2017/2018
Концепции современного востоковедения
Статус:
Майнор
Кто читает:
Институт востоковедения и африканистики
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Преподаватели:
Алферова Наталья Васильевна,
Вуль Никита Александрович,
Григорьева Нина Валерьевна,
Зеленев Евгений Ильич,
Мамедшахов Рамазан Гамидович,
Образцов Алексей Васильевич,
Соболева Елена Дмитриевна,
Солощева Мария Алексеевна,
Степанова Анастасия Владимировна,
Французов Сергей Алексеевич
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс представляет собой обзор востоковедения как особой комплексной научной дисциплины. Выделяются основные этапы истории изучения стран Азии и Африки в России и за рубежом. Излагаются основные элементы современного востоковедного научного знания: изучение языков, литератур, в широком смысле культур, истории, антропологии, религии и т.д. Курс познакомит студентов с востоковедным подходом к исследованиям и наиболее известным востоковедными трудами, авторами, источниками и концепциями, например, такими как регион, колонизация, деколонизация, модернизация, нация и этническая группа.
Цель освоения дисциплины
- Изучение основ современной парадигмы востоковедного научного знания, включающей в себя такие принципы как преобладание истины факта над истиной мнения, принцип опоры на свидетельства языка и текста, преобладание фаллибилизма над верификационизмом и др.
- Системное ознакомление слушателей с базовыми понятиями основных направлений востоковедного научного знания: лингвовостоковедных и текстологических исследований, востоковедного обществознания и регионоведения, азиатских и африканских исследований в области истории, культурологии, политических исследований, международных отношений и т.д.
- Подготовка слушателей курса к восприятию более сложных по своей структуре курсов, сориентированных на изучение отдельных регионов, стран, аспектов культуры, в частности, локальных особенностей этнорелигиозного и этнопсихологического характера, особенностей генезиса общественной и философской мысли.
- Формирование знаний о востоковедении как области научного знания надотраслевого уровня и направлении образовательной деятельности «востоковедение и африканистика».
Планируемые результаты обучения
- Студент анализирует и критически использует и источники, специфические для востоковедения. Самостоятельно находит дополнительную литературу в библиотеках. Умеет правильно составлять ссылки на использованную литературу.
- Студент владеет навыками поиска и отбора информации по темам курса, может дать грамотную оценку этим материалам.
- Студент демонстрирует знания о разных направлениях исследований в рамках востоковедения, полученные на лекционных и семинарских занятиях; способен самостоятельно находить, отбирать и анализировать научную литературу по теме.
- Студент знает этапы формирование основных центров мировых культур, знаком с периодизацией истории культур и искусств народов Азии и Африки.
- Студент критически анализирует на основе источников ход исторических процессов в Азии и на Ближнем Востоке, устанавливает связь между причинами и следствиями исторических явлений.
- Студент на основе источников способен объяснить причины развития тех или иных исторических и социально-политических процессов, происходивших и происходящих в странах Азиатского региона.
- Студент понимает, какие научные задачи решает современное востоковедение.
- Студент участвует в коллективном обсуждении и анализе проблем востоковедения. Демонстрирует навыки публичной речи.
- Студент, применяя знания, полученные в ходе учебного процесса, принимает во внимание особенности менталитета представителей стран Азии, обусловленных историческим прошлым.
Содержание учебной дисциплины
- Востоковедение как комплексная научная дисциплинаЛекция 1: Современная парадигма востоковедного научного знания. Междисциплинарность как форма перехода от отраслевого к надотраслевому знанию. Примеры надотраслевых наук, базовые признаки надотраслевого научного знания. Востоковедение как надотраслевая научная дисциплина. Место востоковедения по отношению к гуманитарным и общественным наукам. Роль востоковедного образования в контексте обострения противоречий между различными «культурно-историческими ареалами» и глобализацией локальных конфликтов. «Востоковедение и африканистика» - направление образовательной деятельности в РФ. Понятие «историко-культурный ареал» и его применение в востоковедных исследованиях. Понятия «востоковедение», «ориентализм», «африканистика», «азиатские и африканские исследования» (Asian and African studies) как важные аспекты понимания современного состояния изучения Азии и Африки. «Поликультуральность» - базовый принцип современного востоковедного образования. Бинарная оппозиция «модернизм-традиционализм» в контексте теории ценностей. Значение «иерархии традиционных ценностей» в организации восточных обществ. Феномен «вестернизации». Классическое и прикладное востоковедение: генезис и современное состояние. Парадигма востоковедного научного знания. Языкознание и текстология как важнейшие компоненты современного востоковедного образования.
