• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2017/2018

Научно-исследовательский семинар "Грамматика русских городских диалектов"

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Баранова Влада Вячеславовна, Холодилова Мария Александровна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения данной дисциплины научно-исследовательского семинара "Грамматика русских городских диалектов" у студентов формируется представление о языках России, лексических и фонетических особенностях городских региональных вариантов русского языка.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработка у студентов компетенций и профессиональных навыков самостоятельной исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент способен воспроизвести принципы диалектного членения.
  • Студент знаком с теоретическими понятиями социолингвистики.
  • Студент умеет пользоваться известными корпусными ресурсами для исследовательских целей.
  • Студент анализирует типы языковых контактов, различает пиджины и креолы, умеет интерпретировать смешанные языки, выявляет заимствования.
  • Студент выделяет основные языковые семьи в РФ, различает типологические особенности языков России.
  • Студент проводит исследование грамматических диалектных черт русского языка на основе ГИКРЯ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Русская диалектология
    Принципы диалектного членения, диалектные карты, изоглоссы. Диалекты русского языка.
  • Социолингвистика
    Социальная вариативность: основные переменные (язык, пол, возраст, образование). Социальная вариативность в соотношении с региональной. Использование диалекта/регионального варианта произношения для демонстрации солидарности (Белфастский проект Л.Милрой и Дж. Милрой)
  • Корпусная лингвистика: введение
    Принципы составления запросов в корпусе ГИКРЯ. Язык запросов CQL. Корпусная диалектология.
  • Контактная лингвистика
    Типы языковых контактов. Пиджины и креолы. Смешанные языки. Заимствования. Заимствования разных частей речи. Грамматическая интерференция. Возникновение новых моделей.
  • Языки России
    Основные языковые семьи в РФ. Типологические особенности языков России. (Макро)ареальные черты (Дагестан, Сибирь).
  • Лексические и фонетические особенности городских региональных вариантов русского языка
    Анализ проекта «Языки русских городов». Публикации по материалам корпуса ГИКРЯ.
  • Грамматические особенности региональных вариантов русского языка
    Описания разновидностей русского языка, корпусы региональных вариантов русского языка. Исследование грамматических диалектных черт русского языка на основе ГИКРЯ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Устное сообщение по материалам обсуждаемых работ и собственного исследования. Тема для проведения исследования выбирается из предложенного перечня. Возможно сформулировать тему самостоятельно, в рамках пройденного материала и по согласованию с преподавателем. Длительность 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится на русском языке и заключается в устном представлении результатов индивидуального исследования в виде постерного доклада, подготовленного на одну из предложенных тем. Длительность – 10-12 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.35 * Доклад + 0.35 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Baker, P. (2010). Sociolinguistics and Corpus Linguistics. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=324962
  • Matras, Y. (2009). Language Contact. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=304836

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Tagliamonte, S. (2006). Analysing Sociolinguistic Variation. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=304482
  • Ягунова, Е., Пивоварова, Л., & Савина, А. (2014). Особенности Однословной Терминологии Междисциплинарной Предметной Области «Интеллектуальные Технологии И Компьютерная Лингвистика». Новые Информационные Технологии в Автоматизированных Системах, (17). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15773237