• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Семейное психологическое консультирование

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Программа направлена на знакомство студентов с семейным психологическим консультированием, его историей, становлением, основными подходами, а также актуальным состояним подхода& Дисциплина направлена на усвоение студентами базовых знаний в области теории и практики семейного консультирования - прежде всего основ системного мышления, базовых теоретических знаний и практических умений семейного консультанта – как необходимой основы как для социальной и консультативной работы с семьей, так и для дальнейшего развития и совершенствования навыков практической психотерапевтической работы с семьей
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • усвоение студентами базовых знаний в области теории и практики семейного консультирования - прежде всего основ системного мышления, базовых теоретических знаний и практических умений семейного консультанта – как необходимой основы как для социальной и консультативной работы с семьей, так и для дальнейшего развития и совершенствования навыков практической психотерапевтической работы с семьей
  • формирование у студентов коммуникативности, толерантности, повышение их общей культуры, прежде всего в области неклассического рационального мышления, а также семейных взаимоотношений и коммуникации между людьми в целом.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать историю и современное состояние теории и практики семейного консультирования и собственно классической системной семейной психотерапии как ведущего ее направления; место ССТ в ряду других психотерапевтических подходов;
  • иметь представление об основных школах классической системной семейной терапии, а также особенностях терапевтической работы наиболее известных представителей этих школ; основные методологические и теоретические принципы работы с семьей как с системой; основные методы воздействия, используемые в семейном консультировании;
  • иметь представление об основных школах классической системной семейной терапии, а также особенностях терапевтической работы наиболее известных представителей этих школ;
  • знание основных школ классической системной семейной терапии, а также особенностей терапевтической работы наиболее известных представителей этих школ; основные методологические и теоретические принципы работы с семьей как с системой; основные методы воздействия, используемые в семейном консультировании;
  • Иметь представление об истории и современном состояние теории и практики семейного консультирования и собственно классической системной семейной психотерапии как ведущего ее направления; о месте ССТ в ряду других психотерапевтических подходов;
  • Иметь представление об истории и современном состояние теории и практики семейного консультирования и собственно классической системной семейной психотерапии как ведущего ее направления; о месте ССТ в ряду других психотерапевтических подходов; 

  • Уметь адекватно определять область применения навыков семейного консультанта;
  • ориентироваться в основном перечне семейной терапевтической проблематики и специфики работы с ней;
  • Уметь организовать первичный контакт с семьей, иметь навыки построения системной терапевтической гипотезы и передачи «обратной связи» семье; базовые навыки основных методических и технических приемов системного терапевта.
  • ориентироваться в основном перечне семейной терапевтической проблематики и специфики работы с ней; 

  • Иметь представление о месте ССТ в ряду других психотерапевтических подходов; 

Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1.1. Общее представление о Семейной психотерапии и консультировании семьи
    Основные особенности системной семейной терапии как основы консультативной работы с семьей и работа с семьей в других психотерапевтических подходах. Общее представление о специфике методологической базы и становления Системной семейной психотерапии как ведущего психотерапевтического подхода в работе с семьей.
  • Тема 1.2. История становления семейной терапии
    Изучение взаимодействия в семьях больных шизофренией. Теория семейных систем Мюррея Боуэна, представление о дифференциации, основные способы преодоления тревоги в нуклеарной семье и эмоциональные процессы в семье; семейные треугольники, процесс межпоколенческой передачи в семье, идея терапевтической нейтральности. Теория коммуникации. Грегори Бейтсон и проект исследования «шизофренической коммуникации» в Пало-Альто. Коммуникация и мета-коммуникация. Цифровая и аналоговая коммуникация. “Двойное послание (ловушка)”. Коммуникационный парадокс. Вирджиния Сатир, идеи включенности ребенка в регуляцию супружеских отношений, представление о “двойном послании” и эффективной коммуникации, терапевт как ресурсная фигура в построении эффективной коммуникации, принцип “здесь и теперь” в работе с семьей. Метод семейной реконструкции. Стансы. Семейная скульптура.
  • Тема 2.1.Методологические основания Системной семейной терапии
    Общая теория систем. Людвиг фон Берталанфи и Норберт Винер, кибернетика первого порядка; Преодоление механистического и развитие организмического подхода, организмические обьекты изучения и воздействия как динамические живые системы. Описание законов функционирования живых (открытых) систем в сопоставлении с неживыми ( закрытыми) системами - Нон- суммарность, осциляция, целостность, эквифинальность, кольцо (петля) обратной связи. Принцип гомеостаза и принцип развития. Жизненный цикл семьи. Представление о нормативном и ненормативном кризисе в семейной системе. Изменения первого и второго порядка в семье. Процесс коммуникации как система.Теория коммуникации. (Вацлавик, Бинер, Джексон) тотальность коммуникации; комплиментарность и симметричность; относительность пунктуации в коммуникативных последовательностях; командный и передающий аспект в коммуникации; цифровой и аналоговый способ передачи информации; парадокс в коммуникации. Диагностическая модель Оудсхоорна. Классификация: основных видов семейной терапии.
  • Тема 2.2. Основные параметры семейной системы
    Поведенческие паттерны и стереотипы взаимодействия семье, семейные правила, семейные мифы. Границы семьи и ее подсистем. Иерархия в семейной системе. Системообразующее событие в семье. Семейные стабилизаторы, идентифицированный пациент, симптом как стабилизатор динамики семейной системы.
  • Тема 3.1. Структурный подход
    Представление о функциональной и дисфункциональной структурной организации семьи. Диагностическая Модель Дж. Олсона (варианты тестов Олсона - FACESШ и IV) и их адаптация в России. Основные семейные подсистемы. Основные методы воздействия на дисфункциональную семейную структуру.
  • Тема 3.2.Стратегический подход
    Симптом в системе коммуникации в семье. Поведенческие предписания в стратегическом подходе. Прямые и парадоксальные предписания Дж.Хейли. Симптом как метафора общесемейной проблемы К. Маданес.. Имитация симптома. Преодоление симптоматических поведенческих последовательностей функциональными. Иерархия и инверсированная иерархия в семье.
  • Тема 3.3.Миланская школа (С. Паллазоли, Дж. Прата, Л. Босколо, Дж.Чекин)
    Патологическая система коммуникации в семье, ее основные характеристики и логика ее психотерапевтического преодоления. Язык как рационалистски линейно организованная система высказываний в описании циркулярной системы коммуникации ( «тирания языка»). «Позитивная коннатация» и парадоксальное предписание. Работа с командой.
  • Тема 4.1.Основные методологические принципы работы с семьей –классический системный подход
    Нейтральность. Циркулярность. Гипотетичность. Потеря нейтральности и супервизия. Представление о терапевтической этике в работе с семьей. Собственная семейная ситуация консультанта.
  • Тема 4.2.Основные методические приемы в работе с семьей
    Семейная история и анализ расширенной семьи. Метод анализа семейной генограммы. Первый контакт с семьей. Организация работы с семьей. Метод циркулярного интервью. Обратная связь и заключение контракта с семьей. Системная гипотеза и принципы ее построения. Анализ структурных нарушений в семье. Основные способы достижения функциональной структурной организации семьи. Нейтральность, циркулярность и супервизия “трудного случая”. Методы воздействия на семейную систему: Нормализация. Позитивная коннотация (переопределение). Предписание. Парадоксальное предписание. Семейная скульптура.
  • Тема 5.1.Консультирование семей с зависимостями, алкоголизм, наркомания.
    Специфика системного взгляда на проблему алкоголизма в семье. “Круг алкоголической зависимости”. Основные стадии алкоголизма. Основные особенности структурной и функциональной организации алкоголических семей. Со-зависимость. Психологические особенности детей, воспитывающихся в алкоголических семьях. Основные принципы системной работы с алкоголической семьей.
  • Тема 5.2.Консультирование семей с нарушением детско-родительских отношений. Ребенок с симптомом в семейной системе.
    Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей, детское воровство. Представление о нарушениях поведения у детей как симптоме в системе. Нервная анорексия (булемия).Особенности организации семейной системы с пищевыми нарушениями. Основные принципы психотерапевтической работы.
  • Тема 5.3.Консультирование семьи в ситуации супружеского развода
    Признаки готовности к разводу. Особенности переживания развода детьми различного воз- раста. Развод и работа с травмой. Основные этапы работы с разводящейся семьей.
  • Тема 5.5.Использование в семейном консультировании методов других психотерапевтических школ. Дальнейшее развитие системного подхода в 21 веке.
    Новые тенденции в системном подходе на рубеже 20 и 21 в – экспертная и сотрудничающая позиция писхотерапевта, терапевтическая система коммуникации, смена парадигмы нейтрального наблюдателя на парадигму управляющего участника, ориентированный на решение подход в работе семей, супружескими и детско-родительскими вопросами. Нарративный подход в работе семей, супружескими и детско-родительскими вопросами. Неоклассические подходы как новые варианты интегративных классических подходов. ЭФТ, терапия субличностей. Поле профессионального семейного консультирование сегодня.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа:
  • неблокирующий Экзамен (тест)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Аудиторная работа + 0.2 * Самостоятельная работа: + 0.4 * Экзамен (тест)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс, Варга А. Я., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Budinayte G.L., & Geronimus I.A. (2013). Application of solution focused brief therapy techniques in a helpline services. Konsulʹtativnaâ Psihologiâ i Psihoterapiâ, (4), 165. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.71b4e25eaefa484b976191ca77dcae02
  • Budinayte G.L., & Kogan-Lerner L.B. (2011). Image of family structure by 6—8 years children in the situation of divorce. Konsulʹtativnaâ Psihologiâ i Psihoterapiâ, (2), 91. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.70bdb5ebd72448a18762e325d66801d8
  • Germain, C. B. (1975). Families and Family Therapy. By Salvador Minuchin. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1974. 268 pp. $10.00 and Uncommon Therapy: The Psychiatric Techniques of Milton H. Erickson, M.D. By Jay Haley. New York: W. W. Norton & Co., 1973. 313 pp. $8.95. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B01365BC
  • Gladding, S. T. (2015). Family Therapy: History, Theory, and Practice, Global Edition (Vol. Sixth edition Global edition). Harlow, Essex: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1419523
  • Индивидуальное и семейное психологичекое консультирование, Алешина Ю. Е., 2004
  • Коган-Лернер Л. Б., Орлова Е. С., & Быховец Ю. В. (n.d.). Взаимосвязь признаков посттравматического стресса и параметров структурной организации семейной системы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fvzaimosvyaz-priznakov-posttravmaticheskogo-stressa-i-parametrov-strukturnoy-organizatsii-semeynoy-sistemy