- Востоковедение как комплексная научная дисциплинаЛекция 2: Геокультурный аспект востоковедной парадигмы научного знания. Дихотомия «Восток-Запад» и ее интерпретации. Востоковедная парадигма научного знания: генезис и современное состояние. Востоковедение как комплексная наука – амальгама отраслевых наук. Пространственный фактор в современных востоковедных исследованиях. Сближение научной парадигмы востоковедного знания с макросоциальными исследованиями. Мир-системый анализ и его эволюция. Понятие «геокультура» в трактовке Иммануила Валлерстайна. Значение и смысловое содержание «гео» в контексте геокультурного метода в востоковедении. Соотношение геокультуры и геополитики в рамках научной парадигмы современного востоковедного знания и вне его. Культура, геокультура, цивилизация, империя как объекты комбинаторного анализа. Теория геокультурного поля. Понятие геокультурного кода и ансамбля геокультурных кодов: выявление ментатипичного и архетипичного в восточных культурах. Геокультурные образы, концептуальные универсалии, кодовые понятия, ключевые слова в контексте основных культурно-религиозных систем народов Азии и Африки. Конвергентный и дивергентный векторы культурогенеза народов Азии и Африки. Тезаурус ключевых слов и концептуальных универсалий «семантического метаязыка» как метод востоковедного исследования. Гуманитарный научный образ мира – содержание понятия и его применение в востоковедных исследованиях.
- Востоковедение как комплексная научная дисциплинаСеминар 1. Востоковедное как комплексная дисциплина Вопросы для обсуждения: 1. Востоковедение в ряду других наук.
- Аспект языкознания в современном востоковеденииЛекция: Современные направления в востоковедном языкознании Традиционное филологическое востоковедение (особое отношение к изучаемой культуре и языку). Национальные филологические традиции и их разновидности. Текстология, папирология. Сравнительно-историческое языкознание и его ответвления. Функционализм. Краткая характеристика, анализ его влияния на изучение языков Азии и Африки. Структурализм (европейский, американский). Основные достижения востоковедного языкознания. Генеративная лингвистика. Краткая характеристика, основные принципы, приоритетные направления исследований. Основные достижения. Постструктурализм. Основные принципы и направления. Сравнительно-исторические и генетические исследования. Лингвистическая типология. Компьютерная лингвистика. Корпусная лингвистика.
- Аспект языкознания в современном востоковеденииСеминар 1. Востоковедное языкознание Вопросы для обсуждения: 1. Различия между национальными филологическими традициями восточных культур и сравнительно-историческим языкознанием. 2. Основные достижения структуралистских подходов в изучении языков Азии и Африки.
- Аспект языкознания в современном востоковеденииСеминар 2. Востоковедное языкознание-2 Вопросы для обсуждения: 1. Типологические исследования в языках Азии и Африки. 2. Информационные и экспериментальные исследования в восточном языкознании. Смежные дисциплины и потребители.
- Антропологические востоковедные исследованияЛекция: Антропология и востоковедение Антропология как научная дисциплина, ее предмет, методы и связи с другими научными дисциплинами. Традиционные общества и культуры, локализованные вне Европы и Северной Америки (за исключением американских индейцев), – основные объекты исследования европейских и американских ученых на этапе зарождения антропологии как науки. Интерпретация полевых исследований этих культур как основа для формирования школ и методов в истории антропологии (эволюционизм, мифологическая школа, функционализм, диффузионизм и теория культурных кругов, культурный релятивизм, этнопсихологическая школа, структурализм). Основополагающие работы, появившиеся на материале изучения культур народов Востока, и их создатели. Современные тенденции антропологических исследований культур Азии и Африки (исследования религии, этничности и национализма, малых социальных групп, детства, гендерной проблематики, сексуальности, городских пространств, современных коммуникационных технологий и др.).
