• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2017/2018

Научно-исследовательский семинар "Образы эпохи Возрождения в русском модернизме"

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Светликова Илона Юрьевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Образы эпохи Возрождения в русском модернизме" посвящен рецепции итальянского Ренессанса на рубеже XIX - XX вв. Студенты знакомятся с сочинениями русских модернистов, касающихся культуры Ренессанса, их источниками и историческим контекстом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с базовыми сведениями о рецепции итальянской культуры эпохи Возрождения на рубеже XIX-ХХ в.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Излагает основные сведения из области рецепции итальянского Возрождения на рубеже XIX-ХХ вв.
  • Перечисляет основные вехи истории понятий «Ренессанс» и «гуманизм» и дает определения этим понятиям. Рефеирует научные комментарии.
  • Читает, называет и тезисно пересказывает основную литературу по проблемам рецепции Ренессанса в русской литературе к. ХIХ - нач. ХХ в. Реферирует научные статьи по данной проблеме.
  • Читает, называет, понимает ключевые тексты русского модернизма, касающиеся Возрождения. Анализирует художественные тексты в русле ренессансной философской и историко-культурной проблематики.
  • Читает, называет, понимает и анализирует ключевые тексты русской философии, касающиеся итальянского Возрождения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
    культура итальянского Ренессанса глазами модернистов
  • История понятий «Ренессанс» и «гуманизм»
    Книга Якоба Буркхардта «Культура Возрождения в Италии», ее предшественники и историко-литературный контекст. Понятие «Ренессанс» до и после «Культуры Возрождения». Образы гуманистов у Буркхардта.
  • Фридрих Ницше и Якоб Буркхардт
    Представления о Возрождении Рихарда Вагнера. «Рождение трагедии из духа музыки». Идея «сверхчеловека» и «Ренессансный человек» Буркхардта.
  • Возрождение и современность: образы Ренессанса у русских модернистов
    Дм. Мережковский и А. Волынский о Леонардо да Винчи Вяч. Иванов и «Третье Возрождение» Наука и магия эпохи Возрождения: Агриппа Неттесгеймский у Валерия Брюсова. Джиордано Бруно на рубеже ХХ в. : «гуманист» vs. «пифагореец». Возрождение в «Мусагете». Микеланджело у Георга Зиммеля и Андрея Белого. «Гуманизм» в критике и поэзии Блока. Пометы на полях книг библиотеки Блока как источник для реконструкции модернисткого образа Возрождения. «Крушение гуманизма» и поэма «Возмездие»: образ современности как продолжения итальянского Возрождения. Представления о мистических корнях эпохи Возрождения. Поэма «Двенадцать».
  • Русская философская мысль эпохи модернизма и культура итальянского Возрождения
    Первая мировая война: Средневековье vs. Ренессанс. Кант как вершина «гуманизма» и русские антикантиацы. Павел Флоренский: историко-культурная концепция «Обратной перспективы»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Доклад
    Устное сообщение по материалам обсуждаемых работ и собственного исследования. Тема для проведения исследования выбирается из предложенного перечня. Возможно сформулировать тему самостоятельно, в рамках пройденного материала и по согласованию с преподавателем. Длительность 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Экзамен (эссе)
    Письменная работа, которая требует привлечения текстов разных жанров в рамках рассмотрения той или иной теоретически значимой проблемы(темы) (объемом около 2.5 тыс. слов). Эссе выполняется студентом вне аудитории по одной из предложенных тем. Источники для раскрытия темы эссе подбираются студентом самостоятельно.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Доклад + 0.2 * Домашнее задание + 0.6 * Экзамен (эссе)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kunichika, M. (2015). ’Our Native Antiquity’ : Archaeology and Aesthetics in the Culture of Russian Modernism. Boston: Academic Studies Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1202933
  • Васильев, В. К. Сюжетная типология русской литературы XI–XX веков (Архетипы русской культуры). От Средневековья к Новому времени [Электронный ресурс] : Монография / В. К. Васильев. - Красноярск : ИПК СФУ, 2009. - 260 с. - ISBN 978-5-7638-1932-8.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bird, R. (2009). Concepts of the person in the symbolist philosophy of Viacheslav Ivanov. Studies in East European Thought, 61(2/3), 89–96. https://doi.org/10.1007/s11212-009-9076-0
  • Ребель Г.М. - Русская литература XIX века: Типология героев и романных форм: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 384с. - ISBN: 978-5-9765-3506-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/105190