Бакалавриат
2017/2018
Психология
Статус:
Курс обязательный
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Бондарко Николай Александрович,
Ермакова Лия Леонидовна,
Калугин Дмитрий Яковлевич,
Каплун Виктор Львович,
Костин Андрей Александрович,
Родин (Маслов) Борис Павлович,
Савицкий Станислав Анатольевич,
Светликова Илона Юрьевна,
Токарев Дмитрий Викторович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина "Психология" знакомит студентов филологов с историей влияния представлений о душе на европейскую культуру, с основными этапами становления психологии и подходов к изучению психологии творчества в зарубежной и русской литературе.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов представления о предмете психологии, ее методе и месте в системе наук, об эволюции психики, а также базовых знаний о психологических феноменах.
Планируемые результаты обучения
- Имеет полное представление о подходах к психологии в Европе раннего Нового Времени.
- Имеет представление о психоанализе, новаторстве Фрейда и его вкладе в интерпретацию произведений литературы и искусства.
- Владеет комплексным видением развития психологии в СССР 1920-х гг., а также мировой психологической традиции данной эпохи, понимает вклад в психологию Л. С. Выготского Г. Г. Шпета.
- Знает понятия "коллективный травмирующий опыт", "психология травмы", "исследования коллективной памяти", а также их политические приложения.
Содержание учебной дисциплины
- Психология в кругу наук о человеке и естественных наук.Психология в кругу наук о человеке и естественных наук. Термин и предмет изучения. Научность и доказательность. «О душе» Аристотель; мысли о душе, теле, мысли, памяти и эмоциях в античности и Средние века. Нормативность и патология душевного опыта; меланхолия и экстаз. Европейская и азиатские (пред)психологические традиции. Подходы к психологии в Европе раннего нового времени. Эксперимент и метафорический инструментарий. Медицина, тело, управление и душа. «Глубинная» и экспериментальная психология
- Рационализм и психология.Рационализм и психология. Соотношение души и тела у Декарта. Появление «реактивной психологии». Психологические интуиции XIX век. Фрейд и открытие психоанализа. Психоанализ и литература. Открытие бессознательного и формирование новых принципов герменевтики. Новаторство Фрейда и его вклад в интерпретацию произведений литературы и искусства. Интерпретация трагедии Софокла «Царь Эдип» в психоаналитическом духе. Влияние концепций Зигмунда Фрейда на литературу и искусство. Ревизия фрейдовского психоанализа Жаком Лаканом. Психоаналитические интерпретации литературных текстов. Что такое человеческие эмоции?
- Эксперимент, медицина, естественнонаучный подход к психике и редукционизм.Эксперимент, медицина, естественнонаучный подход к психике и редукционизм. Физиология и психология. Г. Гельмгольц, И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов. Психология в СССР 1920-х гг. и мировая психологическая традиция. Л. С. Выготский, Г. Г. Шпет. Структурная психология. Мышление и сознание; интроспекция; гештальтпсихология. В. Вундт, Э. Титченер; Вюрцбургская школа. Бихевиоризм. Рефлексы, среда, стимулы. Дж. Б. Уотсон, Б. Ф. Скиннер. Радикальный бихевиоризм, прикладной анализ поведения. Психология обучения. К. Халл и Э. Толмен. Эйдетика и фотографическая память; Марбургская школа и психология расы. Прикладная психология Г. Мюнстерберга и В. Штерна.
- Психология как инструмент, товар и культурный феномен.Психология как инструмент, товар и культурный феномен. Психоанализ, эгопсихология и поп-психология. Гипноз, психоаналитическое кресло, тест IQ, анонимные группы, НЛП и др. феномены на и за границей парапсихологии. Кросс-культурная психология и здравый смысл. Психология потребления, риторика и психологические аспекты управления. Коллективный травмирующий опыт, психология травмы, исследования коллективной памяти и их политические приложения.
Элементы контроля
- Работа на семинарахАудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
- Контрольная работаВыполняется письменно в аудитории. На написание контрольной работы отводится 45 минут. Не разрешается пользоваться никакими источниками.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в аудитории письменно по билетам. Студенту требуется развернуто ответить на 2 вопроса (в билете). Вопросы составлены на основе пройденного материала, источниками на экзамене пользоваться не разрешается. На написание работы отводится 160 минут.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.28 * Контрольная работа + 0.42 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Завершнева, Е. Ю. (2016). Выготский vs Фрейд: о переосмыслении психоанализа с точки зрения культурно-исторической психологии. Cultural-Historical Psychology, 12(4), 14–25. https://doi.org/10.17759/chp.2016120402
- Нижников, С. (2006). Понятие души в культурных традициях Востока и Запада. Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Философия, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14273997
Рекомендуемая дополнительная литература
- Robinson, D. N. (1995). An Intellectual History of Psychology (Vol. 3rd ed). Madison, Wis: University of Wisconsin Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=332988
- Хисамбеев, Ш. (2013). Историко-Теоретический Анализ Гносеологического И Онтологического Подходов В Психологических Концептах Нового Времени1. Гуманитарный Вектор. Серия: Педагогика, Психология, (33). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14451213