- Религиоведение в системе востоковедного знанияЛекция 1. Религиоведческий аспект современного востоковедения -1.
- Религиоведение в системе востоковедного знанияЛекция 2. Религиоведческий аспект современного востоковедения -2. Проблема происхождения религии. Естественные религии. Религии откровения (этические) и понятие «осевого времени». Авраамические религии. Монотеизм – закономерный этап в религиозной истории человечества или региональная особенность? Миссионерство и религиоведение Востока. Современное исламоведение, его актуальность. Конфуцианство как основа дальневосточной цивилизации, его сущностные отличия от авраамических религий.
- Религиоведение в системе востоковедного знанияСеминар 1. Источники по истории религий Востока Вопросы для обсуждения: 1. Христианство на Ближнем Востоке в узком и широком смысле. Гностицизм и манихейство как формы нецерковного христианства: подтверждение этого тезиса материалом источников. 2. Коран как основной источник по изучению ислама: проблемы интерпретации. Реконструкиция истории ислама через призму арабо-мусульманской традиции.
- Религиоведение в системе востоковедного знанияСеминар 2. Изучение религий Востока отечественными востоковедами Вопросы для обсуждения: 1. История исламоведения в нашей стране как отражение противостояния беспристрастных адептов чистой науки и ангажированных идеологов (миссионеров и пропагандистов «научного» атеизма). 2. Актуальность конфуцианства: атаки на Конфуция в XX в. (от Мао Цзе-дуна до «ревнителей марксистско-ленинского благочестия» в советской науке). Чем же он им мешал?
- Роль и место источниковедения в востоковедном научном знанииЛекция: Основные направления востоковедного источниковедения на примере ближне- и средневосточных исследований Основные источники изучения истории стран Востока: письменные (эпиграфические, нарративные), археологические, этнографические. Вспомогательные исторические дисциплины в востоковедении (эпиграфика, сфрагистика, дипломатика и пр.). Решающая роль письменных источников в изучении истории Ближнего и Среднего Востока. Особенности мусульманской традиционной историографии: опора на иснады (в ранний период), непрерывность летописания, появление региональных и национальных особенностей в позднесредневековый период. Ближне- и средневосточные рукописи как исторические источники: единство формы и содержания. Местная пресса как уникальный по истории Османской империи на рубеже средневековья и нового времени. Поддельные исторические источники и их выявление.
- Классическое востоковедение в России (в дореволюционный период и в советский и постсоветский периоды)Лекция: Попытки создать востоковедение в России в XVIII в.: причины неудач. С.С. Уваров и его детище – Азиатский музей. Вклад «русских немцев» в развитие отечественного востоковедения. Факультет восточных языков от возникновение до наших дней. Академическое и университетское российское востоковедение в Санкт-Петербурге – Петрограде – Ленинграде и за его пределами. Миссионерское востоковедение в царской России. Советский период в истории отечественного востоковедения: достижение и утраты. Противостояние советской идеологии и академической науки. «У развалин»: постсоветское востоковедение: есть ли перспективы.
- Литературоведческий аспект востоковеденияЛекция: Литературоведческий аспект востоковедения Понятие «литература». Различные критерии литературности/художественности и их критика. Понятие «литературоведение» и его составляющие: теория литературы, история литературы и литературная критика. Две модели теории литературы: поэтика и герменевтика. Основные исторические типы художественного творчества: эпоха синкретизма/неразличения, риторическая эпоха, индивидуально-творческая эпоха. Восточная словесность/литература. Два подхода к изучению восточных литератур: «экзотизм» и «унификаторство». Понятие «зональных литературных общностей». Зональные литературные общности на Востоке: арабо-исламская, китайско-дальневосточная, индийско-юго-восточная. Восточные литературы в условиях глобализации.
