• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2017/2018

Психология

Статус: Курс обязательный
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Бондарко Николай Александрович, Ермакова Лия Леонидовна, Калугин Дмитрий Яковлевич, Каплун Виктор Львович, Костин Андрей Александрович, Родин (Маслов) Борис Павлович, Савицкий Станислав Анатольевич, Светликова Илона Юрьевна, Токарев Дмитрий Викторович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина "Психология" знакомит студентов филологов с историей влияния представлений о душе на европейскую культуру, с основными этапами становления психологии и подходов к изучению психологии творчества в зарубежной и русской литературе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления о предмете психологии, ее методе и месте в системе наук, об эволюции психики, а также базовых знаний о психологических феноменах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет полное представление о подходах к психологии в Европе раннего Нового Времени.
  • Имеет представление о психоанализе, новаторстве Фрейда и его вкладе в интерпретацию произведений литературы и искусства.
  • Владеет комплексным видением развития психологии в СССР 1920-х гг., а также мировой психологической традиции данной эпохи, понимает вклад в психологию Л. С. Выготского Г. Г. Шпета.
  • Знает понятия "коллективный травмирующий опыт", "психология травмы", "исследования коллективной памяти", а также их политические приложения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психология в кругу наук о человеке и естественных наук.
    Психология в кругу наук о человеке и естественных наук. Термин и предмет изучения. Научность и доказательность. «О душе» Аристотель; мысли о душе, теле, мысли, памяти и эмоциях в античности и Средние века. Нормативность и патология душевного опыта; меланхолия и экстаз. Европейская и азиатские (пред)психологические традиции. Подходы к психологии в Европе раннего нового времени. Эксперимент и метафорический инструментарий. Медицина, тело, управление и душа. «Глубинная» и экспериментальная психология
  • Рационализм и психология.
    Рационализм и психология. Соотношение души и тела у Декарта. Появление «реактивной психологии». Психологические интуиции XIX век. Фрейд и открытие психоанализа. Психоанализ и литература. Открытие бессознательного и формирование новых принципов герменевтики. Новаторство Фрейда и его вклад в интерпретацию произведений литературы и искусства. Интерпретация трагедии Софокла «Царь Эдип» в психоаналитическом духе. Влияние концепций Зигмунда Фрейда на литературу и искусство. Ревизия фрейдовского психоанализа Жаком Лаканом. Психоаналитические интерпретации литературных текстов. Что такое человеческие эмоции?
  • Эксперимент, медицина, естественнонаучный подход к психике и редукционизм.
    Эксперимент, медицина, естественнонаучный подход к психике и редукционизм. Физиология и психология. Г. Гельмгольц, И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов. Психология в СССР 1920-х гг. и мировая психологическая традиция. Л. С. Выготский, Г. Г. Шпет. Структурная психология. Мышление и сознание; интроспекция; гештальтпсихология. В. Вундт, Э. Титченер; Вюрцбургская школа. Бихевиоризм. Рефлексы, среда, стимулы. Дж. Б. Уотсон, Б. Ф. Скиннер. Радикальный бихевиоризм, прикладной анализ поведения. Психология обучения. К. Халл и Э. Толмен. Эйдетика и фотографическая память; Марбургская школа и психология расы. Прикладная психология Г. Мюнстерберга и В. Штерна.
  • Психология как инструмент, товар и культурный феномен.
    Психология как инструмент, товар и культурный феномен. Психоанализ, эгопсихология и поп-психология. Гипноз, психоаналитическое кресло, тест IQ, анонимные группы, НЛП и др. феномены на и за границей парапсихологии. Кросс-культурная психология и здравый смысл. Психология потребления, риторика и психологические аспекты управления. Коллективный травмирующий опыт, психология травмы, исследования коллективной памяти и их политические приложения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории. На написание контрольной работы отводится 45 минут. Не разрешается пользоваться никакими источниками.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в аудитории письменно по билетам. Студенту требуется развернуто ответить на 2 вопроса (в билете). Вопросы составлены на основе пройденного материала, источниками на экзамене пользоваться не разрешается. На написание работы отводится 160 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.28 * Контрольная работа + 0.42 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Завершнева, Е. Ю. (2016). Выготский vs Фрейд: о переосмыслении психоанализа с точки зрения культурно-исторической психологии. Cultural-Historical Psychology, 12(4), 14–25. https://doi.org/10.17759/chp.2016120402
  • Нижников, С. (2006). Понятие души в культурных традициях Востока и Запада. Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Философия, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14273997

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Robinson, D. N. (1995). An Intellectual History of Psychology (Vol. 3rd ed). Madison, Wis: University of Wisconsin Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=332988
  • Хисамбеев, Ш. (2013). Историко-Теоретический Анализ Гносеологического И Онтологического Подходов В Психологических Концептах Нового Времени1. Гуманитарный Вектор. Серия: Педагогика, Психология, (33). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14451213