Бакалавриат
2017/2018
Классические физические эксперименты
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный
Направление:
03.03.02. Физика
Кто читает:
Факультет физики
Где читается:
Факультет физики
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Глазков Василий Николаевич
Язык:
русский
Кредиты:
2
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Целью курса является обсуждение со студентами классических физических экспериментов, приведших к формированию современных представлений о природе. Примерами таких экспериментов являются опыты Кавендиша по измерению гравитационной постоянной, опыты Резерфорда, приведшие к открытию ядра атома, опыты по дифракции частиц, сверхтекучести и сверхпроводимости, опыты по обнаружению реликтового излучения, различных элементарных частиц, и, например, недавние опыты по обнаружению гравитационных волн. Знакомство с такими экспериментами в деталях является частью научной культуры, эти примеры показывают развитие науки, понимание того, на каких именно экспериментальных фактах основаны современные теории, позволяет избежать догматической схоластики при изучении астрофизики и ядерной физики. В то же время, в курсе общей физики невозможно по- дробно рассматривать такие эксперименты по организационным причинам. В данном курсе предлагается посвящать каждое занятие одному из таких экспериментов, набор рассматриваемых экспериментов может варьироваться от года к году. Курс предлагается сделать открытым для студентов всех курсов факультета и открытым для внешнего посещения. Большая часть докладов должна готовиться студентами в рабочих группах, что позволит разви- вать навыки работы с литературой и представления результатов. Итого, цели освоения дисциплины «Классические физические эксперименты»: -формирование у студентов знаний об организации и результатах физических экспериментов, оказавших большое влияние на развитие физики; -формирование навыков работы с литературой и подготовки докладов; -формирование общей научной культуры, формирование понимания связи между развитием науки и экспериментальными фактами, лежащими в основе этого развития
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов знаний об организации и результатах физических экспериментов, оказавших большое влияние на развитие физики;
- формирование общей научной культуры, формирование понимания связи между развитием науки и экспериментальными фактами, лежащими в основе этого развития;
- формирование навыков работы с литературой и подготовки докладов.
Планируемые результаты обучения
- способен самостоятельно воспроизвести постановку экспериментов, изучаемых в процессе освоения курса
- способен оценить влияние процессов на развитие общества и цивилизации
- способен самостоятельно написать воспроизвести теоретические концепции, требующие проверки в экспериментах
- способен применять полученные знания для выполнения совместных комплексных исследований (лабораторных работ), а также для анализа полученных результатов эксперимента
Содержание учебной дисциплины
- Рассмотрение различных классических физических экспериментовЗанятия проводятся в смешанном формате лекции-семинара, сочетающим выступление преподавателя и представление проектов студентов в рамках коллоквиума. Рассматриваемые в курсе классические эксперименты относятся к разным разделам физики и не требуют строгого порядка следования. 1. Опыты Кавендиша по измерению гравитационной постоянной 2. Опыты Дж.Дж.Томсона по обнаружению электрона 3. Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц и открытие ядра 4. Опыты Столетова, фон Ленарда и Милликена по фотоэффекту 5. Открытие сверхпроводимости 6. Опыты Ома 7. Обнаружение реликтового излучения 8. Опыты Эйнштейна-де Гааза по обнаружению «молекулярных токов» 9. Эксперимент Майкельсона-Морли 10. Измерение аномального магнитного момента электрона 11. Эффект Комптона 12. Опыт Паунда-Ребка 13. Обнаружение тёмной материи 14. Рентгеновское и характеристическое излучение 15. Опыты Герца по изучению свойств электромагнитных волн 16. Обнаружение элементарных частиц. 17. Обнаружение нейтрино, «проблема солнечных нейтрино» и нейтринные осциляции 18. Опыт Штерна-Герлаха 19. Опыты по дифракции частиц 20. Маятник Фуко
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.35 * Доклад + 0.15 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Greene, B. (2010). The Fabric of the Cosmos : Space, Time, and the Texture of Reality. New York: Vintage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=720123
- Лукаш В.Н., Михеева Е.В. - Физическая космология - Издательство "Физматлит" - 2012 - 404с. - ISBN: 978-5-9221-1161-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/5279
- Общий курс физики: Учебное пособие / Сивухин Д.В. - М.:ФИЗМАТЛИТ, 2008. - 784 с.: ISBN 978-5-9221-0645-0
- Общий курс физики: Учебное пособие для вузов: В 5 томах Том 1: Механика / Сивухин Д.В., - 6-е изд., стер. - М.:ФИЗМАТЛИТ, 2014. - 560 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9221-1512-4
- Общий курс физики: Учебное пособие для вузов: В 5 томах Том 2: Термодинамика и молекулярная физика / Сивухин Д.В., - 6-е изд., стер. - М.:ФИЗМАТЛИТ, 2014. - 544 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9221-1514-8
Рекомендуемая дополнительная литература
- Hawking, S. (1998). A Brief History of Time. New York: Bantam. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=746253