- Культура и искусство азиатско-африканского ареалаЛекция 1. Искусство в зеркале востоковедения. Формирование основных центров мировых культур. Исторические и географические особенности развития истории искусств древних культур. Виды и жанры изобразительного искусства. Понятия "эпоха" и "стиль". "Образ мира" в искусстве народов Востока. Культовое зодчество в искусстве стран Востока: эволюция храмового сознания. Светское искусство в Средние века и в искусстве Нового времени в азиатско-африканском ареале. История изучения истории искусств и культур стран Востока: ученые и археологи XVIII-XIX веков. Восточные коллекции памятников искусства и их исследования в конце XIX -начале ХХ века. Атрибуция и знаточество в изучении памятников Востока в начале ХХ века. Вопросы периодизации истории искусств: особенности периодизации европейской истории искусств и периодизации искусств народов Востока.
- Культура и искусство азиатско-африканского ареалаЛекция 2. Исторические и теоретические проблемы изучения искусства азиатско-африканского ареала. Основные проблемы изучения искусства стран Востока. Художественные традиции и художественные формы в истории искусств. Особенности эстетических представлений и художественных достижений культур Востока. Традиционные, объединяющие и своеобразные черты, присущие искусству Востока. Канон в искусстве стран Востока. Современная методология истории искусства и этапы изучения произведения изобразительного искусства азиатско-африканского ареала. Восточные общества: художник и рецепция искусства в нем. Развитие искусства и культур Востока и Западав Новое и Новейшее время: взаимные влияния. Визуальная культура и восприятие в современном мире.
- Культура и искусство азиатско-африканского ареалаСеминар 1. Проблемы формы и визуальности в истории искусств стран Ближнего Востока. Вопросы для обсуждения: 1. Особенности изучения памятников искусства стран Ближнего Востока.
- Культура и искусство азиатско-африканского ареалаСеминар 2. Проблемы формы и визуальности в истории искусств стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Вопросы для обсуждения: 1. Канон в искусстве стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.
- Культура и искусство азиатско-африканского ареалаСеминар 3. История искусств стран Востока XVIII-XX вв. Вопросы для обсуждения: 1. Влияние искусства Востока на западноевропейское искусство. 2. Проблемы современного искусства стран Востока.
- Исторические исследования в востоковедении на примере Восточной АзииЛекция 1. Страны Восточной Азии в мировой истории. О понятии «история». О роли Восточной Азии в мировой истории. Историописание в Восточной Азии. Исторический источник как базовая категория исторической науки. Источники, первоисточники и их соотнесение. Виды исторических источников. Историография. Историческая методология. Становление и развитие методологии исторической науки, и ее роль в изучении истории стран Восточной Азии. Принцип историцизма как главный методологический принцип исторической науки. Виды вспомогательных исторических дисциплин и их роль в изучении истории стран Восточной Азии. Идея безальтернативности исторического пути развития и формационный подход. Цивилизационный подход. Новейшие тенденции в изучении истории стран Восточной Азии.
- Исторические исследования в востоковедении на примере Восточной АзииЛекция 2. Исследования истории Китая Об изучении китайской истории. Зарождение синологии. Сведения о Китае из древнеримских источников. Зарождение синологии. Миссионеры и купцы – как первые источники развернутых сведений об истории Китая. Ранняя европейская синология и ее развитие. Синология в XIX веке. Становление российской синологии. Формирование и развитие в России центров по изучению истории Китая. Изучение истории Китая в советское время и проблема объективности. Изучение истории Китая на современном этапе в России и за рубежом.
