыре типа измерительных шкал: наименований, порядка, интервалов, отношений.
- Пороговые психофизические методы.Метод констант. ( В данный класс входят методы, применяемые при измерении абсолютной и дифференциальной чувствительности, а также при локализации на психологической шкале точки субъективного равенства.).
- Методы обнаружения сигнала.Метод ДА-НЕТ. (Исследование динамики чувствительности и критерия принятия решения в условиях неопределенности локализации целевого сигнала в поле зрения).
- Методы умственной хронометрии.Виды задач: измерение времени реакции, задачи с подсказкой, метод краткого предъявления стимулов. . Методы анализа данных: метод вычитания, метод аддитивных факторов,
- Методы ранжирования.Метод балльных оценок: графические, числовые шкалы. Основные проблемы при их использовании. Знакомство с законом сравнительных суждений Терстоуна. Освоение вычислительного алгоритма одного из вариантов закона Терстоуна для построения групповой шкалы.
- Метод беседы в психологииЗначение метода беседы. Метод беседы и проблема общения в психологии. Анализ ситуации проведения беседы. Основные типы бесед в исследовании личности. Структура беседы. Вербальное общение в процессе беседы. Невербальное общение в процессе беседы.
- Беседа в психологическом консультировании. Метод интервью в исследовании личности.Цели и задачи психологического консультирования. Определение и построение эффективной модели консультативного процесса. Классификация видов психологического консультирования в зависимости от задач, числа клиентов, числа консультантов, решаемых проблем. Диагностическое интервью. Нарративное интервью. Степень структуризации интервью в зависимости от задач психолога.
- Психотерапевтическая беседа.Особенности психотерапевтической беседы в зависимости от направления психотерапии. Этапы психотерапевтической беседы.
- Интервью как метод оценки профессиональных компетенцийВиды интервью в отборе и оценке персонала: структурированное интервью, автобиографическое интервью, интервью по компетенциям, панельное интервью. Ограничения метода интервью в оценке профессиональных компетенций. Сравнительный анализ результатов интервью и других методов оценки персонала.
Элементы контроля
- Домашнее заданиеДомашнее задание представляет собой письменный отчет с анализом результатов собственноручно проведенного измерения
- Самостоятельная работаВ самостоятельную работу включается выполнение письменных отчетов по темам проведенных измерений и метода беседы.
- Экзамен