- Исторические исследования в востоковедении на примере Восточной АзииЛекция 3. Специфика изучения истории Китая Непрерывность исторического развития Китая. Появление концепции «Небесного мандата» и ее суть. Мифологизация истории. Династические циклы в истории Китая. Династическое государство и его институты. Монархия как единственная форма правления. Основные субъекты историко-политического процесса в Китае. Некоторые особенности династических государств. Политическая борьба и ее описание в источниках. Типология династических кризисов. Взаимосвязь исторических процессов в Китае и географических особенностей страны.
- Исторические исследования в востоковедении на примере Восточной АзииЛекция 4. Исследования истории Кореи и Японии Особенности изучения истории Японии и Кореи. Изучение истории Кореи и Японии в России. Археологические изыскания и проблемы соотнесения европейских хронологических рамок с историческими процессами, проистекавшими в Корее и Японии. Вопросы периодизации. Явление «удлинения» истории в Корее. Формально-хронологический подход к периодизации истории Кореи. Периодизация истории Японии. Особенности исторического развития Японии и Кореи.
- Исторические исследования в востоковедении на примере Восточной АзииСеминар 1. Специфика изучения истории Китая Вопросы для обсуждения: 1. Субъекты и объекты историко-политических процессов в Китае
- Исторические исследования в востоковедении на примере Восточной АзииСеминар 2. Исторические процессы в Китае и их взаимосвязь с культурной парадигмой Вопросы для обсуждения: 1. Влияние культурных кодов на исторический процесс в Китае
- Прикладное востоковедениеЛекция. Прикладное востоковедение в России. Характеристика прикладного востоковедения. Прикладное востоковедение и внешнеполитическая служба. Первые дипломатические контакты с Востоком. Прикладное востоковедение на службе Коллегии иностранных дел. История департамента азиатских дел. Прикладное востоковедение в истории военной службы. Первые шаги русского военного востоковедения. Прикладное востоковедение в истории миссионерской службы. Русская православная миссия в странах Дальнего Востока. Прикладное востоковедение в СССР. Прикладное востоковедение сегодня. Перспективы прикладного востоковедения в России.
- Политические науки в современном востоковеденииЛекция: Роль и место политических наук в современном востоковедении Развитие политологических исследований в рамках востоковедения, разница в подходах к исследованию политических процессов в странах Азии и Африки профессиональных политологов и востоковедов-политологов. Особенности изучения политических систем стран Азии и Африки: методологические подходы, теоретическая и концептуальная основы. Рассмотрение наиболее значимых концепций, применяемых по отношению к политическим процессам стран Восточной и Юго-Восточной Азии: азиатские ценности, восточноазиатская модель развития (East Asian developmental state), Пекинский консенсус, азиатский регионализм.
- Отрасли востоковедного знанияЛекция 1: Тюркология как отрасль востоковедения Этногенез турок и эволюции тюркских языков. Современные подходы к определению генетического родства различных этнических сообществ через установление генетического родства языков. Языковое родство, обусловленное происхождением языков от одного общего языка-предка или праязыка. Языки как результат различных путей эволюции одного праязыка, понятие «родственные языки» и характерные для них регулярные соответствия на различных уровнях, объясняемые общностью происхождения, а не случайным совпадением или заимствованием. Сравнительно-исторический метод (гло́ттохроноло́гии (от др.-греч. γλῶττα «язык», χρóνος «время» и λόγος «слово», «учение»), основанный на гипотезе, что скорость изменения базового словаря языка остается примерно одинаковой (с поправкой Старостина - 5-6 «родных» замен за тысячелетие). Эта гипотеза была предложена Моррисом Сводешом (1909 – 1967), как лингвистическая аналогия с радиоуглеродным методом измерения возраста органических веществ. Этим методом определяется период времени, за который два или более языка разошлись от общего праязыка, путем подсчёта количества заменённых слов в каждом языке. Затем вычисляется приблизительное время появления этих языков. Глоттохронология основана на гипотезе, согласно которой в каждом языке особой стабильностью и устойчивостью к изменениям во времени обладает некоторое количество одинаковых для всех языков понятий, т.н. «ядерной лексике». Использувание списка Сводеша для «ядерной лексики»: 200-словный, 100-словный и 30-словный.
- Отрасли востоковедного знанияЛекция 2: Регион Юго-Восточной Азии как объект востоковедного изучения Представление о Юго-Восточной Азии (ЮВА) как об историко-культурном регионе, сложившееся после Второй мировой войны. Выявление признаков древней культурной общности народов, традиционных региональных связей, схожих путей исторического развития народов ЮВА в период позднего средневековья и нового времени,. Перспективы региональной интеграции ЮВА в новейшее время. Геополитическая и геокультурная структура региона, основные географические и культурные зоны, характеристика современного состояния стран региона, тенденций их экономического и политического развития.
- Отрасли востоковедного знанияЛекция 3: Тибетология как отрасль востоковедения Возникновение и становление тибетологии как науки. Первые контакты западных ученых с Тибетом. Католические миссионеры в Тибете: описания Тибета Ипполито Дезидери, Горацио делла Пенна. Миссия Джона Богля. Путешествие Чома де Кереши. Современная тибетология: проблемы и достижения. Роль особого географического положения в развитии Тибета. Понятие «зомия». Уникальность изучаемого региона: тибетское представление о мироустройстве, различия понятийного аппарата тибетцев и зарубежных исследователей. Система отношений «лама – милостынедатель» в истории Тибета. Проблемы применения к изучению восточных культур подходов, основанных на европейских представлениях о мироустройстве и принципах отношений с соседями. Трактовки итогов визита Далай-ламы Пятого в Тибет. Дискуссии о независимости Тибета: исторический фон и предпосылки конфликта, деятельность «Правительства в изгнании».
Элементы контроля
- Домашнее заданиеПосле завершения лекционного курса студенты должны выполнить домашнее задание – пройти тест с вариантами ответа в системе ЛМС на знание ключевых понятий и концепций курса.
- ДокладПроблематика тем докладов требует аналитического подхода. Доклад готовится по двум и более источникам и представляет собой самостоятельную, специально подготовленную по тематике курса работу, имеющую проблемный характер. Доклад на семинаре сопровождается мультимедийной презентацией. В презентации должны быть специально отмечены случаи цитирования, названы источники цитирования, изложение должно быть последовательным и связным, правильно передавать содержание источника; использованная литература должна быть репрезентативной (иметь научный характер). Оценка снижается за непоследовательность и бессвязность изложения, отсутствие четко поставленных проблем и отчетливо сформулированных выводов, несоблюдение 15-минутного регламента. Студенты записываются на доклады на определенные даты проведения семинара, и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара, на котором студент должен представить доклад, по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля.
- ЭкзаменПисьменный экзамен – 60 минут. Задание, предлагаемое на экзамене, состоит из одного вопроса из соответствующего перечня в программе. Оценка снижается за искажение фактов, неполное раскрытие темы вопроса, бессистемное изложение, некорректные формулировки, неверные ответы на вопросы, неправильное раскрытие содержания предложенных терминов и названий.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.25 * Доклад + 0.25 * Домашнее задание + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Зеленев, Е.И. Постижение Образа мира : монография / Е. И. Зеленев. — Санкт-Петербург : КАРО, 2012 .- 336 с. - ISBN 978-5-9925-0773-7. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049010
- Концепции современного востоковедения : монография / Е. И. Зеленев, В. Б. Касевич. — Санкт-Петербург : КАРО, 2013. — 464 с. - ISBN 978-5-9925-0864-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049002
- Мелкумян Е. С. - ИСТОРИЯ АРАБСКИХ СТРАН. ГОСУДАРСТВА ЗАЛИВА В ХХ — НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 240с. - ISBN: 978-5-534-06941-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-arabskih-stran-gosudarstva-zaliva-v-hh-nachale-hhi-veka-441928
Рекомендуемая дополнительная литература
- С блокнотом по Корее: записки востоковеда / Курбанов С.О., - 2-е изд. - СПб:СПбГУ, 2017. - 480 с.: ISBN 978-5-288-05744-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/999732